«Управление Ираном. После обсуждения мотивов османской экспансии в Иран, мы можем теперь рассмотреть административную систему, которую они пытались внедрить на недавно завоеванных территориях. Эта административная система также формировалась под влиянием более широких тенденций в османском провинциальном управлении того периода. Важной характеристикой этого периода было распределение власти среди более широкого круга субъектов империи и появление новой провинциальной элиты со значительными местными и имперскими связями. Новые отношения между центром и провинциями были обусловлены экономическим ростом в этот период и, как правило, были выгодны обеим сторонам, поскольку провинциальная элита получала доходы государства, а государство, в свою очередь, способствовало управлению мобилизацией армии и финансовыми потоками.
Государство также назначало высокопоставленных чиновников-военнослужащих для управления отдаленными провинциями Ирана. Тем не менее, в этих кампаниях есть некоторые примечательные нюансы. Во время войн после Договора о разделе 1724 года губернаторы вновь завоёванных территорий назначались генерал-губернаторами [бейлербеии, вали] вновь завоёванных провинций [эялет]. Эти губернаторы были чиновниками или командирами, назначенными из Стамбула, а не членами местных знатных семей. Многие паши, участвовавшие в этих войнах, имели под своим контролем «базовую» провинцию, обычно в Анатолии, Сирии или Ираке. Эти паши получали значительный доход с этих провинций; пока они направляли часть своих доходов и выполняли свои военные обязанности к удовлетворению центральной администрации, к их владениям добавлялись новые населённые пункты [замиме]. Во всех этих походах они использовали свои личные войска [капы халкы].
Центральная администрация постоянно приказывала пашам выводить личные войска на фронт. Эти войска не создавали дополнительного финансового бремени для центральной администрации, а скорее содержались за счёт доходов как минимум двух обширных провинций. В этом контексте можно утверждать, что центральная администрация Османской империи пыталась внедрить децентрализованный режим управления, специально разработанный для содействия османской экспансии в этом регионе. Паши, ответственные за завоевания, получали вознаграждение из доходов провинций; однако эти доходы не были гарантированы. Было много случаев, когда центральное правительство смещало и заменяло влиятельного пашу другим. Например, в 1725 году Хаким-оглу Али-паша [Хаким-баши Нух Эфенди-зада Али-паша] был смещен с должности командующего Тебриза и отправлен в Шахразур, захолустный город по сравнению с Тебризом. Причиной этого изменения было то, что Али-паша и его офицеры облагали население непосильными налогами.
Начиная с конца XVII века, должность наместника провинций начала приобретать новое значение на практике. Их обязанности возрастали в соответствии с наградами и властью, которые они получали от центральной власти. Во время Иранских войн контроль над пашами, их назначения и смещения основывались на этом менталитете: они были могущественны и богаты, но ответственны перед центром. Система работала относительно хорошо в эти первые годы войны. Челеби-зада Асим живо описывает, как центральная администрация контролировала пашей на поле боя. Указом от октября 1727 года губернатор Адана Ибрахим-паша, сражавшийся в Тебризе, был назначен губернатором Карамана. Губернатор Карамана Силахдар Мехмед-паша был назначен губернатором Сиваса при условии, что он будет защищать Нахавенд своими войсками. Мутасарриф Кара-Хисар-и-Шарки [сегодня часть современного Гиресуна], Умар-паша, был назначен губернатором Адана, а мутасарриф Сиваса, Хамиш-зада Бакир-паша, был назначен в Кара-Хисар-и-Шарки и в Кыршехир [Kırşehir] одновременно, при условии, что они присоединятся к Хамаданской армии Ахмада-паши, губернатора Багдада.
Брюс Мастерс предлагает модель османского провинциального управления в XVIII веке. Согласно этой модели, из Стамбула расходятся три концентрические зоны. В ядре было прямое правление, во второй зоне были центральные губернаторы, а в последней зоне администраторы редко были из центра. Скорее, они назначались из числа местных племён, особенно в арабском мире. Административную модель Ирана можно увидеть в такой модели. В предлагаемой мной модели центральная администрация Османской империи сосредоточилась на прямом контроле некоторых важнейших центров на востоке. В первую очередь, это были Эрзурум, Ван, Дийарбакир, Мосул и Багдад. Эти пять центров фактически составляли центр центральной администрации Стамбула. Исходя из этих пяти центров, планировалось расширение в Иран. Самым сложным в этом проекте было сохранение лояльности пашей, находившихся у власти. Для поддержания проекта эти паши были назначены губернаторами-откупщиками в Трабзон, Чанкыр, Ракка и Алеппо, то есть во многие центры первого радиуса. Более того, верность и победа всегда щедро вознаграждались.
Когда Асим Челеби-зада повествует о подготовке к войне, он ясно выражает, что предоставление дополнительных провинций для откупа сражающимся пашам было неотъемлемой частью подготовки. Центральная администрация зависела от этих могущественных пашей в вопросах управления, налогообложения и безопасности. Отношения между центром и губернатором провинции были хорошо сбалансированными: местный губернатор имел обязанности и вознаграждения. Центральная администрация искала надежную, авторитетную и компетентную власть в отдаленных районах Ирана. Таким образом, для создания устойчивой системы центральная администрация разрешила передачу обязанностей от пашей их прямым наследникам. Например, будучи губернатором Тифлиса, Раджаб-паша умер в конце 1726 года, и его сын Ахмад-паша был назначен на место отца.
