Собирая информацию для недавней статьи, я перечитал множество разных диковинных историй об Израиле. И далеко не все они вошли в мой перечень. Но среди прочего встретилась одна легенда, которой я решил посвятить отдельный разговор. Я познакомился с ней в статье под названием "Израильский единорог", где говорилось, что образ этого экзотического зверя впервые упоминается в иудейском Танахе как רְאֵם (реэм). И что вроде бы так называли орикса, антилопу, которая по большей части живет в Африке, но и в Израиле тоже имеется.
Версия авторов статьи такова: у ориксов длинные прямые рога, которые в профиль могут выглядеть как единый рог. Симпатичная версия, мне она понравилась, тем более, что, не скрою, приятно думать, будто такой популярный миф родился тут, у нас, как и многие другие популярные мифы.
Но, как это часто бывает с мифами, проверки он не выдержал.
То есть да, в Танахе действительно встречается слово "реэм", но под этим подразумеваются вовсе не ориксы, а дикие быки - например, зубры или вымершие туры. Во всяком случае в истории о Ноевом ковчеге реэм описывается как огромный бык. А эти ребята точно не имели таких рогов, которые сливались бы в один, даже в профиль.
Впрочем, автор исходной статьи был прав в одном: в переводе Танаха на греческий язык "реэм" действительно стал "μονόκερως" (единорогом).
Это, кстати, не единственный подобный случай. Если помните, я как-то рассказывал, что в греческой книге Септуагинта (3-й век до нашей эры), встречалась еще одна комичная ошибка - и тоже, как ни странно, связанная с рогами. Читайте о ней вот здесь, если пропустили.
В Библии единорог упоминается как свирепое существо:
"Спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня."
(Пс. 21:22)
Хотя позже этот образ смягчили аллегории о Христе, но к этому мы еще вернемся.
Тут, конечно, самое время спросить, так откуда же взялась легенда о единороге? И почему им пугали ранних христиан?
Насколько мне удалось узнать, Ктесий Книдский, греческий врач и философ в труде «Индика» (398 год до нашей эры) впервые в истории упоминал "дикого осла", которого описывал как "существо размером с лошадь с белым телом, темно-красной головой, голубыми глазами и длинным рогом на лбу". Он утверждал, что порошок из рога лечит разные хвори, а поймать зверя можно только рядом с детенышами.
«В Индии водятся копытные огромные, как лошади... с единственным длинным рогом на лбу. Тот, кто выпьет из чаши, сделанной из рога, излечится от конвульсий, эпилепсии и даже отравления».
(Ктесий Книдский, «Индика»)
Тут, впрочем, следует отметить, что в Индии Ктесий никогда не бывал. Откуда же он черпал свои знания? Полагаю, как большинство людей в то время - из рассказов путешественников, каковые рассказы передавались из уст в уста.
Вы задавались вопросом, как вообще возникали всевозможные невиданные существа из бестиариев разных культур? Ну, те из них, кто не был выдуман на пустом месте.
Процесс довольно простой. Некто вернувшийся из дальних странствий, рассказывает доверчивым землякам, какого удивительного зверя он встречал в путешествии. Не исключено, что зверя этого рассказчик рассмотрел не слишком хорошо, да попутно мог еще и присочинить кое-какие подробности.
Среди тех, кто слушал эту историю, нашелся человек, решивший зарисовать описанное животное. Тут тоже не исключены кое-какие вольности в изображении, чтобы вышло выразительнее и живописнее.
А потом те, кто не видел зверя своими глазами и не слышал рассказов очевидца, составляли свое представление о нем только на основании иллюстрации. Думаю, что-то похожее произошло и с единорогом.
По сути прообразом этого грациозного существа мог послужить банальный носорог. А что, он размером с лошадь, у него есть рог, он может быть свирепым, что объясняет цитату из Библии.
Не совсем понятно, почему у него (по описанию Ктесия) белое тело, красная голова и голубые глаза, но пусть это останется на совести автора самого раннего упоминания о мифическом звере.
И если вам кажется, что носорог не слишком удачно сочетается с благородным образом белоснежной лошади с рогом во лбу, то полюбуйтесь, как трансформировался первоначальный миф с течением времени.
Плиний Старший (это уже 1-й век нашей эры) называл единорога Моноцеросом, свирепым гибридом лошади, оленя и слона .
Представили?
Клавдий Элиан, римский писатель и философ (2-й век нашей эры) добавил историю о приручении единорога девственницами. Пикантная деталь, впоследствии не раз повторяемая самыми разными авторами. Но не спешите искать тут очевидные фрейдистские подтексты.
Дело в том, что в христианстве единорог стал аллегорией Христа: рог символизировал единство Бога и Сына, а изображаемая рядом дева отсылала нас к истории благовещения Девы Марии.
Леонардо да Винчи и Рафаэль изображали единорога как символ чистоты, часто рядом с девушкой (например, картина «Дама с единорогом»).
Известно, что папа Григорий Великий (4-й век) в проповедях говорил о единороге как о символе Христовой силы. К двенадцатому веку практически все богословские бестиарии отождествляли единорога с Христом, «борющимся со злом и очищающим мир» (удар копьем в бок единорога часто ассоциировался с ранами Христовыми).
Единорог в самых разных обличиях появляется во множестве культур.
Например, в славянской мифологии встречается некий Индрик, гигантский «конь-зверь» с рогом, живущий под землёй. Индрик сбрасывает рог перед смертью, а из этого рога рождается новый единорог.
Немного грустно, что ни один из них не знал своего родителя.
Китайцы могли бы рассказать нам про Цилиня.
Это причудливый гибрид оленя, дракона и быка с коротким рогом, покрытым кожей.
Несмотря на устрашающую внешность, это довольно милая зверушка, символизирующая долголетие и предвещающая рождение мудрецов.
И у японцев есть своя версия под названием Кирин.
У этого зверя уже более крутой нрав.
Он похож на льва с чешуёй и винтовым рогом. Однако бояться его следует только непослушным детям, ибо считается, что Кирин карает исключительно лжецов, пронзая их рогом.
Я посмотрел картинки и врать немедленно расхотелось.
Ну и возвращаясь к нам, на ближний Восток, нелишне будет упомянуть монстра, которого нам подарила исламская мифология.
Это чудовище, максимально непохожее на привычного нам белого коня, зовут Каркаданн.
Это крайне агрессивный гибрид носорога и антилопы.
Легенды гласят, что он нападает на слонов, протыкая им брюхо.
Что и говорить, такой персонаж вряд ли сгодился бы как символ чистоты и благородства.
Но с этой задачей прекрасно справился тот представитель этого чрезвычайно разнообразного семейства, которого присвоило христианство.
Умозрительный образ периодически находил подтверждение в рассказах благочестивых паломников по библейским местам, которые описывали грациозных антилоп, наблюдаемых издалека и в профиль, чтобы можно было принять их за искомое мифическое создание.
В результате рисунки как бы с натуры превращались в иллюстрацию заблуждений художника.
В одном можно быть уверенным: какими бы мистическими качествами ни наделяла единорогов человеческая фантазия, это животное долгое время считалось реально существующим. В бестиариях рогу приписывали свойства антидота: считалось, что он обезвреживает яды и очищает воду. А это в свою очередь порождало спрос.
«Рога единорога» (на самом деле бивни нарвала) продавались за баснословные деньги: королева Елизавета I купила один за 10 000 фунтов.
И, как это часто бывает, коммерческий ажиотаж превратил образ единорога в модный арт-объект. Он все чаще стал появляться на картинах, гравюрах, вывесках и геральдических гербах. Например, Великобритания, Шотландия и Канада до сих пор имеют на своих гербах единорогов.
В зависимости от того, кто именно заказывал это изображение, белый конь с рогом во лбу может символизировать самые разные, но неизменно прекрасные качества, которыми владелец герба мог бы гордиться - благоразумие, чистоту, осторожность, осмотрительность, непорочность, строгость или суровость. То есть фактически что угодно.
В 1638 году датский учёный Оле Ворм установил, что бойко продаваемые по всему христианскому миру "рога" принадлежат нарвалам, но миф сохранялся до 18-го века.
Короче говоря, легенда о единороге - пример сложного переплетения ошибок перевода, оптических иллюзий и культурных традиций. От свирепого «индийского осла» у Ктесия до радужного символа 21 века, ее эволюция отражает смену научных представлений и религиозных потребностей.
Но вот что забавно.
Как вы помните, в начале статьи я дал отрицательный ответ на вопрос, заданный в заголовке. Однако сейчас, в финале, я сделаю прямо противоположное заявление.
Да, легенды о некоем звере размером с лошадь и одним рогом во лбу существовали в разных уголках планеты и без всякого участия евреев. Однако образ того самого единорога, которого мы с вами представляем, сформировался именно в христианской традиции, а попал он туда из греческого текста Библии, которая в свою очередь, пусть и ошибочно, заимствовала его из Танаха.
Откуда брали своих схожих существ китайцы, японцы, арабы и славянские язычники - не суть важно, если их версии единорогов так и остались внутренним делом, частью древней народной культуры. А вот гордый белоснежный конь, которым до сих пор отмечены старые благородные гербы, и умилительная мультяшная лошадка, которую так любят дети всего мира, шагнули в большой мир прямиком из иудейских священных книг.
Так бывает, что ты вроде бы не собирался ничего изобретать, но люди тебя неправильно поняли и вот вам всемирный культурный феномен.
*Комментарии приветствуются, но если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите. Удалю и заблокирую.
**Если эта статья показалась вам важной и интересной, публикуйте ссылку на нее в соцсетях, советуйте знакомым, правда нуждается в распространении.