На Первом канале продолжается показ сериала «Ангел мести». Проект, который не имел большого успеха на онлайн-платформе, пока не слишком радует и зрителей федерального канала. Скорее, наоборот, поскольку массовая аудитория ещё быстрее обнаружила вторичность замысла, а следовательно – все недостатки его воплощения.
Здравствуйте!
Когда сериал презентовали в онлайн-кинотеатре, сравнительно небольшое число пользователей сообразило, что к чему. Что, безусловно, говорит об уровне начитанности стриминговых подписчиков. Зрители Первого разобрались достаточно быстро. Я почувствовала след Александра Дюма с первой серии. А некоторые ещё по рекламным роликам сообразили, что это – пересказ истории графа Монте-Кристо. И стали смотреть лишь с одной целью: узнать, насколько умело адаптирован классический сюжет под современные реалии.
«Ангел мести»: как граф Монте-Кристо
С одной стороны – сюжет универсальный. Красивая продуманная месть за старые обиды, взращённая на осколках сломанной жизни, отложенная расплата за совершённые злодеяния, справедливость, которая передана в человеческие руки. Но кроме основного смысла, в этой истории много дополнительных. Если человек однажды перешёл на сторону зла, пошёл на сделку с совестью, оправдывая это необходимостью компромисса – он с этого пути уже не сойдёт. Пока не появится тот, кто остановит. Этот непреложный закон довлеет и над главным героем. Который должен постоянно контролировать пределы, которые нельзя преступать. Чтоб справедливое возмездие не стало злобной местью.
Универсальный архетипический сюжет может быть воплощён бесконечное количество раз. Но у него есть свои законы. Если повторяется на уровне идеи – то это не плагиат, а новый виток развития. А если воплощается почти дословно – то это уже прямое подражание. Ну, как говорится, дилетанты заимствуют, профессионалы вopyют. Но это тоже надо делать умеючи.
«Ангел мести»: лучше доверять первоисточнику
Александр Дюма был автором плодовитым. И не все его тексты одинаково хороши. Но те сюжеты, на которые постоянно оглядываются создатели массового продукта, действительно хороши. Они выдержали испытание временем именно потому, что были выверены и логичны. И если уж идти за великим романистом, то надо ступать след в след. Иначе легко сбиться с пути.
В оригинале месть графа была красивой и успешной именно потому, что ему удалось держать свою личность в тайне. Есть такое красивое слово: инкогнито. На вопрос – почему никто не узнал старого знакомого? – каждый интерпретатор может ответить по-своему. В этом и кроется возможность интерпретаций. Это лазейка, которую знаменитый автор оставил для своих последователей. Самые удачные экранизации решали этот вопрос по-разному.
А современность вообще предоставляет для этого широкие возможности, включая чудеса косметологии. Казалось бы – чего проще? Человек, восставший из небытия через много лет, изменил привычки и манеры после трудных испытаний, взрастил новую личность. А лицо доверил специалистам.
В такое легко поверить. Потому что в сериале «Ангел мести» молодого Андрея Корсакова и зрелого Ангела играют разные актёры. Надо сильно напрячь воображение, чтоб увидеть в них одного человека.
Но авторы сценария такой возможностью пренебрегли. Все герои бывшего знакомца легко узнали. В середине фильма.
В оригинале его узнала лишь бывшая невеста. И то молчала.
А здесь прозорливыми оказались все. Несмотря на то, что остальные не были знакомы с Корсаковым с детства, а только учились вместе.
Но при таком раннем разоблачении план мести теряет смысл. Все должны насторожиться. Они, конечно, так и сделали, но как-то неубедительно. Испугались, но не сильно. И, похоже, продолжают следовать в капканы, расставленные мстительным Ангелом.
«Ангел мести»: где этот остров, и где этот Иф
Остров Монте-Кристо, замок Иф – это не просто романтический антураж. Это очень значимая часть оригинальной истории. Символы, которые позволяют персонажу быть не злобным мстителем, а романтическим героем и глубокой драматической личностью.
У каждого Монте-Кристо должен быть свой замок Иф. И свой аббат Фариа.
В сериале действие происходит в Крыму. Удачная находка. Полуостров богат историей, легендами, овеян памятью о героическом прошлом. Здесь можно было накопать – от скифских кладов, генуэзских схронов до сокровищ затонувших кораблей. Нет могучих замков и безлюдных островов, но есть яркие символы прошлого.
Но из всей сокровищницы авторы выбрали самое странное. История графа как неординарной личности выросла из его головокружительного побега. В сериале современный герой не стал никуда бегать. Подраненный юноша выпал за борт и стал дрейфовать в сторону нейтральных вод.
По законам жанра, он должен был без сил выползти на безлюдный берег. Но с необитаемыми землями в акватории Чёрного моря сложновато. Есть ещё вариант – мог, как Одиссей или матрос с броненосца «Потёмкин», выбраться к добрым людям. И проявить себя как личность.
Но авторы решили по-другому. Герой проявил себя как плавучее бревно, которое выловили ночные мореходы. Кстати – кто они? Контрабандисты? Пираты? Честные рыболовы, которые попутно промышляют работорговлей – заодно же?
И откуда такие лихие люди взялись? Из Турции? Болгарии? Грузии? Румынии? Кто продавал черноморских курортников в полон на чужбину?
Впрочем, люди эти оказались добрыми. Потому что недобитый-недотопленный герой на тех чужбинах обратился в олигарха. Его враги, выбравшие внутренний туризм, таких высот не достигли.
А герой, попавший к черноморским пиратам, мало того что в ангела обратился, так ещё и в золоте купается.