Людмила готовила ужин, когда в квартиру ворвалась её четырнадцатилетняя дочь Вика. Девочка была вся в слезах, школьная форма помята, а из разорванного рюкзака торчали тетради.
— Мама! — зарыдала Вика, бросаясь к матери. — Меня Серёжка Комаров избил!
Людмила тут же отложила нож и обняла дочь:
— Что случилось? Рассказывай всё по порядку.
— Он... он мне сегодня записку передал, приглашал в кино. А я сказала "нет", потому что он мне не нравится. И он разозлился и стал кричать, что я зазнайка. А потом толкнул меня, и я упала, и все вещи рассыпались...
Людмила осмотрела дочь. На коленке была царапина, на локте синяк. Ничего серьёзного, но факт агрессии налицо.
— Вика, где это происходило?
— После уроков, у школы. Ребята видели, но никто не заступился.
— А учителя знают?
— Нет, все уже разошлись.
Людмила помогла дочери привести себя в порядок, обработала царапину и решила разобраться с ситуацией. На следующий день она пошла в школу.
Классный руководитель Вики, Ольга Петровна, выслушала её внимательно:
— Людмила Сергеевна, я обязательно поговорю с Серёжей. Это недопустимо.
— Спасибо. Но мне кажется, стоит также поставить в известность его родителей.
— Конечно. Я сегодня же им позвоню.
Людмила была довольна. Считала, что школа должна реагировать на подобные инциденты, а родители — воспитывать детей.
Но вечером ей позвонили.
— Это Комарова, мать Серёжи, — грубый женский голос сразу перешёл в атаку. — Что за навет вы на моего сына возводите?
— Никакого навета. Ваш сын ударил мою дочь за то, что она отказалась с ним встречаться.
— Врёте! Серёжа не мог никого ударить! Он добрый мальчик!
— У моей дочери синяки. Это не выдумка.
— А может, она сама упала? Или подралась с кем-то ещё? Почему именно Серёжу обвиняете?
Людмила удивилась наглости женщины:
— Потому что свидетели видели. И сам ваш сын не отрицал.
— Каких свидетели? Дети могут что угодно наврать! А Серёжа признался только потому, что его принуждали!
— Кто принуждал?
— Учительница! Она с самого начала к нему плохо относится!
Людмила поняла, что разговор заходит в тупик:
— Елена Викторовна, ваш сын применил физическую силу к девочке. Это недопустимо.
— А ваша дочь что, святая? Может, она его сама спровоцировала?
— Как можно спровоцировать, отказавшись идти в кино?
— А может, она его оскорбила? Унизила? Не думали об этом?
— Даже если и так, это не повод для рукоприкладства.
— Да ладно вам! — фыркнула Комарова. — Подумаешь, толкнул слегка! В наше время дети и не такое выдерживали!
— В наше время мальчиков учили не бить девочек.
— А девочек учили не задираться! Это всё из-за твоего плохого воспитания! Дочка растёт заносчивой и капризной!
Людмила почувствовала, как закипает внутри:
— Простите, но как вы смеете оценивать моё воспитание?
— А что тут оценивать? Девчонка ведёт себя как принцесса, а потом удивляется, что мальчики злятся!
— Моя дочь имеет право сказать "нет". И это не повод для агрессии.
— Имеет право, но не обязана делать это так, чтобы мальчика унизить!
— А он имел право её ударить?
— Серёжа никого не бил! Он просто... немного рассердился!
Людмила поняла, что мать полностью оправдывает поведение сына:
— Елена Викторовна, ваш сын должен извиниться перед моей дочерью.
— Ещё чего! Это ваша дочь должна извиниться за то, что довела мальчика!
— До чего довела? До рукоприкладства?
— До расстройства! Серёжа вчера плакал весь вечер!
— А моя дочь плакала от боли и страха!
— Ну и правильно! Может, теперь научится вежливо с людьми обращаться!
Людмила не выдержала:
— Знаете что, если вы считаете нормальным бить девочек, то дальше разговаривать не о чем.
И положила трубку.
На следующий день в школе произошёл новый инцидент. Серёжа подошёл к Вике и громко, чтобы все слышали, сказал:
— А ну, принцесса, извинись перед нормальными людьми за то, что жалобы строчишь!
— За что мне извиняться? — удивилась Вика.
— За то, что меня оклеветала! Мать права была — ты избалованная эгоистка!
Вокруг собрались дети. Кто-то поддерживал Серёжу, кто-то молчал.
— Серёжа, я никого не оклеветала. Ты сам меня толкнул.
— Не толкал я тебя! Ты сама упала!
— Толкал. И все видели.
— Никто не видел! А если и толкнул, то ты заслужила!
— За что заслужила?
— За то, что зазнаёшься! Думаешь, ты лучше всех!
Учительница подошла как раз вовремя:
— Что здесь происходит?
— А ничего, — буркнул Серёжа. — Просто с принцессой поговорил.
— Серёжа, я же тебе вчера объясняла, что так нельзя себя вести.
— А что я такого делаю? Разговариваю просто.
— Ты оскорбляешь одноклассницу.
— Это не оскорбления, это правда. Она действительно зазнайка.
Ольга Петровна вздохнула. Было ясно, что мальчик не понимает неправильности своего поведения.
Вечером она позвонила Людмиле:
— Людмила Сергеевна, ситуация не улучшается. Серёжа продолжает задирать Вику.
— А что говорят его родители?
— Мать считает, что мы преувеличиваем проблему. Сказала, что "дети сами разберутся".
— То есть она не собирается воспитывать сына?
— Похоже на то. Более того, она обвиняет Вику в провокациях.
Людмила задумалась. Становилось ясно, что Серёжа растёт в семье, где агрессию считают нормой, а ответственность перекладывают на жертв.
— Ольга Петровна, а что мы можем сделать?
— Я могу перевести Серёжу в параллельный класс. Но это крайняя мера.
— А поговорить с отцом мальчика?
— Попробую. Может, он более адекватный.
Но отец оказался ещё хуже матери. Когда учительница позвонила ему, он сразу перешёл на крик:
— Что за ерунда? Мальчишки всегда дерутся! Это нормально!
— Анатолий Иванович, но Серёжа ударил девочку...
— И что? Значит, довела его! Девчонки нынче наглые, нужно их воспитывать!
— Воспитывать не кулаками же!
— А как? Словами не понимают!
— Анатолий Иванович, ваш сын должен научиться контролировать эмоции.
— Ещё чего! Пусть лучше даёт сдачи, чем тряпкой растёт!
— Но девочке какую сдачу давать? Она что, его обидела?
— А кто знает? Может, и обидела! Эти принцессы умеют так словом резануть, что хуже ножа!
Ольга Петровна поняла, что и отец не видит проблемы в поведении сына.
Ситуация продолжала ухудшаться. Серёжа чувствовал поддержку родителей и становился всё наглее. Он обзывал Вику, портил её вещи, подставлял подножки.
— Мам, — пожаловалась Вика, — он сегодня мой учебник спрятал. Я искала полурока.
— А учительница видела?
— Нет, он делает это так, чтобы никто не заметил.
— Вика, а может, тебе перейти в другой класс?
— Почему я должна переходить? Пусть он переходит!
Дочь была права. Но реальность оказалась другой.
Через неделю Ольга Петровна вызвала Людмилу в школу:
— У нас проблема. Родители Серёжи написали жалобу директору.
— Какую жалобу?
— Они утверждают, что вы и Вика их оклеветали. Требуют публичных извинений.
— Они с ума сошли!
— Это ещё не всё. Они угрожают подать в суд за моральный ущерб.
Людмила опешила:
— За какой моральный ущерб?
— Говорят, что мальчика травят в школе из-за ложных обвинений.
— Но ведь он действительно ударил Вику!
— Они это отрицают. И нашли двух детей, которые подтверждают их версию.
— Каких детей?
— Друзей Серёжи. Они говорят, что Вика сама упала.
Людмила поняла, что столкнулась с настоящей системой защиты агрессора. Родители не только оправдывали сына, но и активно атаковали жертву.
— Ольга Петровна, что вы посоветуете?
— Честно? Рассмотрите возможность перевода Вики в другую школу. Эта семья способна на всё.
— То есть они победили?
— Людмила Сергеевна, иногда лучше отступить, чем воевать с неадекватными людьми.
Людмила была возмущена, но поняла, что учительница права. Комаровы были готовы идти до конца, защищая своё право на агрессию.
Дома она рассказала обо всём мужу:
— Представляешь, Володя? Они требуют извинений от нас!
— За что извинений?
— За то, что их сын ударил нашу дочь!
Владимир покачал головой:
— Мир с ног на голову встал. Теперь жертвы виноваты перед агрессорами.
— Что делать будем?
— Переводить Вику в другую школу. И учить её защищаться.
— Защищаться от кого? От одноклассников?
— От таких, как этот Серёжа. К сожалению, мир полон людей, которые считают силу аргументом.
Людмила вздохнула. Ей не хотелось, чтобы дочь росла в атмосфере вражды, но реальность была именно такой.
— А может, поговорить с Комаровыми ещё раз?
— Люда, эти люди не понимают слов. Для них наш ребёнок — не человек, а препятствие для их сына.
— Но ведь должна же быть справедливость!
— Справедливость бывает там, где люди готовы её признать. А когда один считает себя правым в любых обстоятельствах, справедливости не будет.
Вику перевели в другую школу. Девочка быстро адаптировалась, нашла новых друзей, забыла о неприятном инциденте.
А через год Людмила случайно встретила маму одноклассницы Серёжи:
— Людмила, а вы знаете, что с Комаровым сыном произошло?
— Нет, а что?
— Он девочку из десятого класса избил. Серьёзно избил, синяков полно было.
— И что?
— Её старший брат Серёжу нашёл и... ну, объяснил, как нужно с девочками обращаться.
— А родители Серёжи?
— А что родители? Как кричали, что их сыночка травят, так и кричат. Только теперь уже всем ясно, что он просто хулиган.
Людмила кивнула. Справедливость, оказывается, всё-таки существует. Просто иногда она приходит с опозданием.
А дома она рассказала Вике об этой встрече:
— Понимаешь, солнышко, люди, которые не умеют воспитывать детей, рано или поздно сталкиваются с последствиями.
— Мам, а я правильно сделала, что не пошла с ним в кино?
— Конечно, правильно. Ты имеешь право выбирать, с кем общаться.
— А если бы я согласилась, он бы меня не ударил?
— Возможно. Но тогда он подумал бы, что имеет право тобой распоряжаться. И проблемы были бы ещё хуже.
Вика задумалась:
— Получается, лучше сразу показать, что ты не позволишь себя обижать?
— Именно. И хорошо, что ты это поняла так рано.
Людмила обняла дочь. Урок был тяжёлым, но полезным — Вика научилась защищать свои границы и не чувствовать вины за чужую агрессию.
А Серёжа Комаров остался с родителями, которые так и не поняли, что воспитали маленького тирана. И этот тиран продолжал причинять боль другим, пока не встретил кого-то сильнее себя.
Спасибо вам за активность! Поддержите канал лайком и подписывайтесь, впереди еще много захватывающих рассказов.
Если вам понравилась эта история, вам точно будут интересны и другие: