Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Май Митурич. К мысу радости

Где: Новая Третьяковка

Адрес: Москва, Крымский Вал, 10

До: 12 октября 2025

Черногория. Святой Стефан. 2006. бумага ручного отлива, акварель
Черногория. Святой Стефан. 2006. бумага ручного отлива, акварель

В Новой Третьяковке проходит выставка «Май Митурич. К мысу радости», приуроченная к 100-летию со дня рождения Мая Петровича Митурича-Хлебникова (1925–2008), одного из самых известных графиков и иллюстраторов второй половины XX века.

Даже если это имя у Вас не на слуху, то прийдя на выставку Вы узнаете образы героев, знакомых каждому с детства. Иллюстрации Мая Митурича к произведениям Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Редьярда Киплинга, Льюиса Кэрролла стали классикой. Именно на этой Багире, на этой Мухе-Цокотухе и на этом Бармалее выросло не одно поколение.

-3

Май Митурич родился 29 мая 1925 года в семье художников Петра Митурича и Веры Хлебниковой. Родители ждали девочку, для неё было готово имя, но родился мальчик, так как событие произошло в мае, его и назвали Маем.

Петр Митурич. Мать и сын. 1929. Бумага, тушь, кисть
Петр Митурич. Мать и сын. 1929. Бумага, тушь, кисть

По материнской линии Май Митурич является племянником поэта-авангардиста Велимира Хлебникова. Вторая часть фамилии художника и была взята им, потому, что он был последним из Хлебниковых, пусть и по женской линии.

Петр Митурич. Автопортрет. 1911-1914. бумага, графитный карандаш
Петр Митурич. Автопортрет. 1911-1914. бумага, графитный карандаш

Отец, Петр Митурич, родился в дворянской семье потомственных военных. Митуричи — сербы, несшие военную службу в России еще при Екатерине Великой.

Вера Хлебникова. Вид из окна. 1938. Бумага, графитный карандаш, акварель
Вера Хлебникова. Вид из окна. 1938. Бумага, графитный карандаш, акварель

Небольшой раздел выставки посвящен родителям мастера: Петру Митуричу, художнику-графику, преподавателю ВХУТЕМАСа, и художнице Вере Хлебниковой.

Пётр Митурич. Май с бабушкой едут. 1931. Бумага, графитный карандаш
Пётр Митурич. Май с бабушкой едут. 1931. Бумага, графитный карандаш

Петр Митурич познакомился с Велимиром Хлебниковым в 1915-м в Петрограде в мастерской Льва Бруни. Он был очарован философией и поэзией основоположника русского футуризма, “председателя земного шара”. Митурич искал визуальное воплощение идей Хлебникова. В 1922 году Петр Митурич пригласил Велимира Хлебникова, перенесшего малярию и тиф, нищего и бездомного, в деревню Санталово Новгородской губернии. Вскоре после приезда туда Хлебников слёг, поражённый параличом. Трагический рисунок Петра Митурича «Велимир на смертном одре» теперь хранится в Третьяковской галерее. Надо было сообщить родным Велимира о его смерти. Письмо получила сестра Вера. С этого момента началась их переписка.

Пётр Митурич. Вера с Маем. 1928 Бумага, графитный карандаш
Пётр Митурич. Вера с Маем. 1928 Бумага, графитный карандаш

Петр Митурич пригласил Веру приехать из Астрахани, где она жила, в Москву. Он получил небольшую комнату-студию в доме на Мясницкой, 21, общежитии ВХУТЕМАСа, где тогда преподавал. Вера жила очень бедно, и приехала на присланные Петром деньги. Так они впервые встретились.

Петр Митурич. Сын 1926. Картон, уголь, фиксатив
Петр Митурич. Сын 1926. Картон, уголь, фиксатив

В единственной комнате, Митурич, в прошлом офицер, поставил походную палатку, чтобы у молодой женщины была возможность уединиться. Это была любовь с первого взгляда. Петр вспоминал потом, что был ободранным и не способным очаровать девушку нарядами, тогда он предложил ей позировать обнаженным. Так начались семейные отношения.

