Многоэтажные дома в России на основе металлокаркаса сегодня практически не строят. По данной технологии возводят около 1% высотных жилых объектов. Мы писали об этом в одной из предыдущих статей (ссылка в конце публикации). На Западе ситуация иная. В ряде европейских стран, напротив, доля таких домов на рынке новостроек достигает 15–20%.
В последнее время все чаще говорят о необходимости развития в России многоэтажного строительства по типовым проектам с применением стального каркаса и модульных металлоконструкций. О том, есть ли у этой технологии будущее в нашей стране и почему она так непопулярна, «Строительный мир» поговорил с директором по стальному строительству «Северстали» Михаилом Соколовым.
— Почему в России, в отличие от ряда других, в том числе европейских стран, строят крайне мало домов на основе металлокаркаса?
— Строительство на стальном каркасе технология не новая. В СССР она была более распространена, чем сейчас. Например, некоторые сталинские высотки построены на металлокаркасе. Тем не менее, для развития массового жилого строительства выбрали технологию панельного домостроения из железобетона: на тот момент это было быстро и дешево.
В 1990-е годы стало распространяться монолитное строительства, из которого уже 30 лет в основном строят многоэтажные жилые дома. Главной отраслью потребления металла долгое время оставалась военная и тяжелая промышленность. Именно на нужды этих сфер уходили почти все мощности металлургии.
— Действительно ли данная технология в ближайшее время может получить более широкое развитие?
— В нашей стране потенциал применения металлоконструкций в строительстве очень высокий, мощностей для этого достаточно. Уже сегодня в России хватит ресурсов, чтобы строить до 1500 типовых многоэтажных домов в год. Широкое применение стали в возведении домов позволит ускорить процесс строительства, упростит производство работ на стройплощадке, снизит зависимость от сезонности и риски по качеству.
Общественные и отраслевые объединения и лидеры рынка проделывают большую совместную работу для устранения ограничений и пробелов в нормативной базе. Например, сняты ограничения на применение ЛСТК (легкие стальные тонкостенные конструкции) в программе по переселению граждан из аварийного фонда, разработана и реализуется «дорожная карта» Минстроя по расширению применения стали в строительстве, разработаны предложения по мерам поддержки отрасли стального строительства.
Весомым вкладом «Северстали» в том числе стала разработка типового проекта 17-этажного жилого дома на стальном каркасе. В настоящее время проектное решение проходит оценку государственной экспертизы для последующего включения в реестр типовой проектной документации.
— В чем преимущества данной технологии?
— У технологии строительства на стальном каркасе множество весомых преимуществ. Во-первых, это прогнозируемость. Использование металлоконструкций позволяет зафиксировать стоимость, делая финансовую модель девелопера более устойчивой. Во-вторых, технология сокращает сроки строительства (быстровозводимые технологии могут сократить сроки реализации проектов на 30%).
В таком случае влияние инфляции на проект минимизируется. В-третьих, это типизация. Префабрицированные технологии позволяют разрабатывать типовые проекты для жилых домов, паркингов, многофункциональных центров и гостиниц, что упрощает процесс проектирования и строительства.
Еще одно преимущество оптимизация. Логистика в удаленные регионы, такие как Арктика или Дальний Восток, представляет собой серьезный вызов. Доставка классических строительных материалов туда крайне сложна и затратна. Использование стального каркаса позволяет в 2,5 раза сократить объем строительных материалов, что значительно экономит затраты на логистику и доставку, а также сокращает сроки реализации проекта.
Кроме того, применение металлоконструкций позволит застройщикам занять новые ниши и регионы. Уже сейчас есть решения для новых форматов строительства офисных, туристических и других инфраструктурных объектов. «Северсталь», например, уже приступила к разработке решений для ИЖС. В качестве пилотного проекта реализация базы отдыха «Торово» в Вологодской области. Проектировщики могут создавать нестандартные архитектурные концепции на базе металлоконструкций и предлагать разнообразие планировок заказчикам.
— Каковы сегодня основные трудности при масштабировании данной технологии в России?
— Конечно же, для массового стального строительства потребуются квалифицированные организации. Таких компаний сейчас не много, ведь основная масса архитекторов, проектировщиков и других специалистов заточены на монолитное строительстве. Однако и здесь уже ведется работа. Так, «Северсталь» поддерживает профессиональные конкурсы и ведет работу с вузами.
Еще одна сложность нормативно-правовая база, ее тоже нужно постепенно адаптировать под современные тенденции. Как уже говорилось выше, в этом направлении уже ведется продуктивная работа.