Найти в Дзене
Музей истории религии

Боги и люди Южной Индии. Керала, Карнатака, Андхра-Прадеш и Телингана

Первая часть нашего материала, рассказывающего о Южной Индии, была посвящена штату Тамилнад. Сегодня мы попутешествуем по другим южным штатам. Высокие горы Западные Гхаты и Аравийское море издавна ограничивали свободные контакты Кералы с другими частями Индии, создавая особые условия для развития этого региона. В тоже время именно сюда прибыли первые европейцы. На территории Кералы соседствуют индуизм, ислам, христианство и другие религии. Здесь родились разные виды сценических искусств: классический танец мохиниаттам, борьба каларипайятту, театр катхакали, кукольные театры павакатхакали и толпавакутху. Керала является родиной известного индийского художника Раджи Рави Вармы, который считается создателем визуального образа индийских богов. В древности и раннем Средневековье территории Кералы входили в состав государства Чера. В VIII в. появились арабские купцы, которые приезжали за специями. Сформировавшиеся в IX-X вв. мелкие княжества, к XIV в. вошли в состав государства Виджаянагар.
Первая часть нашего материала, рассказывающего о Южной Индии, была посвящена штату Тамилнад. Сегодня мы попутешествуем по другим южным штатам.

Высокие горы Западные Гхаты и Аравийское море издавна ограничивали свободные контакты Кералы с другими частями Индии, создавая особые условия для развития этого региона. В тоже время именно сюда прибыли первые европейцы. На территории Кералы соседствуют индуизм, ислам, христианство и другие религии. Здесь родились разные виды сценических искусств: классический танец мохиниаттам, борьба каларипайятту, театр катхакали, кукольные театры павакатхакали и толпавакутху. Керала является родиной известного индийского художника Раджи Рави Вармы, который считается создателем визуального образа индийских богов.

В древности и раннем Средневековье территории Кералы входили в состав государства Чера. В VIII в. появились арабские купцы, которые приезжали за специями. Сформировавшиеся в IX-X вв. мелкие княжества, к XIV в. вошли в состав государства Виджаянагар. Территории современной Кералы пытались сделать зоной своего влияния португальцы, голландцы, французы и англичане. В конце XVIII в. Британская Ост-Индская компания присоединила к своим владениям эти территории, которые были частью индийских колоний Британской империи до обретения Индией независимости в 1947 г. Первоначально территории кералы входили в состав штатов Траванкур, Кочин и Малабар. В 1956 г. был образован штат Керала.

В Керале, в отличие от остальной Индии, сложилось разделение на два класса: высшие Саварна (Savarnas) и низшие Аварна (Avarnas). К первой группе относили подавляющее большинство крупных землевладельцев – это брахманы-намбудири, немногочисленные кшатрии и высшие подкасты наиров (феодально-воинское сословие Кералы). Остальное население обслуживало высший класс, сюда входили эжава (земледельцы), пулаяры (актеры, танцоры, ремесленники, музыканты) и многие другие.

Индуистские брахманы намбудири в Керале считаются наиболее ортодоксальными из всех брахманских каст Индии. На протяжении веков немногочисленные брахманы намбудири были основными землевладельцами на юго-западе Малабарского побережья Индии, обладали большой властью и влиянием, как в духовной, так и социальной сфере. Своеобразные законы наследования Намбудири, в соответствии с которыми только старший сын наследовал все имущество и мог жениться на представительнице своей касты, позволяли не дробить собственность Намбудири, создавая особый класс брахманов, необремененных повседневными заботами и посвятивших себя ритуалам, литературе и искусствам. Намбудири совершают храмовые ритуалы, основываясь на сложной и древней ветви тантры, которая существует только в Керале (Тантра-виддхи). Намбудири следуют консервативным ритуалистическим традициям шраута и философии мимансы, что отличает их от большинства других индийских брахманов, следующих веданте. Намбудири совершают такие ведийские ритуалы, как агничаяна и агништома, которые уже давно не проводятся другими брахманскими кастами. Они служат главными жрецами во многих известных храмах по всей Индии (например, в храме Бадринатха).

В Керале, в небольшой деревушке, согласно легенде, родился основатель одной из шести ортодоксальных систем древнеиндийской философии (веданты) – Шанкара. Веданта – древнеиндийская религиозно-философская система, ставшая философской основой индуизма. Она непосредственно основывается на тексте вед, возникла в IV-III вв. до н.э. Трактат «Веданта-сутры» (II-III в. н.э.) содержит основные положения данной философской системы. Согласно основной доктрине веданты, Бог является всемогущей и всезнающей причиной существования, развития и гибели мира, он един и неделим (адвайта). Веданта имеет несколько разновидностей, основные среди которых: адвайта-веданта, основатель Шанкара (788-820), вишишта-адвайта, Рамануджа (1017-1137) и двайта-веданта, Мадхва (1238-1317). Считается, что отцом великого Шанкары был Шивагуру, сын брахмана намбудири. Отец Шанкары отличался склонностью к аскезе и отшельнической жизни, но по просьбе семьи женился на дочери ученого брахмана из соседней деревни. У супругов долго не рождались дети, поэтому они отправились в храм Шивы попросить рождения детей. Бог Шива явился во сне обоим супругам. Шивагуру он поставил перед выбором: сто обычных успешных сыновей или один – великий мудрец. Жене Шивагуру он объявил о рождении сына, который станет знаменитым учителем веданты. Более того, бог заявил супругам, что он сам воплотится в их сыне.