 Вера Хлебникова. Май. 1926 Бумага, графитный и черный карандаши
Вера Хлебникова. Май. 1926 Бумага, графитный и черный карандаши

Родители Мая не сомневались, что сын вырастет художником.

“Я обречен быть художником, потому что с детства я видел, в основном, только художников. Я вообще до какого-то возраста думал, что все на свете художники, кроме молочницы и дворничихи.”

Детские рисунки Мая, начиная с самых первых, они бережно хранили вместе со своими работами. Некоторые из них представлены в экспозиции.
Дедушка будущего художника, Владимир Хлебников, был орнитологом, и Май научился различать и любить птиц и зверей. В доме всегда были животные: крымский заяц, белая крыса, водяная курочка.

В ноябре 1942 года 17-летний Май Митурич ушёл на войну добровольцем, закончил ее в Берлине, и демобилизовался только в 1948 году. При этом на вопрос о своём военном прошлом отвечал очень скромно:

«Я не скажу, что воевал. Я не был на передовой. К началу войны я уже рисовал, поэтому меня использовали как художника. Из разных частей собирали людей во фронтовую бригаду художников, и я туда попал. Когда наша армия освобождала какой-нибудь город, мы были уже на подходе к нему с заготовленными плакатами, портретами вождей и маршалов. Город еще горит, а мы устанавливаем на главной площади плакаты. Так довелось повидать и Киев, и Харьков, и Курскую дугу, и Новгород. Работал в Берлине – на Александр-плац мы устанавливали портреты всех маршалов и Сталина».

Май Митурич был награждён орденом Отечественной войны II степени и медалями «За взятие Берлина» и «За боевые заслуги».

Вернувшись к мирной жизни, художник поступил в Полиграфический институт. Учился одновременно в институте и в школе рабочей молодёжи. В 1953 году успешно защитил диплом. Дипломная работа Мая Митурича представлена на выставке.

 Теплица. 1950-е Вариант оформления обложки к просветительской брошюре. Новые типовые проекты теплицы. Бумага, гуашь
Теплица. 1950-е Вариант оформления обложки к просветительской брошюре. Новые типовые проекты теплицы. Бумага, гуашь

Это было очень непростое время: отец художника был объявлен формалистом и оказался в опале. Негативное отношение распространилось и на сына, которому после окончания вуза удалось устроиться только в издательство, которое выпускало буклеты, листовки и плакаты о сельском хозяйстве и целине.

Дети на кирпичной стене. 1957. Обложка к книге С.Я.Маршака Шалтай-Болтай. бумага, акварель, гуашь, белила
Дети на кирпичной стене. 1957. Обложка к книге С.Я.Маршака Шалтай-Болтай. бумага, акварель, гуашь, белила

Всё изменила встреча с Самуилом Яковлевичем Маршаком. За иллюстрации к книге С.Я. Маршака «Стихи для детей» в 1965 году Митурич получил серебряную медаль и диплом Международной выставки искусства книги в Лейпциге (ИБА-65), а спустя ещё два года за оформление книги К.И. Чуковского «Краденое Солнце» — серебряную медаль и диплом Международного биеннале иллюстраций детской книги в Братиславе (БИБ-67). Он стал одним из самых востребованных иллюстраторов детской книги.

Ехали медведи на велосипеде... 1972 Иллюстрация из книги К.И.Чуковского "Сказки дедушки Корнея". бумага, гуашь
Ехали медведи на велосипеде... 1972 Иллюстрация из книги К.И.Чуковского "Сказки дедушки Корнея". бумага, гуашь

Сотрудничество Мая Митурича и Корнея Чуковского началось в начале 1960-х годов и продолжалось многие годы. Нелепицы Чуковского, столь созвучные детской психике, нравились художнику тем, что они позволяли не следовать буквально за текстом, а экспериментировать с различными художественными приемами.

 Бармалей. 1968. Иллюстрация к книге К.И.Чуковского "Бармалей". Бумага, гуашь
Бармалей. 1968. Иллюстрация к книге К.И.Чуковского "Бармалей". Бумага, гуашь

Май Митурич говорил, что хочет, чтобы дети увидели, как кажущиеся по отдельности небрежными пятна могут складываться в стройное и содержательное целое, в художественный образ, слагающийся из цветовых и линейных контрастов и сочетаний.

