Где: Новая Третьяковка
Адрес: Москва, Крымский Вал, 10
До: 12 октября 2025
В Новой Третьяковке проходит выставка «Май Митурич. К мысу радости», приуроченная к 100-летию со дня рождения Мая Петровича Митурича-Хлебникова (1925–2008), одного из самых известных графиков и иллюстраторов второй половины XX века.
Даже если это имя у Вас не на слуху, то прийдя на выставку Вы узнаете образы героев, знакомых каждому с детства. Иллюстрации Мая Митурича к произведениям Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Редьярда Киплинга, Льюиса Кэрролла стали классикой. Именно на этой Багире, на этой Мухе-Цокотухе и на этом Бармалее выросло не одно поколение.
Май Митурич родился 29 мая 1925 года в семье художников Петра Митурича и Веры Хлебниковой. Родители ждали девочку, для неё было готово имя, но родился мальчик, так как событие произошло в мае, его и назвали Маем.
По материнской линии Май Митурич является племянником поэта-авангардиста Велимира Хлебникова. Вторая часть фамилии художника и была взята им, потому, что он был последним из Хлебниковых, пусть и по женской линии.
Отец, Петр Митурич, родился в дворянской семье потомственных военных. Митуричи — сербы, несшие военную службу в России еще при Екатерине Великой.
Небольшой раздел выставки посвящен родителям мастера: Петру Митуричу, художнику-графику, преподавателю ВХУТЕМАСа, и художнице Вере Хлебниковой.
Петр Митурич познакомился с Велимиром Хлебниковым в 1915-м в Петрограде в мастерской Льва Бруни. Он был очарован философией и поэзией основоположника русского футуризма, “председателя земного шара”. Митурич искал визуальное воплощение идей Хлебникова. В 1922 году Петр Митурич пригласил Велимира Хлебникова, перенесшего малярию и тиф, нищего и бездомного, в деревню Санталово Новгородской губернии. Вскоре после приезда туда Хлебников слёг, поражённый параличом. Трагический рисунок Петра Митурича «Велимир на смертном одре» теперь хранится в Третьяковской галерее. Надо было сообщить родным Велимира о его смерти. Письмо получила сестра Вера. С этого момента началась их переписка.
Петр Митурич пригласил Веру приехать из Астрахани, где она жила, в Москву. Он получил небольшую комнату-студию в доме на Мясницкой, 21, общежитии ВХУТЕМАСа, где тогда преподавал. Вера жила очень бедно, и приехала на присланные Петром деньги. Так они впервые встретились.
В единственной комнате, Митурич, в прошлом офицер, поставил походную палатку, чтобы у молодой женщины была возможность уединиться. Это была любовь с первого взгляда. Петр вспоминал потом, что был ободранным и не способным очаровать девушку нарядами, тогда он предложил ей позировать обнаженным. Так начались семейные отношения.
Родители Мая не сомневались, что сын вырастет художником.
“Я обречен быть художником, потому что с детства я видел, в основном, только художников. Я вообще до какого-то возраста думал, что все на свете художники, кроме молочницы и дворничихи.”
Детские рисунки Мая, начиная с самых первых, они бережно хранили вместе со своими работами. Некоторые из них представлены в экспозиции.
Дедушка будущего художника, Владимир Хлебников, был орнитологом, и Май научился различать и любить птиц и зверей. В доме всегда были животные: крымский заяц, белая крыса, водяная курочка.
В ноябре 1942 года 17-летний Май Митурич ушёл на войну добровольцем, закончил ее в Берлине, и демобилизовался только в 1948 году. При этом на вопрос о своём военном прошлом отвечал очень скромно:
«Я не скажу, что воевал. Я не был на передовой. К началу войны я уже рисовал, поэтому меня использовали как художника. Из разных частей собирали людей во фронтовую бригаду художников, и я туда попал. Когда наша армия освобождала какой-нибудь город, мы были уже на подходе к нему с заготовленными плакатами, портретами вождей и маршалов. Город еще горит, а мы устанавливаем на главной площади плакаты. Так довелось повидать и Киев, и Харьков, и Курскую дугу, и Новгород. Работал в Берлине – на Александр-плац мы устанавливали портреты всех маршалов и Сталина».
Май Митурич был награждён орденом Отечественной войны II степени и медалями «За взятие Берлина» и «За боевые заслуги».
Вернувшись к мирной жизни, художник поступил в Полиграфический институт. Учился одновременно в институте и в школе рабочей молодёжи. В 1953 году успешно защитил диплом. Дипломная работа Мая Митурича представлена на выставке.