Замена Аййуби Хасан-паши его сыном Ахмад-пашой — ещё один пример. Центральная администрация Стамбула выделяла не только вновь приобретённые провинции в качестве «жалованья» пашам. Например, мутасарриф Адана Хаким-оглу Али-паша был назначен губернатором Алеппо в ноябре 1724 года в обмен на принятие командования на Восточном фронте. Позднее, в 1725 и 1727 годах, после увольнения Абд Аллах-паши, он был повышен до губернатора Тебриза. Другим примером является мутасарриф Нигде, который был повышен до звания визиря и анатолийского бейлербея, а позже был назначен мутасаррифом Адана в обмен на командование на восточной границе. Эти и многие другие примеры в архивных записях указывают на то, что центральная администрация активно контролировала управление границей и пашей, управлявших ею, раздавая им провинциальные доходы различных регионов.
Следует подчеркнуть, что османы искали способы сделать свое присутствие в Иране как можно более постоянным. Расстояние от Стамбула и горная местность создавали серьезные препятствия для поддержания прямого правления на восточной границе. Однако эффективный контроль над командующими и наместниками посредством назначения прибыльных наместников был подходящей схемой. В этом контексте сравнения с османскими операциями XVI века на Кавказе и в Западном Иране весьма показательны. Если в войнах XVI века главной целью Османской империи было создание обширных буферных зон, то в XVIII веке границы были гораздо более строгими, а военные действия по экспансии носили более систематический характер. Например, в 1578 году центральная османская администрация не контролировала курдские племенные силы ни прямо, ни косвенно, даже если многие из них выступали на стороне османов. С другой стороны, в XVIII веке многие племена действовали напрямую с османами, но всё же с множеством неудобств. Со стратегической точки зрения, войны конца XVI века с Ираном были направлены не на постоянное расширение, а на расширение буферных зон и сдерживание Сафавидской империи дальше на восток.
Военные и административные возможности XVI века позволяли достичь такой стратегической цели. В XVIII веке требовалась систематическая и постоянная экспансия. Память о долгих и безрезультатных войнах на Кавказе в период правления Мурада IV до 1639 года была хорошо известна. Мурад IV захватил Ереван после долгих и ожесточённых сражений, но, когда султан и его армия возвращались, город был снова потерян. Огромные инвестиции в центральную армию исчезли за несколько недель. После этого периода османская администрация претерпела глубокую административную трансформацию в эпоху Кёпрюлю и длительных австрийских войн конца XVII века. Попытки XVIII века создать новую административную модель в провинциях и попытки использовать её в экспансионистских целях стали результатом длительного кризисного периода XVII века. В свете этих соображений можно резюмировать административный аппарат Османской империи на восточной границе XVIII века следующим образом: Османская центральная администрация научилась использовать два административных инструмента: использовать местные армии могущественных наместников и предоставлять облагаемые налогом активы в качестве платы за эти местные/локализованные армии. С помощью этих инструментов Османское государство смогло проводить долгосрочную прибыльную экспансионистскую политику.
Заключение. В этой главе описываются экспансионистские движения Османской империи на Восточном фронте после Договора о разделе Османской империи 1724 года. Основной аргумент заключается в том, что Османская империя осуществляла военную экспансию на территориях Сефевидов в рамках довольно спорадической «большой стратегии». Экспансия была организована таким образом, чтобы создать необходимые плацдармы и как можно скорее установить устойчивый порядок. Изменения административной структуры XVIII века отразились в методологии и менталитете войн. Паши и губернаторы многих восточных провинций успешно направлялись на военные кампании. После описания материальной основы этой экспансионистской политики Османской империи в данной главе предпринята попытка проанализировать сначала мотивы, а затем методологию и масштабы экспансионистской политики империи. Как утверждается во второй и третьей главах данной диссертации, османская политика под руководством Ибрахима-паши была инициативной и систематической. Агрессивный военный экспансионизм, представленный в этой главе, можно рассматривать как отсылку к имперскому существованию Османской империи начала XVIII века, которое можно интерпретировать как попытку стать «великой державой» в более глобализированном мире. Следующая, заключительная глава данной диссертации будет посвящена другому аспекту этого имперского существования: использованию халифата в качестве инструмента империи против совершенно нового врага — афганских суннитов».
Автор перевода: ‘Али Албанви
Литература
- 1. Mehmet Yılmaz Akbulut. The Scramble for Iran: Ottoman Military and Diplomatic Engagements During the Afghan Occupation of Iran, 1722 –1729. Thesis submitted to the Institute for Graduate Studies in Social Sciences in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts in History by Mehmet Yılmaz Akbulut. Boğaziçi University. 2015. S. 116–123. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://gclnk.com/WUJRZtrt, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 26.07.2025). — Яз. анг.