В наших кинотеатрах появилась новая экранизация знаменитого романа Александра Дюма. Трудно даже точно сказать, какая по счёту. Фильмы по этой книге снимали ещё со времён немого кино – как классические варианты, так и разнообразные фантазии на тему. Достоинство нового фильма в том, что он французский, а к своей культуре истинные французы относятся бережно. Ещё кино получилось очень красивым. И в то же время современным. Не пугайтесь – современным в хорошем смысле. Фильм «Граф Монте-Кристо» можно смело рекомендовать для просмотра.
Здравствуйте!
Собираясь в кино, я не питала больших надежд. Во-первых, сейчас не знаешь, чего ожидать от фильма. В смысле толерантности. А во-вторых, есть и объективные причины. «Граф Монте-Кристо» - книга объёмная, наполненная множеством смыслов, героев и сюжетных линий, отразившая и политические, и социальные, и культурные реалии времени. Очевидно, что при экранизации великого романа чем-то приходится жертвовать. В один кинофильм невозможно вместить всё в подробностях. Обычно выбирают сюжетные линии и образы, которые авторы считают нужным сохранить. Вопрос всегда в том, что и как сохранили.
По первому пункту хочу вас сразу успокоить
«Граф Монте-Кристо», фильм 2024 года, Франция: все герои европейской внешности
Как, собственно, Александром Дюма и было задумано.
Что касается второго пункта, то тут, конечно, без изменений не обошлось. Но без искажений, как мне кажется, получилось.
«Граф Монте-Кристо»: главное
Ключевые моменты истории все помнят: молодой моряк Эдмон Дантес нежданно-негаданно оказывается вовлечён в опасную политическую интригу. А те, кого он считал друзьями – обычные, в общем-то, люди – в критический момент сделали выбор, в результате которого пострадал невиновный.
Жизнь Эдмона Дантеса оказалась разрушена. Карьера капитана, прекрасная невеста Мерседес – все планы юноши перечеркнула чужая зависть и чужие политические амбиции.
А дальше – замок Иф, аббат Фариа с его тайной, рискованный побег, спрятанное на безлюдном острове сокровище.
И вот таинственный и сказочно богатый граф Монте-Кристо приезжает в Париж, чтобы свершить правосудие и покарать тех, кто этого действительно заслужил.
Его сопровождает молодой сеньор Кавальканти с замашками афериста и экзотическая красавица Гайде.
«Граф Монте-Кристо», новая экранизация: изменения в сюжете
Завязка сюжета тесно вплетена в историческую достоверность. Действие начинается во Франции в тот период, когда Наполеон уже перестал быть императором, но не для всех. Сложные перипетии политической борьбы Дюма в книге объясняет достаточно подробно. Как и то, каким образом большая история повлияла на жизнь маленького человека.
Фильм идёт три часа, но и этого времени не хватило, чтобы показать всё. Экспозицию пришлось существенно сжать. И даже изменить.
Корабль «Фараон» возвращался в марсельский порт, когда с него увидели потерпевшего кораблекрушение.
Капитан Данглар (да, здесь он капитан) отказался останавливать судно, и тогда молодой помощник Эдмон Дантес прыгнул за борт и спас молодую женщину. При ней был обнаружен опасный документ – письмо, написанное рукой опального императора. Хитрый Данглар спрятал письмо.
По возвращении в порт владелец судна упрекнул Данглара в жестокости и назначил Дантеса капитаном. Обрадованный юноша сообщил своей возлюбленной Мерседес, что скоро они смогут пожениться.
Мерседес и Фернан здесь – представители состоятельной семьи. Однако к Дантесу с его перспективами отнеслись благосклонно.
А вот обиженный Данглар подбил матроса Кадрусса написать донос. Прокурор Вильфор поверил бы в невиновность юноши, если бы не та самая спасённая женщина, которая оказалась сестрой Вильфора. Опасаясь за свою должность, Вильфор уговорил и Фернана подтвердить, что Дантес – опасный заговорщик.
И молодой человек исчез в стенах замка Иф.
Замок показан впечатляюще. Камеры представляют собой каменные мешки, тусклые и тесные, лишь наверху – тяжёлая круглая крышка, по которой ежедневно стучит надзиратель, проверяя, жив ли ещё узник. А выжить в тех условиях, что показали в фильме, совсем непросто. Как и сохранить рассудок.
«Граф Монте-Кристо»: отсылки к знакомым сюжетам
Как известно, роман искусно обыгрывает актуальную в то время культуру. Когда классицизм сменился романтизмом, тогда и появился загадочный граф, и смог очаровать всех своими таинственными манерами.
Но сейчас на дворе постмодернизм, который любит играть с аллюзиями и намёками.
