Найти в Дзене
EnMørk

Закрыватель фонтанов

Неказистый, но очень крепкий и сухой мужчина, лет 55 на вид, вывел свой старый проржавевший велосипед на тонких шинах, прицепил к нему садок, перекинул ногу через раму и плавно покатил в закат. Я в детстве и юности летом постоянно катал на пруды Петергофа, благо до первого от дома, Никольского, было не более трёхсот метров и он был предельно чист. Питьевой водоём Петергофа, шутка ли, с него питались раньше все многоквартирные дома, а вода из-под крана лилась аж голубая, но с кошмарным запахом хлора. Купающихся из пруда гонял Водоканал — питьевая вода, как никак. Из Никольского пруда вытекает Шинкарка (или Шингарка), которая и втекает сюда же, проделав несколько десятков километров с южных Ижорских высот. Шинкарка бежит в Английский пруд и превращается в тончайшую нитку ручья и фабричную канавку вдоль бывшего Петродворцового часового завода Ракета, где я в школе проходил через УПК уроки по сборке часов. Старый подслеповатый часовщик тыкал детей носом в детальки и развивал нам мелкую мот

Неказистый, но очень крепкий и сухой мужчина, лет 55 на вид, вывел свой старый проржавевший велосипед на тонких шинах, прицепил к нему садок, перекинул ногу через раму и плавно покатил в закат.

Я в детстве и юности летом постоянно катал на пруды Петергофа, благо до первого от дома, Никольского, было не более трёхсот метров и он был предельно чист. Питьевой водоём Петергофа, шутка ли, с него питались раньше все многоквартирные дома, а вода из-под крана лилась аж голубая, но с кошмарным запахом хлора. Купающихся из пруда гонял Водоканал — питьевая вода, как никак.

-2

Из Никольского пруда вытекает Шинкарка (или Шингарка), которая и втекает сюда же, проделав несколько десятков километров с южных Ижорских высот. Шинкарка бежит в Английский пруд и превращается в тончайшую нитку ручья и фабричную канавку вдоль бывшего Петродворцового часового завода Ракета, где я в школе проходил через УПК уроки по сборке часов. Старый подслеповатый часовщик тыкал детей носом в детальки и развивал нам мелкую моторику вместе с посадкой зрения.

-3

Нет, собирать по жизни часы мне совершенно не хотелось, как минимум, не хватало парочки, это уж точно. До часового завода здесь была гранильная фабрика, основанная аж триста лет назад — Эрмитаж, Казанский и Исаакиевский соборы завалены его продукцией, от гигантских малахитовых ваз до столешниц и тронов. В советские годы, когда завод начал делать огранку часовых камней, отец с дядей вытащили из этой канавки целый сундук полудрагоценных камней — яшмы, малахита, лазурита и т.д. Домашнее приданное, так сказать, или плата за выкуп...

-4

Немолодой сухой мужчина тем временем выкатил на гравийную дорогу и двигался вдоль пруда. Ноги в ботинках небыстро крутили педали, велосипед требыхался и скрипел старыми железками, цепь позванивала в такт звонку на руле — тот взвизгивал на каждом камушек. Мужчина получал явное удовольствие от возможности дышать чистым воздухом, смотреть на красоты петергофских парков с прудами и двигаться.

-5

Вот в тех прудах, к которым он ехал, я и купался всегда — Орлиный, Руинный, Бабигонский и Шинкарский. Эдакое тёплое воспоминание из детства, когда можно было попрыгать с тарзанки в воду, проплыть от берега до берега и так десятки раз, полностью окуная голову в воду, ибо там, снаружи, лютуют слепни. Только высунешь макушку из воды, как вместо гребка делаешь шлепок по лицу.

-6

В это же время среди фонтанов, которые обслуживают фонтанчики, специальных дел мастера-ремесленники, франты выгуливают своих дев, остепенившиеся пары выводят своих детей промокнуть в шутихах, а мой двоюродный брат в прудах, откуда эти фонтаны питаются, в паре километров выше от фонтанов, вылавливает шитиков, раков и щурёнков.

-7

В этот момент фонтаны начинают опускаться — их отключают, а публика встречает это действие аплодисментами. По осени вообще тут происходит форменное сумасшествие под названием "шоу закрытия фонтанов", после которого их закрывают ещё раз, уже не так помпезно, просто заканчивая сезон по погоде. После чего немолодой мужчина в последний раз в году садится на велосипед и крутит педали от Водоканала до шлюзов.

-8

Он вылавливает садком мусор, берётся за штурвал шлюза и закрывает напор в трубах канала, питающих фонтаны, в последний раз. Он объезжает их все, регулируя движение воды этой простой с виду, но замысловатой затеи, что придумали ещё при Петре I. Фонтаны, которым не нужен насос, но нужен этот пожилой мужчина на ржавом велосипеде с садком и ключами.

-9

Вот он, образ того самого настоящего закрывателя фонтанов, что запомнился мне ещё с самого детства. Сидя вчера на берегу пруда, вычищенного и вымощенного теперь булыжниками и гравием, я вдруг услышал шум воды, резко сбрасываемой в одном из ближайших шлюзов. Я повернул голову, в поисках того самого пожилого мужчины, но никого не было.

-10

Ни старика, коим он уже должен был стать, ни потенциального его преемника или сына, продолжающего династию фонтанных ключников. Никого. Только бездушная техника запорных редукторов... 😥

============

Больше статей про путешествия здесь.

Подписывайтесь на канал – зарисовки выходят каждый день.

Ставьте лайк, если понравилось

#Петергоф

#Фонтаны

#Путешествия