«Золотой век» русского романа и Достоевский. Можно ли беситься от семейного счастья?
При Александре IIпроисходит новый взлет русской культуры. На это раз тон задает не поэзия, а проза. Освобожденные от жесткого цензурного гнета, властителями дум современников (вплоть до нас с вами) становятся крупнейшие русские писатели: Толстой, Тургенев, Гончаров, Достоевский. Вот что по этому поводу написал один литературовед:
«Царствование Александра II было эпохой великих литературных свершений, золотым веком русского романа. В ту пору были написаны почти все великие произведения русской художественной литературы — от тургеневского „Рудина“ и аксаковской „Семейной хроники“ до „Анны Карениной“ и „Братьев Карамазовых“».
Герои этих романов, взятые из реальной жизни и освобожденные от какого-либо романтического флера, вызовут яростную журнальную и общественную полемику, будут казаться и станут по степени своего влияния на современников реальными личностями, за спинами которых начнут формироваться целые «партии». А такие герои как Обломов, Раскольников, Анна Каренина станут символами целых поколений.
Остановимся немного на Достоевском. Он единственный среди всех русских великих романистов считается «пророком», так как ему, пожалуй, глубже всех удалось заглянуть в таинственные глубины человеческой природы. И применим его открытия к нам самим.
Итак, вы считаете себя благоразумным положительным человеком, стремящимся к счастью. Как, собственно, и другие люди. Не правда ли? Достоевский первым в этом усомнился. Его тезис – противоположен. Поведение человека во многом обусловлено иррациональными и непонятными ему самому мотивами (заметьте – задолго до Фрейда с его бессознательным «оно»). Причем, часто во вред себе и своему собственному счастью и благополучию.
Ну что – согласны? Были ли у вас ситуации, после которых вы только разводили руками и диву давались, что вы натворили? И именно – во вред себе, своей репутации и материальному благополучию?
Следующее. Вы, как и все, стремитесь к радости и наслаждению и стараетесь избегать страданий. Так? Гм… Достоевский опять в этом сомневается. Он выводит целый ряд героев (Катерина Ивановна, Мармеладов, Настасья Филипповна, Долгорукий, Смердяков, Грушенька…), которые научились наслаждаться своими страданиями. Более того, прекрати их страдания – и они тут же и реально станут несчастными.
Ну – что? Как у вас в этом плане? Испытывали ли вы нечто подобное? Уходит или умирает ваш смертельный недруг, вас перестают терроризировать в семье, прекращается мучительная болезнь, разрешается тяжелая финансовая ситуация – а вам это не в радость? Словно чего-то теперь не хватает?
Ну и наконец, самое удивительное, самое парадоксальное и даже страшноватое открытие. Помните признание Александра II о желании семейного счастья? Вы наверняка, читатели, желали бы того же самого: найти вторую половинку и создать свой семейный теплый очаг с любимыми и любящими детьми. Так?
Увы! Достоевский и тут развивает иллюзии. Его тезис в полном смысле слова ужасен: достигнутое семейное счастье ведет к сумасшествию. В романе «Идиот» от такого семейного счастья сразу два генерала начинают в буквальном смысле слова «беситься», и один генерал (Иволгин) полностью сходит с ума, а другой (Епанчин) начинает уже поддаваться сумасшествию (по поводу Настасьи Филипповны). Такая же судьба постигает и героев других его романов (Свидригайлов, Версилов, Рогожин, Федор Павлович Карамазов).
Интересно, что Федор Михайлович меньше исследует проблему семейного сумасшествия среди женщин, но за него это делают другие писатели. У Гончарова на грани помешательства оказывается Ольга Ильинская, бывшая невеста Обломова, ставшая женою Штольца и достигшая, казалось бы, вершины женского счастья с таким любящим мужем и детьми.
То же происходит с Анной Карениной у Льва Толстого. Эта героиня уже реально сходит с ума и бросается под поезд. И беспричинная ревность и невозможность видеться со старшим сыном нисколько не объясняют реальных причин этого сумасшествия.
Кстати, не думайте, что это все литературные выдумки. Семейному «беснованию» были подвержены и упомянутые нами вполне исторические личности – Александр II и Лев Толстой. Александр, имея вполне счастливую семью с восемью детьми – все, как и мечтал, – заводит себе параллельно вторую «жену» с четырьмя детьми - Екатерину Долгорукову, размещает ее в Зимнем дворце и долгие годы живет параллельно на две семьи. А Лев Толстой упоминает в своих дневниках, что в 70-е годы, как раз когда пишет «Анну Каренину», имея вполне благополучную семью, прячет от себя подальше веревки, чтобы не повеситься и ружье, чтобы не застрелиться.
Итак, читатели, мы стоим перед страшной загадкой. Многие из нас (даже наверно большинство) тоже являются поклонниками семейного счастья, а значит, автоматически попадают в «группу риска» по поводу сумасшествия. Вы хотите знать, почему?
Но давайте не будем торопиться. Во-первых, нельзя самые «страшные» и «жгучие» тайны бытия подносить «как на блюдечке». Каждый человек сам должен поломать над ними голову, чтобы эти тайны впоследствии не сломали голову ему самому.
Во-вторых, нам нужно еще исследовать трагическую историю 20 века, который девальвировал цену человеческой жизни почти до нуля и научился убивать людей уже не тысячами и десятками тысяч, а миллионами, и от этого так остро поставил вопрос, а есть ли ценности превыше человеческой жизни.
Так что запаситесь терпением, попробуйте поломать голову сами, - мы еще к этому вопросу, обещаю, вернемся.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь