Найти в Дзене
Александр Дедушка

"Анимационная история": на царя Александра II как охотники на зверя

Смерть Александра II – «от судьбы не уйдешь», или охота на царя Удивительное дело, казалось бы, Александр II столько добра сделал для России, а им оказались недовольны все и – мало того, пожалуй, ни одного царя в России так упорно не преследовали и так упорно не желали убить, как этого. Что за новая загадка? Давайте разбираться. Что касается крестьян – то их недовольство понятно. Они думали, что будут освобождены от крепостной зависимости раз и навсегда, получат свою землю и заживут в свое удовольствие. А оказалось, что ничего в их жизни не изменилось. Они теперь стали «временнообязанными» по отношению к помещикам, должны по-прежнему ходить к ним на барщину и платить оброк, а землицу-то еще выкупать у них нужно. Но крестьяне – ладно. Побунтовали кое-где и перестали, все-таки сильна в них еще вера в царя-батюшку и вера христианская. Да и разъяснили, что правительство поможет с выкупом земли у помещиков. Сами помещики тоже поскрипели, попыхтели – но что делать? – освобождать крестьян над
Анимационная история
Анимационная история

Смерть Александра II – «от судьбы не уйдешь», или охота на царя

Удивительное дело, казалось бы, Александр II столько добра сделал для России, а им оказались недовольны все и – мало того, пожалуй, ни одного царя в России так упорно не преследовали и так упорно не желали убить, как этого.

Что за новая загадка? Давайте разбираться. Что касается крестьян – то их недовольство понятно. Они думали, что будут освобождены от крепостной зависимости раз и навсегда, получат свою землю и заживут в свое удовольствие. А оказалось, что ничего в их жизни не изменилось. Они теперь стали «временнообязанными» по отношению к помещикам, должны по-прежнему ходить к ним на барщину и платить оброк, а землицу-то еще выкупать у них нужно.

Но крестьяне – ладно. Побунтовали кое-где и перестали, все-таки сильна в них еще вера в царя-батюшку и вера христианская. Да и разъяснили, что правительство поможет с выкупом земли у помещиков. Сами помещики тоже поскрипели, попыхтели – но что делать? – освобождать крестьян надо. Только самым тупым и эгоистичным это не было понятно.

Но царем осталась недовольна самая образованная и активная прослойка общества – так называемая «интеллигенция», люди умственного труда, считавшие себя выразителями народных чаяний и интересов. Веры у них уже не было, а вот амбиций хоть отбавляй. А тут царь, видите ли, слабовольный и половинчатый. Значит, надо давить на него и давить, требовать уступок, а не будет поддаваться – так и прикончить его.

Так в России проявился еще один парадокс: как только власть ослабляет давление сверху, на нее начинают давить снизу, и все скованные ранее «темные силы» начинают выходить наружу.

Представьте: в вашем коллективе все недовольны своим начальником. Одни станут группироваться и подносить начальнику петиции с просьбами и требованиями. Это – российские либералы. Другие начнут подбивать всех на бунт и полное неповиновение, то есть на революцию – это российские народники, которых со временем сменят эсеры и большевики. Ну а третьи – самые радикальные! – просто думают, как бы подловить начальника без охраны и набить ему морду, запугать, а то и убить. Это – заговорщики-террористы.

Все три группы «освободителей» ярко себя проявили именно в царствование Александра II. Либералы доставали царя своими проектами конституции и ограничения самодержавия. И тот колебался. Народники даже совершили в 1874 г. так называемое «хождение в народ», чтобы «просветить» его и подготовить к революции. Тщетно – крестьяне в большинстве случае просто сдавали полиции этих смутьянов-«студентов». А вот террористам их планы, в конце концов, удались.

Говорят, что Александру IIодна цыганка предсказала, что он погибнет от седьмого покушения. Первым «охоту на царя» открыл Дмитрий Каракозов, стрелявший в царя у решетки Летнего сада, но промахнувшийся. (Его руку с револьвером оттолкнул крестьянин Осип Комиссаров, которого возвели в дворянское достоинство с фамилией Комиссарова-Костромского.) В кармане у незадачливого стрелка наши примечательную прокламацию, объясняющую мотивы его деяния:

«Грустно, тяжко мне стало, что… погибает мой любимый народ, и вот я решил уничтожить царя-злодея и самому умереть за свой любезный народ. Удастся мне мой замысел — я умру с мыслью, что смертью своею принес пользу дорогому моему другу — русскому мужику. А не удастся, так всё же я верую, что найдутся люди, которые пойдут по моему пути. Мне не удалось — им удастся. Для них смерть моя будет примером и вдохновит их…»

Да, как в воду глядел. Вот – хроника всех покушений.

1866 г. – выстрел Дмитрия Каракозова.

1867 г. – покушение поляка Березовского в Париже (пуля попала в лошадь).

1879 г. – покушение Соловьева в Петербурге (5 выстрелов).

1879 г. – взрыв императорского поезда под Москвой.

1880 г. – взрыв народовольца Халтурина в Зимнем дворце.

1880 г. – попытка подрыва Каменного моста в Петербрурге.

1 марта 1881 г. – убийство царя на набережной Екатерининского канала.

«Охота на царя» завершилась успехом, когда это дело взяла в свои руки террористическая организация «Народная воля», приговорившая Александра II к смерти. Она отличалась высоким уровнем конспирации, разветвленной сетью, ее члены проникли даже в полицию.

В день покушения первая бомба, брошенная Рысаковым, только повредила царскую карету. Казалось, вот – ошиблась цыганка, седьмое покушение не удалось. Царю удалось обмануть судьбу. Но когда он вышел из кареты и склонился над ранеными, его судьбу все же решила бомба, брошенная еще одним «метальщиком», Гриневицким, после взрыва которой шансов остаться в живых у Александра уже не осталось.

Мотивы Каракозова нам уже известны. А вот что сказал на процессе 1 марта один из руководителей Исполнительного Комитета «Народной Воли» Андрей Желябов:

«Крещен в православии. Но православие отрицаю, хотя сущность учения Иисуса Христа признаю… Я верю в истину и справедливость этого учения и торжественно признаю, что вера без дел мертва есть и что всякий истинный христианин должен бороться за правду, за право угнетенных и слабых и, если нужно, то за них пострадать: такова моя вера».

Грустно, что имя Иисуса Христа звучало в устах тех, кто спасал Россию и у тех, кто взрывал ее. Такая-вот жуткая духовная чебурдэха!

(продолжение следует...)

начало - здесь