Найти в Дзене
Строительный мир

Возродят ли в Россию строительную технологию, которую запретил Хрущев

Сегодня в России в жилом многоэтажном сегменте возводят менее 1% зданий на металлокаркасе, тогда как в ряде европейских стран эта технология является наиболее популярной. В нашей же стране приоритет остается, как ни странно, за одной из самых дорогих — монолитной технологией. Но так было не всегда. Как рассказал в комментарии нашему каналу управляющий партнер ГК «Ферро-Строй» и EVRAZ STEEL Григорий Ваулин, в середине прошлого века СССР был одним из мировых лидеров по строительству с применением металлокаркаса. Однако Хрущев, придя к власти, фактически запретил эту технологию, чтобы экономить металл для оборонно-промышленного комплекса. Сегодня тот запрет давно остался в прошлом. Кроме того, в стране выпускается так много металла, что эти объемы способны решать задачи во всех отраслях. Тем более, экспорт продукции металлургов, как отмечает эксперт, сократился на фоне жестких санкций, поэтому расширение внутреннего рынка крайне необходимо для индустрии. Однако до сих пор остаются прегра
Оглавление

Сегодня в России в жилом многоэтажном сегменте возводят менее 1% зданий на металлокаркасе, тогда как в ряде европейских стран эта технология является наиболее популярной. В нашей же стране приоритет остается, как ни странно, за одной из самых дорогих — монолитной технологией. Но так было не всегда.

Спасибо Никите Сергеевичу

Как рассказал в комментарии нашему каналу управляющий партнер ГК «Ферро-Строй» и EVRAZ STEEL Григорий Ваулин, в середине прошлого века СССР был одним из мировых лидеров по строительству с применением металлокаркаса. Однако Хрущев, придя к власти, фактически запретил эту технологию, чтобы экономить металл для оборонно-промышленного комплекса.

При Н. С. Хрущеве стало активно развиваться панельное домостроение. При этом, в 1954 г. ЦК КПСС и Совмином СССР было принято постановление «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей строительства», в резолютивной части которого говорилось в частности следующее: «Запретить с 1955 года при проектировании и строительстве вновь начинаемых жилых и культурно-бытовых зданий применение металлического каркаса»
При Н. С. Хрущеве стало активно развиваться панельное домостроение. При этом, в 1954 г. ЦК КПСС и Совмином СССР было принято постановление «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей строительства», в резолютивной части которого говорилось в частности следующее: «Запретить с 1955 года при проектировании и строительстве вновь начинаемых жилых и культурно-бытовых зданий применение металлического каркаса»

Сегодня тот запрет давно остался в прошлом. Кроме того, в стране выпускается так много металла, что эти объемы способны решать задачи во всех отраслях. Тем более, экспорт продукции металлургов, как отмечает эксперт, сократился на фоне жестких санкций, поэтому расширение внутреннего рынка крайне необходимо для индустрии.

Однако до сих пор остаются преграды на пути к активному использованию металлокаркаса — и это не только инерция мышления. Практически вся текущая нормативная база (СНиПы, СП) ориентирована на панельное, кирпичное и монолитное строительство. Кроме того, ФЗ предъявляет чрезвычайно жесткие требования к огнезащите металлоконструкций, что значительно увеличивает стоимость реализации проектов. Поэтому новую главу экспансии металла в строительную отрасль, как полагает Григорий Ваулин, следует начинать с переформатирования нормативно-правовой базы. Технологически российский девелопмент уже вполне созрел для этого.

Так даже дешевле

С подобными выводами согласен и предприниматель Дмитрий Михеев — основатель бренда премиальных строительных материалов «АрхитектурНО» и ведущий одноименного медиапроекта, посвященного архитектуре и бизнесу. Он подчеркивает, что в Европе металлоконструкции — это скорее вариант «по умолчанию», благодаря налаженному производству и закупке конструкций. Более того, у этого метода есть ряд очевидных преимуществ, за счет чего он и сохраняет популярность на Западе.

-2

Например, многоквартирный дом в 25 этажей можно построить всего за месяц. Но главное: проведение работ возможно в любое время года. Еще одним важным плюсом, по словам эксперта, является возможность закладывать внутри такого дома объемные помещения. К тому же производство каркаса в заводских условиях обеспечивает высокую точность и качество, минимизируя человеческий фактор и ошибки на объекте. И что немаловажно — дом из металлокаркаса будет стоить дешевле своего монолитного аналога примерно на 5-15%.

Будет ли возрождение данной технологии в России

В последнее время всё чаще говорят о том, что эта технология может получить более широкое применение в жилищном строительстве. Дмитрий Михеев считает, что таких домов в скором будущем действительно станет больше — примерно на 4-6% за ближайшие пять лет. Однако отечественной индустрии следует аккуратно подходить к производству и применению этой технологии: она имеет свои недостатки.

Во-первых, конструкции должны обладать достаточной пожаропрочностью для обеспечения безопасности. В частности, сегодня на некоторых промышленных предприятиях РФ создаются термоустойчивые металлы для этих целей. Во-вторых, отрасль сталкивается с недостатком кадров с необходимой квалификацией для работы с этой технологией. Главное сейчас — параллельно с развитием термостойких материалов и подготовкой специалистов постепенно наращивать компетенции так, чтобы технология раскрыла свой потенциал без ущерба для качества и безопасности.

Консерватизм победит

Григорий Ваулин придерживается иной точки зрения: он считает, что реализуется скорее консервативный сценарий — большинство игроков предпочтут сохранять привычные схемы вместо быстрого внедрения новых технологий. Однако, по его мнению, клиенты точно восприняли бы с энтузиазмом масштабное строительство на металлокаркасе: благодаря двукратному ускорению темпов ввода объектов (по сравнению с монолитом) снижается объем проектного финансирования, квартиры становятся доступнее и покупатели быстрее получают ключи.

-3

Кроме того, здания на металлокаркасе отличаются более разнообразными и эргономичными планировками. Сейчас активно строятся паркинги с применением этой технологии — они характеризуются более рациональным использованием площадей и повышенной вместимостью. Аналогичные преимущества гарантированы другим типам помещений, включая жилые. По сути же единственный недостаток строительства на металлокаркасе — это недостаточная правовая база страны для его развития. Ситуация меняется к лучшему, но крайне медленно.