Первая часть нашего материала, рассказывающего о Южной Индии, была посвящена штату Тамилнад. Сегодня мы попутешествуем по другим южным штатам.
Высокие горы Западные Гхаты и Аравийское море издавна ограничивали свободные контакты Кералы с другими частями Индии, создавая особые условия для развития этого региона. В тоже время именно сюда прибыли первые европейцы. На территории Кералы соседствуют индуизм, ислам, христианство и другие религии. Здесь родились разные виды сценических искусств: классический танец мохиниаттам, борьба каларипайятту, театр катхакали, кукольные театры павакатхакали и толпавакутху. Керала является родиной известного индийского художника Раджи Рави Вармы, который считается создателем визуального образа индийских богов.
В древности и раннем Средневековье территории Кералы входили в состав государства Чера. В VIII в. появились арабские купцы, которые приезжали за специями. Сформировавшиеся в IX-X вв. мелкие княжества, к XIV в. вошли в состав государства Виджаянагар. Территории современной Кералы пытались сделать зоной своего влияния португальцы, голландцы, французы и англичане. В конце XVIII в. Британская Ост-Индская компания присоединила к своим владениям эти территории, которые были частью индийских колоний Британской империи до обретения Индией независимости в 1947 г. Первоначально территории кералы входили в состав штатов Траванкур, Кочин и Малабар. В 1956 г. был образован штат Керала.
В Керале, в отличие от остальной Индии, сложилось разделение на два класса: высшие Саварна (Savarnas) и низшие Аварна (Avarnas). К первой группе относили подавляющее большинство крупных землевладельцев – это брахманы-намбудири, немногочисленные кшатрии и высшие подкасты наиров (феодально-воинское сословие Кералы). Остальное население обслуживало высший класс, сюда входили эжава (земледельцы), пулаяры (актеры, танцоры, ремесленники, музыканты) и многие другие.
Индуистские брахманы намбудири в Керале считаются наиболее ортодоксальными из всех брахманских каст Индии. На протяжении веков немногочисленные брахманы намбудири были основными землевладельцами на юго-западе Малабарского побережья Индии, обладали большой властью и влиянием, как в духовной, так и социальной сфере. Своеобразные законы наследования Намбудири, в соответствии с которыми только старший сын наследовал все имущество и мог жениться на представительнице своей касты, позволяли не дробить собственность Намбудири, создавая особый класс брахманов, необремененных повседневными заботами и посвятивших себя ритуалам, литературе и искусствам. Намбудири совершают храмовые ритуалы, основываясь на сложной и древней ветви тантры, которая существует только в Керале (Тантра-виддхи). Намбудири следуют консервативным ритуалистическим традициям шраута и философии мимансы, что отличает их от большинства других индийских брахманов, следующих веданте. Намбудири совершают такие ведийские ритуалы, как агничаяна и агништома, которые уже давно не проводятся другими брахманскими кастами. Они служат главными жрецами во многих известных храмах по всей Индии (например, в храме Бадринатха).
В Керале, в небольшой деревушке, согласно легенде, родился основатель одной из шести ортодоксальных систем древнеиндийской философии (веданты) – Шанкара. Веданта – древнеиндийская религиозно-философская система, ставшая философской основой индуизма. Она непосредственно основывается на тексте вед, возникла в IV-III вв. до н.э. Трактат «Веданта-сутры» (II-III в. н.э.) содержит основные положения данной философской системы. Согласно основной доктрине веданты, Бог является всемогущей и всезнающей причиной существования, развития и гибели мира, он един и неделим (адвайта). Веданта имеет несколько разновидностей, основные среди которых: адвайта-веданта, основатель Шанкара (788-820), вишишта-адвайта, Рамануджа (1017-1137) и двайта-веданта, Мадхва (1238-1317). Считается, что отцом великого Шанкары был Шивагуру, сын брахмана намбудири. Отец Шанкары отличался склонностью к аскезе и отшельнической жизни, но по просьбе семьи женился на дочери ученого брахмана из соседней деревни. У супругов долго не рождались дети, поэтому они отправились в храм Шивы попросить рождения детей. Бог Шива явился во сне обоим супругам. Шивагуру он поставил перед выбором: сто обычных успешных сыновей или один – великий мудрец. Жене Шивагуру он объявил о рождении сына, который станет знаменитым учителем веданты. Более того, бог заявил супругам, что он сам воплотится в их сыне.
В Керале встречаются уникальные местные культы, почитание региональных богов, таких как Айяппа. Крупнейший храм расположен в Сабаримале, ежегодно его посещают более 30 миллионов паломников. Бог Айяппа считается сыном Шивы и принявшего женский образ Вишну. Согласно пураническим легендам, Вишну принял вид прекрасной Мохини, к которой и воспылал страстью Шива, а воспитал их сына царь Кералы. Айяппа прославился как искусный охотник и победитель злых демонов. Для своих почитателей является универсальным божеством (Параматма), символизирующим единство и гармонию.
Набор для пуджи состоит из десяти предметов: два светильника (дипа), колокольчик, ритуальный кувшин, стакан, блюдо, чашечка, блюдо для рисового пудинга, курильница для благовоний, шкатулка для хранения ритуальных порошков. В разнообразных храмовых и домашних обрядах и ритулах кроме изображений богов и богинь, а также их символов, индийцы используют различные масляные светильники (дипа), колокольчики (гханта), ложки для масла гхи (шрува), четки и другие ритуальные предметы. Считается, что звон колокольчика очищает пространство, в котором происходит обряд, и приветствует божество. Для возлияния очищенного топлёного масла (гхи) в жертвенный огонь используется специальная ритуальная ложка, а при чтении мантр используются четки.
Аранмула каннади – зеркало, секрет изготовления которого знают только в городе Аранмула, Керала.
Считается символом удачи, одним из восьми благоприятных предметов (аштамангальям), используемых во время свадебных церемоний.
Штат Карнатака со столицей в г. Бангалор расположен на северо-западе южной Индии. Карнатака является родиной музыкального стиля музыки карнатака (карнатик), майсурской школы живописи, танцевальной драмы якшагана, майсурского стиля танца бхаратнатьям и др. Множество великолепных индуистских храмов расположены в этом регионе: в Белуре, Майсуре, Гокарне, Удупи и др. Популяргыми региональными божествами данного региона являются Кхандоба, Витхоба, Вирабхадра и др.
Кхандоба – региональное божество, включенное в индуизм как воплощение бога Шивы. Культ Кхандобы особенно популярен в Карнатаке и Махараштре. Культ Витхобы (маратхи) или Виттхала (каннада) популярен в штатах Махараштра, Карнатака и Андхра-Прадеш. Витхоба считается одной из форм Вишну (Кришны). Иногда его рассматривают как форму Будды или отождествляют с Шивой. Витхоба является основным объектом поклонения движения варкари в Махараштре и движения харидасы в Карнатаке. Поэты-святые варкари создали уникальный жанр поэзии бхакти на языке маратхи, а в Карнатаке поэты движения харидаса прославили Витхобу в своих гимнах.
Вирабхадра (санскр.) — образ Шивы в яростном аспекте. Появление Вирабхадры связанно с широко распространённым мифом о жертвоприношении Дакши, самосожжением Сати (первой жены Шивы) и последующим разрушением жертвоприношения Шивой. Вирабхадра также является одним из панча-ачарьев («Пяти учителей»), основателей традиции лингаята в Тамилнаде и Карнатаке. Божество широко почитается в Южной Индии. Его супругой считается Бхадракали (Прекрасная Кали), одна из ипостасей Парвати. Рядом с ним обычно изображается Дакша с головой козла в молитвенной позе. Основные атрибуты Вирабхадры: меч (кхаджа) и стрела (бана); лук (дханус) и булава (гада).
В штатах Андхра-Прадеш и Телингана плодородные земли в долинах и дельтах рек Годавари и Кришна чередуются с жаркими засушливыми долинами плоскогорья Декан. Район Телингана первоначально входил в состав штата Андхра-Прадеш, а 2 июня 2014 года официально стал 29-м штатом. Большая часть населения говорит на языке телугу, который, несмотря на свою южноиндийскую дравидскую основу, богат словами и выражениями древнего санскрита.