В Керале встречаются уникальные местные культы, почитание региональных богов, таких как Айяппа. Крупнейший храм расположен в Сабаримале, ежегодно его посещают более 30 миллионов паломников. Бог Айяппа считается сыном Шивы и принявшего женский образ Вишну. Согласно пураническим легендам, Вишну принял вид прекрасной Мохини, к которой и воспылал страстью Шива, а воспитал их сына царь Кералы. Айяппа прославился как искусный охотник и победитель злых демонов. Для своих почитателей является универсальным божеством (Параматма), символизирующим единство и гармонию.

Набор для пуджи. Индия, Тривандрум. XXI в. Латунь, токарная обработка, золочение
Набор для пуджи. Индия, Тривандрум. XXI в. Латунь, токарная обработка, золочение

Набор для пуджи состоит из десяти предметов: два светильника (дипа), колокольчик, ритуальный кувшин, стакан, блюдо, чашечка, блюдо для рисового пудинга, курильница для благовоний, шкатулка для хранения ритуальных порошков. В разнообразных храмовых и домашних обрядах и ритулах кроме изображений богов и богинь, а также их символов, индийцы используют различные масляные светильники (дипа), колокольчики (гханта), ложки для масла гхи (шрува), четки и другие ритуальные предметы. Считается, что звон колокольчика очищает пространство, в котором происходит обряд, и приветствует божество. Для возлияния очищенного топлёного масла (гхи) в жертвенный огонь используется специальная ритуальная ложка, а при чтении мантр используются четки.

Зеркало Аранмула Каннади. Индия, Керала. XXI в. Металл, чеканка
Зеркало Аранмула Каннади. Индия, Керала. XXI в. Металл, чеканка

Аранмула каннади – зеркало, секрет изготовления которого знают только в городе Аранмула, Керала.

Считается символом удачи, одним из восьми благоприятных предметов (аштамангальям), используемых во время свадебных церемоний.

Кукла традиционного театра плоских фигур Кералы. Вишвамитра. Индия.  Вторая пол. XX в.
кожа, краски, дерево, проволока; прорезь, раскраска
Кукла традиционного театра плоских фигур Кералы. Вишвамитра. Индия. Вторая пол. XX в. кожа, краски, дерево, проволока; прорезь, раскраска

Штат Карнатака со столицей в г. Бангалор расположен на северо-западе южной Индии. Карнатака является родиной музыкального стиля музыки карнатака (карнатик), майсурской школы живописи, танцевальной драмы якшагана, майсурского стиля танца бхаратнатьям и др. Множество великолепных индуистских храмов расположены в этом регионе: в Белуре, Майсуре, Гокарне, Удупи и др. Популяргыми региональными божествами данного региона являются Кхандоба, Витхоба, Вирабхадра и др.

Кхандоба – региональное божество, включенное в индуизм как воплощение бога Шивы. Культ Кхандобы особенно популярен в Карнатаке и Махараштре. Культ Витхобы (маратхи) или Виттхала (каннада) популярен в штатах Махараштра, Карнатака и Андхра-Прадеш. Витхоба считается одной из форм Вишну (Кришны). Иногда его рассматривают как форму Будды или отождествляют с Шивой. Витхоба является основным объектом поклонения движения варкари в Махараштре и движения харидасы в Карнатаке. Поэты-святые варкари создали уникальный жанр поэзии бхакти на языке маратхи, а в Карнатаке поэты движения харидаса прославили Витхобу в своих гимнах.

Вирабхадра (санскр.) — образ Шивы в яростном аспекте. Появление Вирабхадры связанно с широко распространённым мифом о жертвоприношении Дакши, самосожжением Сати (первой жены Шивы) и последующим разрушением жертвоприношения Шивой. Вирабхадра также является одним из панча-ачарьев («Пяти учителей»), основателей традиции лингаята в Тамилнаде и Карнатаке. Божество широко почитается в Южной Индии. Его супругой считается Бхадракали (Прекрасная Кали), одна из ипостасей Парвати. Рядом с ним обычно изображается Дакша с головой козла в молитвенной позе. Основные атрибуты Вирабхадры: меч (кхаджа) и стрела (бана); лук (дханус) и булава (гада).