Граф Монте-Кристо и Дэн Браун
Вот скажите: вы помните, почему аббат Фариа оказался в заключении? А откуда у него клад с несметными сокровищами? Мне кажется, аббат в замке Иф всегда сидел, а сокровища, как мне помнится, какое-то загадочное римское наследство. Ничего удивительного: в классической традиции все итальянцы наследовали древним римлянам.
В новом фильме не так. Аббат Фариа оказался последним тамплиером, а клад, соответственно – не найденными французской короной тамплиерскими богатствами.
Согласитесь, это история как раз в духе Дэна Брауна. Но почему бы и нет. Французы сами тамплиеров породили, сами их на костёр отправили, сами теперь вспоминают – это их французское дело.
Конечно, рыцарский клад не мог быть просто зарыть на безлюдном и бесплодном клочке суши, как в книге.
Нет, Монте-Кристо в фильме – вполне оборудованный остров с подземельями и тайными ходами.
Охраняет сокровища – тоже в духе Дэна Брауна – печальный рыцарь в капюшоне. И если нажать этому рыцарю в тайное место, то ход в сокровищницу и откроется.
И, конечно, опять-таки в духе квестовых книг, за шестьсот лет механизм ничуть не пострадал.
Дантес дёрнул за рыцаря – ход и открылся.
Он спустился под землю – а вышел уже графом Монте-Кристо.
Граф Монте-Кристо и Фантомас
По книге, граф меняет внешность с помощью париков, нарядов и прочих актёрских ухищрений. Но в фильме он меняет лица. Точь-в-точь, как киношный Фантомас. Но на это – согласитесь – французы тоже имеют право.
Тем более что всё в меру, сильно не преображается. Зрители легко его опознают.
А ещё в фильме есть намёк на Алые паруса.
На таких романтических символах строится подлинно красивое кино.
«Граф Монте-Кристо»: граф безупречен
Успех такого фильма в немалой степени зависит от актёров.
И с актёрами, на мой взгляд, всё сложилось удачно. Пьер Нинэ прекрасно справился и с ролью юного Эдмона.
Хорош он и в облике Монте-Кристо.
На всём протяжении фильма в нём чувствуется решимость, твёрдые убеждения и непреклонная готовность жертвовать во имя цели.
«Граф Монте-Кристо», часть вторая
Во второй части тоже произошли перемены – без них не обойтись.
Нет, основные герои на месте.
И время наложило на них положенный отпечаток.
Вильфора лишили смягчающих обстоятельств в виде Валентины с Максимиллианом. Их линию передали Альберу и Гайде.
Которых сделали парой.
К чести авторов, они не стали развивать линию Эжени – обошлись лёгким намёком.
А вот образ Андреа Кавальканти подвергся сильным изменениям. Я не помню другой экранизации, где он был бы таким обаятельным.
В оригинале Андреа – испорченный молодой человек, которого граф использует как оружие. А здесь он стал по-настоящему романтическим героем: порывистым и бесстрашным.
Но в логику повествования все перемены вполне укладывались. А молодые красивые лица украсили экран.
«Граф Монте-Кристо»: настоящее французское кино
Давно такого не было. Чтобы в фильме появилось всё, за что мы любим Александра Дюма: романтические красавицы, отважные благородные молодые мужчины, сильные чувства, честь всего превыше.
Красивая любовная история. И даже дуэли на шпагах.
И это потрясающе красиво снято.
Роскошные пейзажи, костюмы.
Величественная архитектура.
Яркие краски.
В последнее время в кино сложилась странная тенденция: всё снимают в тёмном цвете, а герой зачастую стоит на краю кадра и смотрит куда-то в сторону.
Здесь, к счастью, от подобных экспериментов отказались. Композиция кадров, как в лучшие годы.
А многие напоминают старинные картины: так красиво всё выстроено и показано.
«Граф Монте-Кристо»: что не понравилось
В целом фильм получился на редкость удачным.
Единственное, что мне не понравилось – финальное разрешение конфликта между Монте-Кристо и Фернаном. Они оба напихали друг в друга шпаги по самую рукоять. И оба упали на траву. Но при этом оба выжили.
«Граф Монте-Кристо»: но у него ещё всё впереди, если он вынет клинок из груди
Завершилось всё даже немного лучше, чем в книге. Счастливые Альбер и Гайде нашли друг друга и остались вместе.
Кадрусс искупил свою вину. Данглар разорился. Фернан остался в одиночестве. Мерседес решила найти покой.
А граф Монте-Кристо примирился с собой и ушёл своей дорогой.
И возможно, в другом месте в другое время появится таинственный незнакомец в компании необычных спутников, чтобы вершить справедливый суд в согласии с высшей справедливостью.