Культура телугу впитала все лучшее из южной дравидской и северной арийской культур, что нашло отражение в искусстве, музыке и танцах. В период существования государства Сатаваханов (II в. до н.э. – II в. н.э.) она играла значительную роль в формировании всей южноиндийской культуры, а также охраняла ее от вторжения мусульманских влияний. В средние века Телингана попала под влияние ислама, а Хайдарабад оставался столицей мусульманского правителя низама Хайдарабадского до провозглашения независимости Индии.
Хайдарабад основан на рубеже XVI—XVII веков пятым мусульманским султаном династии Кутб-шахов Мухаммедом Кули, город носит имя праведного халифа Али ибн Абу Талиба, известного также под прозвищем Хайдар (лев). Столицей Кутб-шахов первоначально был город-крепость Голконда, Хайдарабад стал столицей в 1590 г. Династия правила до 1687 г., когда территория Голконды была присоединена Аурангзебом к могольскому государству. В 1724—1956 гг. Хайдарабад являлся столицей Хайдарабадского княжества и резиденцией низамов. Низама, единственного из всех индийских правителей, англичане удостоили чести именоваться «его высочество». Последним, седьмым низамом был Осман Али-хан. С 1956 г. Хайдараба д стал столицей штата Андхра-Прадеш. Современный Хайдарабад включает старый город, новый город, лежащий на реке Муси, и город-спутник Секундерабад. Два города соединяет озеро Хуссейн Сагар. До обретения Индией независимости Секундерабад был резиденцией британского наместника в княжестве Хайдарабад.
Множество известных индийских храмовых комплексов расположены в этих штатах: в Тирупати, Варангале и др.
Город Тирупати – одно из самых посещаемых паломнических мест южной Индии, расположен в 200 км от Ченнаи (Мадраса). Здесь находится храм Венкатешвары ("Владыка гор Венката"). Этот храм Вишну, которого называют Баладжи или Венкатешвара, является одним из самых роскошных и богатых храмов Индии. По традиции, все цари южной части полуострова платили дань Венкатешваре, а благодаря тому, что храм находился в труднодоступном горном районе, он избежал разрушений, постигших храмы северной и центральной Индии. На средства храма содержатся университет и школы, места ночлега для паломников, а часть денег идет на штат слу-жителей храма и поддержку бедных.
На хромолитографии изображен Баладжи или Венкатешвара – одна из форм бога-хранителя Вишну. Ему поклоняются в Южной Индии. Храм Тирумалы Венкатешвары в Тирупати (Андхра-Прадеш) является одним из самых процветающих индуистских храмов Индии. Храм Венкатешвары расположен на Венкатачале – седьмом пике священного холма Тирумала. Семь горных вершин ассоциируются с кольцами змея Шеши, на котором возлежит бог Вишну.
Бывшая столица царства Какатия Варангал находится в 150 км к северо-востоку от Хайдарабада. Представители династии считали себя потомками «солнечной династии» кшатриев, упоминаемых в «Рамаяне», но эпиграфические данные свидетельствуют о том, что они были шудрами. Первый могущественный правитель – Пролараджа (ок. 1117 г.). Государство было покорено мусульманами в правление Гийяс-уд-дина Туглака (1320-1325).
Сохранились остатки крепости в Варангале (XIII в.), которую строили крупнейший правитель династии Ганапати (1199-1261) и его дочь. В XIII–XIV вв. крепость постоянно подвергалась нападению войск Делийского султаната. Все, что осталось после разрушения, представлено в виде музея под открытым небом.
Храм Рамалингешвара (или Рамаппа) – один из красивейших храмов периода династии Какатия, находится в Палампете, примерно в 50 км от Варангала. Это шиваитский храмовый комплекс, построенный в 1213 г., который состоит из главного храма и небольших святилищ, построенных немного позже. Главный храм, где находится Шивалингам из черного базальта, стоит на высокой платформе, его колонны украшены базальтовыми скульптурами. В южной стороне от храма Рамаппа находится живописное искусственное озеро Рамаппа-Черуву.