Найти в Дзене

Проблемное поведение у детей с аутизмом и способы их решения

Оглавление

Материал Натальи Топурия

🙍🏻‍♀ Плохая новость: практически каждый ребенок с расстройством аутистического спектра время от времени демонстрирует неприемлемое поведение.

💡 Хорошая новость: практически каждому ребенку с РАС можно помочь справиться с этой проблемой

Все мы уникальны, и каждый из нас обладает совокупностью самых разных качеств, вне зависимости от того, есть у нас особенности в развитии или нет. Поэтому у каждого ребенка в спектре будет свой набор негативных поведенческих паттернов.

Однако, можно выделить наиболее распространенные из них виды:
▫ Истерики,
▫ Самоповреждающее поведение,
▫ Агрессивное поведение,
▫ Убегание,
▫ Швыряние предметов и разрушение,
▫ Поедание несъедобных предметов,
▫ Избыточное вокализирование и крики

Чаще всего проблемное поведение у детей с аутизмом — это стратегия совладания с неким дискомфортом, которая сформировалась в результате отсутствия навыков, способных эффективно решать возникающие проблемы.

Что делать?

Шаг первый: определить виды проблемного поведения, которые требуют изменения

Проблемное поведение возникает потому, что ребенок не знает, как по-другому сообщить вам о своих потребностях. В разных ситуациях он, скорее всего, будет действовать по-разному. Поэтому на первом шаге необходимо составить список всех форм сложного поведения, которые вы хотели бы изменить, от наиболее опасного до наименее распространенного ✍

Шаг второй: определить, что запускает проблемное поведение

Поиск триггеров не такое простое дело, как может показаться в начале. Иногда настоящая причина маскируется (ребенок может отказываться заходить в кабинет для занятий, потому что яркий флуоресцентный свет сенсорно его перегружает, а мы думаем, что он не хочет заниматься). Надо внимательно отслеживать поведение и фиксировать все результаты своих наблюдений в дневник 📓

Триггеры можно разделить на 2 категории:

1. Триггеры внешней среды

▪ Социальные (незнакомые люди, большое количество людей, незапланированные социальные события, непредсказуемое поведение окружающих, непонимание социальных контекстов, невозможность настроить взаимодействие и т. д.),

▪ Сенсорные (шум, толпы, запахи, определенная еда, стоматологические или медицинские проблемы, купание, некоторые ткани и предметы одежды, звуки, свет, яркие цвета и т. д.),

▪ Игнорирование интересов ребенка (навязывание видов деятельности, предметов, еды, игнорирование желаний самого ребенка, отсутствие выбора у ребенка),

▪ Скука (отсутствие навыка самостоятельной организации досуга) 🧸

▪ Нереалистичные ожидания и родительские требования (ребенку с РАС многое дается с большим трудом, и иногда родители, нейротипичные сверстники, специалисты, воспитатели, учителя могут проявлять нетерпение, слишком сильно давить на него или демонстрировать свое разочарование),

▪ Проблемы с общением (дети с аутизмом не могут выразить своих эмоций, разделить с другими свои чувства и сообщить о своих потребностях и желаниях).

2. Внутренние триггеры

▪ Пищевая аллергия или чувствительность (непереносимость некоторых видов продуктов или повышенная чувствительность может вызывать боль и дискомфорт, которые ребенок переживает внутри, а внешне они не наблюдаются),

▪ Физическая боль (раны, ссадины, забитость мышц, боль в суставах и внутренних органах, головные боли, ломота и т. д.),

▪ Проблемы с координацией (трудности с управлением своим телом и движениями могут быть очень фрустрирующими и приводить к проблемному поведению),

▪ Витальные потребности (усталость, жажда и голод) 🥱

▪ Эмоциональные проблемы (неумение регулировать свои эмоции, неверное толкование эмоционального состояния окружающих).

Шаг третий: определить последствия проблемного поведения

Не осознавая того, мы сами часто подкрепляем проблемное поведение детей, когда охотно откликаемся на их запросы, облеченные в неприемлемую форму. Потому что нам страшно, потому что мы хотим скорее остановить это, потому что мы просто не знаем, что надо делать. Выявляя последствия поведения, мы, во-первых, находим ошибки в своих действиях, а во-вторых, точнее можем определить триггеры, а значит, мы получаем очень ценную информацию, что именно станет мишенями для интервенций.

Шаг четвертый: разработать план вмешательства

На этом шаге у вас уже есть вся необходимая информация: вы знаете, какое поведение вы хотите изменить, что его вызывает и как оно подкреплялось до сих пор. Остается составить поэтапный план действий для каждого сложного поведенческого паттерна 🛠

Вот некоторые идеи, которые вы можете включить в ваш план: сенсорные перерывы, сенсорное насыщение, сенсорные «диеты», визуальное расписание, социальные истории, обучение конкретным навыкам, десенсибилизация, предсказуемая среда, четкие правила, работа с родительской тревожностью и подавленностью.

☝ Крайне важно помнить, что мы меняем поведение ребенка не ради собственного удобства, а в первую очередь для того, чтоб помочь ему справляться с проблемами, используя эффективные стратегии.

Нам, возможно, никогда не удастся понять, что чувствуют наши дети, что и почему триггерит их, почему они выбирают столь непродуктивные способы взаимодействия, но мы всегда можем показать им другой путь — не осуждая, не порицая, а принимая и поддерживая ❤✨

👩‍💼 Автор статьи — Наталья Топурия, аккредитованный клинический психолог, когнитивно-поведенческий психолог, психолог, практикующий терапию принятия и ответственности. Консультант и тренер навыков для родителей и специалистов, работающих с детьми с ментальными нарушениями. Организатор социального проекта «Обычные люди».

#аутизм #нежелательноеповедение #ребеноккусается #детскаяистерика #детскаяагрессия #детскаясамоагрессия #мояпланета #коррекцияаутизма