Название это - USS Grayback. Английский язык славен тем, что одно слово может иметь много совершенно не связанных смыслов, и Grayback в этом смысле не исключение. Искусственный интеллект от Гугла предлагает следующие варианты: солдат Конфедерации из-за его серой формы; персонаж эпопеи о Гарри Поттере; валюта Конфедерации
опять же из-за цвета, в отличие от зелёных купюр северян гринбэк; некоторые виды птиц и даже вшей (!); некоторые виды рыб, в том числе сиг.
Учитывая, что многие лодки американцев имели именно "рыбные" названия, я склоняюсь к последнему варианту.
Хотя эмблемой лодки USS Grayback (SS-208) была вот такая аппетитная русалка
Спуск лодки на воду со слипа верфи Electric Boat 31 января 1941 года
В море
В ходе войны USS Grayback (SS-208) заняла двадцатое место в списке по тоннажу противника, отправленному на дно - уничтожив 14 вражеских кораблей (63 835 тонн).
В первом же патруле ей пришлось схлестнуться с японской подлодкой. Четыре дня они охотились друг за другом, но безрезультатно. 17 марта 1942 года она потопила своё первое судно, 3291-тонное Ishikari Maru
Второй, третий и четвёртый походы окончились безрезультатно, зато пятый начался с того, что помощник фармацевта Гарри Б. Роби, никогда прежде не делавший этого, удалил воспалившийся аппендикс у одного из команды, пишется, что при отсутствии хирургических инструментов (?) - у кока ножик занял? Операция прошла успешно.
В этом походе артиллерией были потоплены 4 десантные баржи, затем очередное сражение с японской подводной лодкой. 3 января 1943 года была потоплена японская I-18
5 января было получено известие, что 6 человек экипажа сбитого бомбардировщика Martin B-26 Marauder
прячутся на близлежащем тропическом острове. Лодка высадила двух человек для поиска лётчиков, переждала день под водой, а следующей ночью приняла всех на борт.
Кроме того, чуть позже пыталась атаковать большое судно под охраной эсминца, но тот не дремал и сам атаковал её, в результате появилась большая течь и Grayback была вынуждена вернуться на базу.
В девятом патруле лодка смогла поквитаться, потопив грузовое судно «Гёкурей-мару» и эскортный корабль «Нумаказэ» , а также повредив несколько других в результате надводной атаки
Десятый патруль Grayback , самый успешный по потопленному тоннажу, стал также и последним. Она отплыла из Перл-Харбора 28 января 1944 года в Восточно-Китайское море. 24 февраля Grayback сообщила по радио, что 19 февраля она потопила два грузовых судна и повредила два других ( потоплены Taikei Maru и Toshin Maru ). 25 февраля она передала свой второй и последний доклад. Тем утром она потопила танкер Nanho Maru и серьезно повредила Asama Maru . Поскольку оставалось только две торпеды, ей было приказано вернуться из патрулирования. Grayback должна была прибыть на Мидуэй 7 марта, но так и не пришла.
Из захваченных японских документов было установлено, что эти две торпеды она потратила 27 февраля для потопления танкера "Цейлон мару". В тот же день торпедоносец "Накадзима",
предположительно с авианосца "Дзуйкаку", застал её на поверхности и точно поразил всего одной 250-кг бомбой. По японским данным, лодка затонула за 30 секунд. 65 человек команды вместе с командиром, лейтенант-коммандером Джоном Андерсон Муром
погибли вместе с лодкой, войдя в печальный список погибших за Вторую мировую войну 52 американских подводных лодок, унёсших жизни 374 офицеров и 3131 матроса.
Её смогла обнаружить только 10 ноября 2019 года организация Lost 52 Project. Дело в том, что останки лодки находились примерно в 100 милях от предполагаемого места гибели.
Второй USS Grayback (SS/SSG/APSS/LPSS-574) был спущен на воду 2 июля 1957 года. Крестной матерью была вдова погибшего с первым USS Grayback Джона Андерса Мура
Это была лодка, вооружённая крылатыми ракетами "Регулус", способными нести ядерную боеголовку. Они размещались в двух цилиндрических контейнерах на носу лодки
Между ними и рубкой располагалась пусковая установка. Ракета выдвигалась из контейнера и заводилась на неё. Вот на ней находится "Регулус" первой модификации
А это уже ракета второй модификации
Старт
Всего таких лодок успели построить две, но уже пришло время баллистических ракет, размещавшихся в шахтах, потребовавших новой конструкции лодок и от дальнейшей постройки дизель-электрических "Грейбэков" отказались. Программа ракет «Регулус» была завершена в 1964 году, и «Грейбэк» был выведен из эксплуатации.
Но не пропадать же добру. Переоборудование началось в ноябре 1967 года. Первоначально стоимость переоборудования оценивалась в 15,2 млн долларов США, но затем превысила 30 млн долларов США. (Как всегда:). 30 августа 1968 года подводная лодка была переклассифицирована из ракетной в амфибийную транспортную подводную лодку.
В результате модернизации в носовой части машинного отделения были добавлены две балластные цистерны (увеличив длину корпуса на 4 метра), лодка была приспособлена для перевозки 67 военнослужащих и средств доставки боевых пловцов (SDV) спецназа «Морские котики», включая декомпрессионную камеру в ангаре по правому борту.
Эта камера стала местом гибели пяти спецназовцев, задохнувшихся в процессе декомпрессии в январе 1982 года. А до этого момента всё шло нормально. В июне 1972 года «Грейбэк» доставил отряд спецназа к побережью Северного Вьетнама в рамках операции "Тандерхэд".
Идеей было спасение двух американских лётчиков, которые должны были бежать из вьетнамской тюрьмы.
"Морские котики" перед операцией
Были привлечены также вертолёты. Но всё пошло наперекосяк. Лётчиков не спасли, зато при десантировании погиб один из спецназовцев лейтенант Мелвин Спенс Драй
Вертолёт летел слишком высоко и быстро, и он сломал шею при ударе об воду. Трое его товарищей получили серьёзные травмы. Драй стал последним «морским котиком», погибшим во время войны во Вьетнаме. Обстоятельства его гибели были засекречены, в том числе и от родных, и раскрыты только в 2008 году, когда он посмертно был награждён Бронзовой звездой за отвагу.
«Грейбэк» был выведен из эксплуатации 15 января 1984 года и потоплен в качестве мишени 13 апреля 1986 года в Южно-Китайском море.
*****
P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать". Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.
........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4