В штатах Андхра-Прадеш и Телингана плодородные земли в долинах и дельтах рек Годавари и Кришна чередуются с жаркими засушливыми долинами плоскогорья Декан. Район Телингана первоначально входил в состав штата Андхра-Прадеш, а 2 июня 2014 года официально стал 29-м штатом. Большая часть населения говорит на языке телугу, который, несмотря на свою южноиндийскую дравидскую основу, богат словами и выражениями древнего санскрита.

Культура телугу впитала все лучшее из южной дравидской и северной арийской культур, что нашло отражение в искусстве, музыке и танцах. В период существования государства Сатаваханов (II в. до н.э. – II в. н.э.) она играла значительную роль в формировании всей южноиндийской культуры, а также охраняла ее от вторжения мусульманских влияний. В средние века Телингана попала под влияние ислама, а Хайдарабад оставался столицей мусульманского правителя низама Хайдарабадского до провозглашения независимости Индии.

Хайдарабад основан на рубеже XVI—XVII веков пятым мусульманским султаном династии Кутб-шахов Мухаммедом Кули, город носит имя праведного халифа Али ибн Абу Талиба, известного также под прозвищем Хайдар (лев). Столицей Кутб-шахов первоначально был город-крепость Голконда, Хайдарабад стал столицей в 1590 г. Династия правила до 1687 г., когда территория Голконды была присоединена Аурангзебом к могольскому государству. В 1724—1956 гг. Хайдарабад являлся столицей Хайдарабадского княжества и резиденцией низамов. Низама, единственного из всех индийских правителей, англичане удостоили чести именоваться «его высочество». Последним, седьмым низамом был Осман Али-хан. С 1956 г. Хайдараба д стал столицей штата Андхра-Прадеш. Современный Хайдарабад включает старый город, новый город, лежащий на реке Муси, и город-спутник Секундерабад. Два города соединяет озеро Хуссейн Сагар. До обретения Индией независимости Секундерабад был резиденцией британского наместника в княжестве Хайдарабад.

Множество известных индийских храмовых комплексов расположены в этих штатах: в Тирупати, Варангале и др.

Город Тирупати – одно из самых посещаемых паломнических мест южной Индии, расположен в 200 км от Ченнаи (Мадраса). Здесь находится храм Венкатешвары ("Владыка гор Венката"). Этот храм Вишну, которого называют Баладжи или Венкатешвара, является одним из самых роскошных и богатых храмов Индии. По традиции, все цари южной части полуострова платили дань Венкатешваре, а благодаря тому, что храм находился в труднодоступном горном районе, он избежал разрушений, постигших храмы северной и центральной Индии. На средства храма содержатся университет и школы, места ночлега для паломников, а часть денег идет на штат слу-жителей храма и поддержку бедных.

Баладжи. RAVI VARMA PRESS. KARLA LONAVLA. Индия. Начало XX в.  Бумага, хромолитография
Баладжи. RAVI VARMA PRESS. KARLA LONAVLA. Индия. Начало XX в. Бумага, хромолитография

На хромолитографии изображен Баладжи или Венкатешвара – одна из форм бога-хранителя Вишну. Ему поклоняются в Южной Индии. Храм Тирумалы Венкатешвары в Тирупати (Андхра-Прадеш) является одним из самых процветающих индуистских храмов Индии. Храм Венкатешвары расположен на Венкатачале – седьмом пике священного холма Тирумала. Семь горных вершин ассоциируются с кольцами змея Шеши, на котором возлежит бог Вишну.

Бывшая столица царства Какатия Варангал находится в 150 км к северо-востоку от Хайдарабада. Представители династии считали себя потомками «солнечной династии» кшатриев, упоминаемых в «Рамаяне», но эпиграфические данные свидетельствуют о том, что они были шудрами. Первый могущественный правитель – Пролараджа (ок. 1117 г.). Государство было покорено мусульманами в правление Гийяс-уд-дина Туглака (1320-1325).

Сохранились остатки крепости в Варангале (XIII в.), которую строили крупнейший правитель династии Ганапати (1199-1261) и его дочь. В XIII–XIV вв. крепость постоянно подвергалась нападению войск Делийского султаната. Все, что осталось после разрушения, представлено в виде музея под открытым небом.

Варангал. 2012 г.
Варангал. 2012 г.

Храм Рамалингешвара (или Рамаппа) – один из красивейших храмов периода династии Какатия, находится в Палампете, примерно в 50 км от Варангала. Это шиваитский храмовый комплекс, построенный в 1213 г., который состоит из главного храма и небольших святилищ, построенных немного позже. Главный храм, где находится Шивалингам из черного базальта, стоит на высокой платформе, его колонны украшены базальтовыми скульптурами. В южной стороне от храма Рамаппа находится живописное искусственное озеро Рамаппа-Черуву.

Индия
37 тыс интересуются