Цены на топливо растут не по дням, а по часам — и нет никаких гарантий, что завтра заправка не обернётся ударом по кошельку. Поэтому неудивительно, что водители ищут любые способы хоть немного сократить расход. Кто-то пересаживается на «дизель», кто-то отключает кондиционер, а кто-то задумывается об одной, казалось бы, мелочи — о давлении в шинах. Но может ли этот параметр действительно повлиять на аппетит автомобиля? Решил не гадать, а проверить на практике — и был удивлён результатом.
Большинство автовладельцев слепо доверяют рекомендациям производителя, считая указанные в мануале цифры эталоном. Обычно данные о рекомендованном давлении можно найти в руководстве по эксплуатации, а также на наклейке — она размещается либо на внутренней части двери водителя, либо в бардачке. Казалось бы, зачем спорить с инженерами? Но не всё так просто.
Дело в том, что производители устанавливают давление, исходя из комплексного баланса: комфорт, управляемость, срок службы шин и только потом — экономия топлива. Это среднеарифметическое значение, подходящее для большинства условий, но не оптимальное по каждому отдельному критерию. И вот здесь у водителя появляется возможность сыграть на нюансах — особенно, если хочется сэкономить на топливе.
Начнём с теории. Давление в шинах напрямую влияет на пятно контакта покрышки с дорогой. При недостаточном давлении это пятно увеличивается, возрастает сопротивление качению — следовательно, мотору приходится тратить больше энергии, чтобы двигать автомобиль. Результат — повышенный расход и ускоренный износ боковин шин. Если же перекачать шины — контакт с дорогой станет минимальным, сопротивление снизится, и расход может уменьшиться. Но обратная сторона — ухудшение сцепления и комфорта, а также преждевременный износ центральной части протектора.
Чтобы проверить, как всё это работает на практике, я провёл простой, но показательный эксперимент. В качестве подопытного — обычный легковой автомобиль, маршрут — 200 километров туда и столько же обратно, по одному и тому же шоссе. Погодные условия были стабильны, загруженность трассы — сопоставима. В одну сторону я ехал с рекомендованным давлением 2,3 бара, в обратную — с чуть повышенным значением 2,5 бара (плюс 10%).
Разница в ощущениях? Почти нулевая. Разве что автомобиль стал чуть жёстче проходить неровности. Но вот показания бортового компьютера удивили: при давлении 2,3 бара средний расход составил 6,9 литра на сотню, а с повышенным давлением — уже 6,7 литра. Казалось бы, всего 0,2 литра. Но на дистанции в 1000 километров это уже 2 литра топлива, а за год может накопиться приличная сумма. В процентном выражении экономия составила примерно 3%.
Воодушевившись результатом, я решил пойти дальше и поднял давление до 2,7 бара. И тут начались неприятные сюрпризы. Управляемость стала нервной, машина ощутимо прыгала на неровностях, руль передавал лишнюю «мелочь» от дороги. И хотя расход снизился ещё на символические 0,1 литра, стало ясно: дальнейшее повышение давления — игра в минус. Особенно если учесть, что износ шин по центру протектора ускоряется многократно. А комплект качественной резины сегодня стоит как хорошая бытовая техника — экономия может обернуться большими тратами в будущем.
Но даже 3% экономии вряд ли радикально повлияет на расходы водителя. На малолитражке это пара сотен рублей в месяц, на кроссовере — чуть больше. При этом вы получаете более жёсткую подвеску, потенциальные проблемы с торможением на мокром асфальте и риск неравномерного износа шин. Грубо говоря, вы экономите на копейках, но теряете на рублях.
По итогам эксперимента сделал для себя важный вывод: лёгкое повышение давления (в пределах 10% от рекомендованного) допустимо, если ваша цель — снизить расход в дальних поездках по ровному шоссе. Но злоупотреблять этим не стоит: безопасность и ресурс шин куда важнее пары капель бензина. Более того, если часто ездите по плохим дорогам, на скорости выше 100 км/ч или с пассажирами — рекомендованные значения давления обеспечат оптимальный баланс управляемости, устойчивости и комфорта.
Так что игры с давлением — не волшебная палочка. Это тонкая настройка, а не решение всех проблем. Для значимой экономии лучше следить за техническим состоянием автомобиля, использовать качественное масло, не перегружать машину и не устраивать гонки со светофора. А шины... пусть лучше будут такими, какими их задумали инженеры. Это сбережёт вам и топливо, и нервы, и деньги на шиномонтаже.