Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Две американские подлодки с одним названием, но столь разными судьбами

Название это - USS Grayback. Английский язык славен тем, что одно слово может иметь много совершенно не связанных смыслов, и Grayback в этом смысле не исключение. Искусственный интеллект от Гугла предлагает следующие варианты: солдат Конфедерации из-за его серой формы; персонаж эпопеи о Гарри Поттере; валюта Конфедерации

опять же из-за цвета, в отличие от зелёных купюр северян гринбэк; некоторые виды птиц и даже вшей (!); некоторые виды рыб, в том числе сиг.

Учитывая, что многие лодки американцев имели именно "рыбные" названия, я склоняюсь к последнему варианту.

Хотя эмблемой лодки USS Grayback (SS-208) была вот такая аппетитная русалка

-2

Спуск лодки на воду со слипа верфи Electric Boat 31 января 1941 года

-3

В море

-4

В ходе войны USS Grayback (SS-208) заняла двадцатое место в списке по тоннажу противника, отправленному на дно - уничтожив 14 вражеских кораблей (63 835 тонн).

В первом же патруле ей пришлось схлестнуться с японской подлодкой. Четыре дня они охотились друг за другом, но безрезультатно. 17 марта 1942 года она потопила своё первое судно, 3291-тонное Ishikari Maru

-5

Второй, третий и четвёртый походы окончились безрезультатно, зато пятый начался с того, что помощник фармацевта Гарри Б. Роби, никогда прежде не делавший этого, удалил воспалившийся аппендикс у одного из команды, пишется, что при отсутствии хирургических инструментов (?) - у кока ножик занял? Операция прошла успешно.

В этом походе артиллерией были потоплены 4 десантные баржи, затем очередное сражение с японской подводной лодкой. 3 января 1943 года была потоплена японская I-18

-6

5 января было получено известие, что 6 человек экипажа сбитого бомбардировщика Martin B-26 Marauder

-7

прячутся на близлежащем тропическом острове. Лодка высадила двух человек для поиска лётчиков, переждала день под водой, а следующей ночью приняла всех на борт.

Кроме того, чуть позже пыталась атаковать большое судно под охраной эсминца, но тот не дремал и сам атаковал её, в результате появилась большая течь и Grayback была вынуждена вернуться на базу.

В девятом патруле лодка смогла поквитаться, потопив грузовое судно «Гёкурей-мару» и эскортный корабль «Нумаказэ» , а также повредив несколько других в результате надводной атаки

-8

Десятый патруль Grayback , самый успешный по потопленному тоннажу, стал также и последним. Она отплыла из Перл-Харбора 28 января 1944 года в Восточно-Китайское море. 24 февраля Grayback сообщила по радио, что 19 февраля она потопила два грузовых судна и повредила два других ( потоплены Taikei Maru и Toshin Maru ). 25 февраля она передала свой второй и последний доклад. Тем утром она потопила танкер Nanho Maru и серьезно повредила Asama Maru . Поскольку оставалось только две торпеды, ей было приказано вернуться из патрулирования. Grayback должна была прибыть на Мидуэй 7 марта, но так и не пришла.

Из захваченных японских документов было установлено, что эти две торпеды она потратила 27 февраля для потопления танкера "Цейлон мару". В тот же день торпедоносец "Накадзима",

-9

предположительно с авианосца "Дзуйкаку", застал её на поверхности и точно поразил всего одной 250-кг бомбой. По японским данным, лодка затонула за 30 секунд. 65 человек команды вместе с командиром, лейтенант-коммандером Джоном Андерсон Муром

-10

погибли вместе с лодкой, войдя в печальный список погибших за Вторую мировую войну 52 американских подводных лодок, унёсших жизни 374 офицеров и 3131 матроса.

Её смогла обнаружить только 10 ноября 2019 года организация Lost 52 Project. Дело в том, что останки лодки находились примерно в 100 милях от предполагаемого места гибели.

Второй USS Grayback (SS/SSG/APSS/LPSS-574) был спущен на воду 2 июля 1957 года. Крестной матерью была вдова погибшего с первым USS Grayback Джона Андерса Мура

-11

Это была лодка, вооружённая крылатыми ракетами "Регулус", способными нести ядерную боеголовку. Они размещались в двух цилиндрических контейнерах на носу лодки

-12

Между ними и рубкой располагалась пусковая установка. Ракета выдвигалась из контейнера и заводилась на неё. Вот на ней находится "Регулус" первой модификации

-13

А это уже ракета второй модификации

-14

Старт

-15

Всего таких лодок успели построить две, но уже пришло время баллистических ракет, размещавшихся в шахтах, потребовавших новой конструкции лодок и от дальнейшей постройки дизель-электрических "Грейбэков" отказались. Программа ракет «Регулус» была завершена в 1964 году, и «Грейбэк» был выведен из эксплуатации.

Но не пропадать же добру. Переоборудование началось в ноябре 1967 года. Первоначально стоимость переоборудования оценивалась в 15,2 млн долларов США, но затем превысила 30 млн долларов США. (Как всегда:). 30 августа 1968 года подводная лодка была переклассифицирована из ракетной в амфибийную транспортную подводную лодку.

-16

В результате модернизации в носовой части машинного отделения были добавлены две балластные цистерны (увеличив длину корпуса на 4 метра), лодка была приспособлена для перевозки 67 военнослужащих и средств доставки боевых пловцов (SDV) спецназа «Морские котики», включая декомпрессионную камеру в ангаре по правому борту.

-17

Эта камера стала местом гибели пяти спецназовцев, задохнувшихся в процессе декомпрессии в январе 1982 года. А до этого момента всё шло нормально. В июне 1972 года «Грейбэк» доставил отряд спецназа к побережью Северного Вьетнама в рамках операции "Тандерхэд".

Идеей было спасение двух американских лётчиков, которые должны были бежать из вьетнамской тюрьмы.

"Морские котики" перед операцией

-18

Были привлечены также вертолёты. Но всё пошло наперекосяк. Лётчиков не спасли, зато при десантировании погиб один из спецназовцев лейтенант Мелвин Спенс Драй

-19

Вертолёт летел слишком высоко и быстро, и он сломал шею при ударе об воду. Трое его товарищей получили серьёзные травмы. Драй стал последним «морским котиком», погибшим во время войны во Вьетнаме. Обстоятельства его гибели были засекречены, в том числе и от родных, и раскрыты только в 2008 году, когда он посмертно был награждён Бронзовой звездой за отвагу.

«Грейбэк» был выведен из эксплуатации 15 января 1984 года и потоплен в качестве мишени 13 апреля 1986 года в Южно-Китайском море.

*****

P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать". Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.

........................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4