Это было очень непростое время: отец художника был объявлен формалистом и оказался в опале. Негативное отношение распространилось и на сына, которому после окончания вуза удалось устроиться только в издательство, которое выпускало буклеты, листовки и плакаты о сельском хозяйстве и целине.
Всё изменила встреча с Самуилом Яковлевичем Маршаком. За иллюстрации к книге С.Я. Маршака «Стихи для детей» в 1965 году Митурич получил серебряную медаль и диплом Международной выставки искусства книги в Лейпциге (ИБА-65), а спустя ещё два года за оформление книги К.И. Чуковского «Краденое Солнце» — серебряную медаль и диплом Международного биеннале иллюстраций детской книги в Братиславе (БИБ-67). Он стал одним из самых востребованных иллюстраторов детской книги.
Сотрудничество Мая Митурича и Корнея Чуковского началось в начале 1960-х годов и продолжалось многие годы. Нелепицы Чуковского, столь созвучные детской психике, нравились художнику тем, что они позволяли не следовать буквально за текстом, а экспериментировать с различными художественными приемами.
Май Митурич говорил, что хочет, чтобы дети увидели, как кажущиеся по отдельности небрежными пятна могут складываться в стройное и содержательное целое, в художественный образ, слагающийся из цветовых и линейных контрастов и сочетаний.
Побывав в 1971 году в Индии, на Филиппинах и Цейлоне, Митурич решил проиллюстрировать «Маугли» Киплинга. Его интересовал не столько сюжет, любимой с детства книги, сколько мир удивительной природы, непроходимых джунглей. Получив заказ от издательства «Малыш», Митурич думает о том, где найти природу, близкую по атмосфере к джунглям. Фантазия художника преображает ботанические сады Ялты и Батуми, он много наблюдает за повадками зверей и рисует в зоопарках. Рассматривание иллюстраций становится для детей приключением. Среди бушующих растений не так просто отыскать персонажей: Маугли, величественную Багиру, мычащего в зарослях буйвола, грациозных фламинго.
Художник оформил более 100 книг, на выставке зрители увидят многие из них, причем не просто увидят, а смогут посидеть, полистать книги, в центре Москвы приоткрыть окно в неведомую Японию. Изящные, неперегруженные лишними деталями иллюстрации, так созвучные японскому искусству, японской гравюре. За вклад в развитие культурных связей двух стран Май Митурич получил медаль Восходящего солнца. В знак признательности и уважения художнику в Японии подарили именную печать.
Невозможно не отметить, как мастерски использованы незаполненные участки бумаги, оставляя зрителю пространство для воображения. Эти белые пятна наполняют работы воздухом и светом.
Особое место в творчестве Мая Митурича занимала природа. Петр Митурич говорил сыну о том, что задачей художника является не копирование природы, а ее интерпретация на основе анализа и глубокого исследования. Следуя заветам отца, Май Митурич много работал на пленэре. Художник видит ритмы в природе, а затем переводит их в ритмы графические.
“Исчерпать новое в натуре для художника так же невозможно, как добежать до горизонта.”
Май Митурич
Любовь к путешествиям привела художника в самые отдалённые уголки страны: Белое море, Тува, Саяны, Дальний Восток, Сахалин и Курильские острова, Командорские острова. Константин Паустовский называл Мая Митурича «проводником по чудесной стране, имя которой – Россия».
В сложные 90-е годы художник был всё менее востребован.
“По-моему, издательства сейчас стараются находить художников, пусть уж они не обижаются, где-то под забором, с тем, чтобы очень мало платить. Это очень печально, ведь то, что западает в душу в детстве, определяет представления человека на всю жизнь. Теперешний рынок оказался суровее прежних консерваторов и душителей, которые уже вспоминаются с улыбкой. Так что я теперь “бывший детский иллюстратор”.
Митурич уехал по приглашению в Японию, и больше года проработал там.
Меня на этой ностальгической по детству выставке больше всего тронули иллюстрации к Гомеру и древнегреческим мифам. Чувствуется неразрывная связь времен, влияние античности на всю европейскую культуру, непреходящие вещи неподвластные времени. И вспоминаются строки моего любимого поэта Александра Городницкого:
Когда листва плывёт по рекам,
У осени на рубеже,
Читайте мифы древних греков. —
Там всё написано уже.
Судьба души твоей и тела —
Лишь повторённое кино,
Лишь вариация на тему,
Уже известную давно.
Третьяковская галерея предлагает зрителям добраться до Мыса радости. Главное, как говорил, Май Митурич сохранить в себе чистоту детского сердца.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Третьяковская_галерея #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Май_Митурич #куда_пойти_летом_в_Москве