Новая выставка Музея «На священных холмах и в тенистых заводях: боги и люди Южной Индии» рассказывает об особенностях индуизма в южноиндийских штатах Тамилнад, Керала, Карнатака, Андхра-Прадеш и Телингана.
В Индии на юге расположены близкие по языку штаты Тамилнад и Керала. Севернее находятся: на западе – Карнатака, также близкая по языку двум упомянутым штатам, но имеющая своеобразную культуру и отделившаяся намного раньше, на северо-востоке – Андхра-Прадеш и Телингана, которые отличаются от остальных штатов Южной Индии. Также на этой территории существуют многочисленные племена, которые тоже принадлежат к дравидской языковой семье.
Штат Тамилнад находится на юге Индии, он простирается от холмов Тирупати, на сто с лишним километров севернее Мадраса, до мыса Коморин, на крайнем юге Индии, от Бенгальского залива на востоке до хребта Западные Гхаты. На этих землях еще до начала новой эры складывалась государтвенность тамилов, возникли первые отмеченные в их истории царства: на западном побережье – Чера, на востоке – Чола и на юге – Пандья. Населявшие их родственные народности и племена к середине первого тысячелетия нашей эры слились в народ, осознавший себя как единое целое. Тамилы, обладавшие своими местными верованиями, подвергались воздействию джайнизма, буддизма и брахманизма, в результате чего южноиндийские верования переплавлялись в общеиндийской системе индуизма. Все это оказало воздействие на духовную жизнь тамилов, получившую яркое выражение в искусстве, науке и литературе. Известный индийский философ Шанкара родился в этом регионе.
Период IV-VI вв. н.э. обычно называют «темным», три царства утратили былое могущество, а с VI по IX в. выделилась южноиндийская династия Паллавы со столицей в г. Канчипурам. Пришедшие с севера брахманы учли особенности менталитета тамилов, их богатое культурное прошлое и приверженность к местным культам, что привело к гармоничному сосуществованию индуизма и местного религиозно-культурного комплекса. Местные боги вошли в индуистский пантеон: Муруган стал соответствовать Сканде, Тирумаль – Вишну/Кришне, то же произошло с множеством местных богинь. Землевладельцы (веллалы) обеспечивали брахманов продовольствием и другими благами, а сами получали доступ к «высокой» культуре на санскрите.
Поэтическое творчество тамилов развивалось по двум направлениям: ахам (внутреннее), можно условно назвать лирической поэзией, и пурам (внешнее) – поэзия, касающаяся общественных сторон жизни человека. Важное место в тамильской классике принадлежит «Тирукуралу» («Священному куралу») – собранию афористической поэзии (VI – VII в), которое приписывается поэту Валлювару, предстающему в народной памяти крестьянином или ремесленником-ткачом.
В VI-IX вв. на тамильском юге возникло мощное религиозное движение, связанное с идеей бхакти. Легендарные святые-поэты путешествовали по тамильской земле, слагали и пели на тамильском языке гимны богу, который воспринимался как Абсолют, явленный в конкретном облике. Существовали две тамильские религиозные традиции – вишнуитов альваров и шиваитов наянаров, которые развивались параллельно и породили мощные литературные традиции. Впоследствии они составили основы философских систем тамильского вишнуизма и шиваизма. В X-XII вв. религиозные идеи шиваизма, отраженные в гимнах наянаров, превратились в нечто сходное с государственной идеологией. Это повлекло наступление расцвета тамильского юга (политического, экономического и культурного).
Именно на юге Индии зародились и продолжают существовать до сих пор многие традиционные виды сценического искусства: классические танцы, театр теней или плоских кожаных фигур, различные театрально-танцевальные искусства и т.п., которые в большинстве своем имеют богатую историю и мифо-ритуальную основу.
В Тамилнаде находится множество известных индийских храмов: в Каньякумари, Мадурае, Канчипураме, Мамаллапураме, Рамешвараме, Танджавуре и др. Храмы посвящены различным богам и богиням Южной Индии: Муругану, Минакши, Камакши и т.д. Муруган – тамильский бог войны, охоты и плодородия. Его культ слился с культом сына Шивы, бога войны Сканды. Его атрибутами являются копье, гирлянды цветов, павлин или слон. Ссылки в тамильской поэзии I и II веков нашей эры описывают Муругана как повелителя холмов и охоты, повелителя эпидемий и злобных сил. Он также является философом-учителем, который считается вдохновителем и автором тамильского языка и литературы. С начала первого тысячелетия до н.э. Муруган уже связан с шестью священными холмами, о каждом из которых существует миф. Число шесть обьясняется шестью качествами бога: счастье, полнота, бессмертная молодость, безграничная энергия, защита от зла и духовное великолепие. Он также связан с шестью направлениями: восток, запад, север, юг, верх и низ, а также с шестью субстанциями: пятью изначальными элементами и целым.