Побывав в 1971 году в Индии, на Филиппинах и Цейлоне, Митурич решил проиллюстрировать «Маугли» Киплинга. Его интересовал не столько сюжет, любимой с детства книги, сколько мир удивительной природы, непроходимых джунглей. Получив заказ от издательства «Малыш», Митурич думает о том, где найти природу, близкую по атмосфере к джунглям. Фантазия художника преображает ботанические сады Ялты и Батуми, он много наблюдает за повадками зверей и рисует в зоопарках. Рассматривание иллюстраций становится для детей приключением. Среди бушующих растений не так просто отыскать персонажей: Маугли, величественную Багиру, мычащего в зарослях буйвола, грациозных фламинго.

-19

Художник оформил более 100 книг, на выставке зрители увидят многие из них, причем не просто увидят, а смогут посидеть, полистать книги, в центре Москвы приоткрыть окно в неведомую Японию. Изящные, неперегруженные лишними деталями иллюстрации, так созвучные японскому искусству, японской гравюре. За вклад в развитие культурных связей двух стран Май Митурич получил медаль Восходящего солнца. В знак признательности и уважения художнику в Японии подарили именную печать.

Невозможно не отметить, как мастерски использованы незаполненные участки бумаги, оставляя зрителю пространство для воображения. Эти белые пятна наполняют работы воздухом и светом.

Особое место в творчестве Мая Митурича занимала природа. Петр Митурич говорил сыну о том, что задачей художника является не копирование природы, а ее интерпретация на основе анализа и глубокого исследования. Следуя заветам отца, Май Митурич много работал на пленэре. Художник видит ритмы в природе, а затем переводит их в ритмы графические.

“Исчерпать новое в натуре для художника так же невозможно, как добежать до горизонта.”

Май Митурич

В пустыне (Верблюд) 1965. бумага, акварель, коричневый карандаш
В пустыне (Верблюд) 1965. бумага, акварель, коричневый карандаш

Любовь к путешествиям привела художника в самые отдалённые уголки страны: Белое море, Тува, Саяны, Дальний Восток, Сахалин и Курильские острова, Командорские острова. Константин Паустовский называл Мая Митурича «проводником по чудесной стране, имя которой – Россия».

Двое под дождем. 1983. Иллюстрация к сказке Настоятель и служка. из книги Японские народные сказки. Бумага, акварель, тушь, кисть, белила
Двое под дождем. 1983. Иллюстрация к сказке Настоятель и служка. из книги Японские народные сказки. Бумага, акварель, тушь, кисть, белила

В сложные 90-е годы художник был всё менее востребован.

“По-моему, издательства сейчас стараются находить художников, пусть уж они не обижаются, где-то под забором, с тем, чтобы очень мало платить. Это очень печально, ведь то, что западает в душу в детстве, определяет представления человека на всю жизнь. Теперешний рынок оказался суровее прежних консерваторов и душителей, которые уже вспоминаются с улыбкой. Так что я теперь “бывший детский иллюстратор”.

Митурич уехал по приглашению в Японию, и больше года проработал там.

Меня на этой ностальгической по детству выставке больше всего тронули иллюстрации к Гомеру и древнегреческим мифам. Чувствуется неразрывная связь времен, влияние античности на всю европейскую культуру, непреходящие вещи неподвластные времени. И вспоминаются строки моего любимого поэта Александра Городницкого:

Когда листва плывёт по рекам,
У осени на рубеже,
Читайте мифы древних греков. —
Там всё написано уже.
Судьба души твоей и тела —
Лишь повторённое кино,
Лишь вариация на тему,
Уже известную давно.

Третьяковская галерея предлагает зрителям добраться до Мыса радости. Главное, как говорил, Май Митурич сохранить в себе чистоту детского сердца.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Третьяковская_галерея #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Май_Митурич #куда_пойти_летом_в_Москве