Канчипурам – город в штате Тамилнад, недалеко от Ченнаи (Мадраса). Там находятся более 120 храмов Шивы и Вишну. Считается одним из самых священных для индуистов городов. Среди древнейших храмов наиболее известны храм Кайласанатха (VII в. н.э.) и храм Вайкунтхаперумал (VII в. н.э.).
Камакши – одна из форм богини Деви, почитаемой в Южной Индии, воплощение Парвати, супруги Шивы. В Канчипураме есть древний храм Камакши Амман, посвященный этой богине. Божество изображено в йогической позе падмасана (поза лотоса). В руках богиня держит сахарный тростник, пять цветов, лассо и прут. Рядом находятся Шива, Вишну и Брахма.
Мадураи – южноиндийский центр паломничества, бывшая столица правителей династии Пандья (VI-X вв. н.э.). В центре каждой его улицы находится храм. Наиболее известен храм Минакши-Сундарешвара (IX в.).
Минакши (букв. «с глазами рыбы») – богиня Южной Индии, инкарнация богини Парвати (супруги бога Шивы). Главное божество храма Минакши и Сундарешвара в Мадураи, в котором супруга Шивы Парвати почитается как Минакши, а Шива – как Сундарешвар. Упоминается в поэме Шанкарачарьи Саундарьялахари («Волна красоты»), воспевающей богиню Мать, а также в шиваистской пуране Тирувилейядаль. Возможно, Минакши является обожествлённым образом царицы династии Пандьев. В правой руке Минакши держит попугая – вахану бога чувственной любви Камы. В тамильской литературе попугаи также являются посланниками между влюблёнными. В данном случае между Минакши и Сундарешваром.
Чидамбарам – священное для индуистов место в штате Тамилнад, посвященное Шиве в образе Натараджи (Царя танца). Мыс Коморин, один из центров паломничества индуистов. Мыс расположен в городе Каньякумари, в самой южной точке Индии, где Индийский океан встречается с Бенгальским заливом и Аравийским морем.
Муруган – сын Шивы и Парвати, брат Ганапати. Изображён стоящим на холме Палани, где находится главный храм Муругана в Тамилнаде. Одно из имён Муругана – Паланияппа, отец Палани. В этом месте Муруган и его брат Ганеша соревновались. Муруган быстро обогнул землю, но мудрый Ганеша просто обошел вокруг своих роди-телей (Шивы и Парвати). Его признали победителем, так как для детей родители – это весь мир. Вернувшись из трудного путешествия, Муруган смирился и ушел на холм Палани. Он провел там много лет в размышлениях. Считается, что изображение бога в Палани наделено чудодейственной исцеляющей силой. Здесь бог почитается как аскет и лекарь.
На картине в центре изображен Муруган на холме Палани. Вокруг более мелкие изображения бога на шести священных холмах, в том числе и Палани.
Приморский храм на берегу Бенгальского залива Тиручендур является вторым крупным местом паломничества. Его название означает «деревня священной битвы», и именно здесь молодой Муруган победил демона по имени Сурападман. Когда Муруган нашел место обитания демона на дереве, он расколол дерево своим копьем, и Сурападман превратился в сияющего прелестного павлина, который стал спутником Муругана. Увлекательный фестиваль, посвященный победе над демоническими силами, проводится в храме Тиручендур каждый октябрь / ноябрь.
Тируттани находится в семидесяти пяти милях к северо-западу от города Ченнай (бывш. Мадрас). На этом холме Муруган медитировал после битвы с демонами. Тируттани означает «блаженный покой», является местом проведения многочисленных музыкальных фестивалей, на которые стекается большое количество паломников, чтобы поклониться богу и поучаствовать в религиозных песнях и танцах. Здесь Муруган женился на Валли.
Тируппарангундрам – пещерный храм на холме в пяти милях к юго-западу от Мадурая. Посвящен стихии земли и упоминается в классических тамильских текстах как «Южные Гималаи», где собираются боги, и как «место, где пребывает солнце и луна».
Здесь пребывает Муруган со своей женой Девасеной, в этом месте они поженились. На протяжении многих веков тамильский народ считал эту гору самым благоприятным местом для браков, особенно во время фестиваля брака Панкуни Уттирам, проводимого в конце марта.
Свамималей (в переводе означает «Гора Господина») находится недалеко от города Кунбаконам в округе Танджавур. Именно здесь маленький Муруган прочел наставление своему отцу Шиве о смысле бытия.
Паламудирчолай, шестой священный холм, в двенадцати милях к востоку от Мадурая (на вершине холма Ажахара). Здесь Муруган почитается как горный бог.