Найти в Дзене
AutoHS - история автомобилей

16 цилиндров для BMW: история секретного проекта Goldfisch

В конце 1980-х годов автомобильная индустрия переживала настоящую гонку вооружений. Немецкие премиальные бренды соревновались не только в роскоши, но и в технических решениях, способных поразить воображение самых требовательных клиентов. Именно в этот период в недрах BMW родился один из самых амбициозных и засекреченных проектов в истории компании - Goldfisch. Соперничество между баварским и штутгартским автопроизводителями достигло пика в середине 1970-х. Тогда БМВ представила свою легендарную 7-ю серию, бросив прямой вызов флагманскому Мерседесу S-класса. Настоящая битва развернулась в сфере силовых установок: пока под капотом Mercedes-Benz располагался традиционный V8, инженеры из Мюнхена в 1987-м удивили мир 5-литровым 12-цилиндровым агрегатом мощностью 300 л.с., который поместили под капот модели 750iL. Ответ Штутгарта не заставил себя ждать - через четыре года появился знаменитый S600 с 6-литровым V12. Казалось, что эскалация этой технической войны неизбежна, и оба концерна всерь

В конце 1980-х годов автомобильная индустрия переживала настоящую гонку вооружений. Немецкие премиальные бренды соревновались не только в роскоши, но и в технических решениях, способных поразить воображение самых требовательных клиентов. Именно в этот период в недрах BMW родился один из самых амбициозных и засекреченных проектов в истории компании - Goldfisch.

BMW 750iL E32
BMW 750iL E32

Соперничество между баварским и штутгартским автопроизводителями достигло пика в середине 1970-х. Тогда БМВ представила свою легендарную 7-ю серию, бросив прямой вызов флагманскому Мерседесу S-класса. Настоящая битва развернулась в сфере силовых установок: пока под капотом Mercedes-Benz располагался традиционный V8, инженеры из Мюнхена в 1987-м удивили мир 5-литровым 12-цилиндровым агрегатом мощностью 300 л.с., который поместили под капот модели 750iL. Ответ Штутгарта не заставил себя ждать - через четыре года появился знаменитый S600 с 6-литровым V12. Казалось, что эскалация этой технической войны неизбежна, и оба концерна всерьез рассматривали идею создания 16-цилиндровых моторов!

Впрочем, обратимся немного к истории. Первые попытки создать автомобиль с 16-цилиндровым сердцем предпринимались еще в 1920-е годы прошлого столетия. Французская марка Bugatti в 1925-м представила Type 45 - революционную машину, которая считается первенцем в семействе V16. При скромном рабочем объеме в 3 л этот агрегат выдавал внушительные 250 л.с., что для того времени стало настоящей фантастикой. За океаном также велись подобные разработки. В тридцатых годах Cadillac оснастил свои представительские модели 90-й серии огромным 7-литровым двигателем V16, который выдавал 165 л.с.

Cadillac V16 стал первым американским автомобилем с мотором V16
Cadillac V16 стал первым американским автомобилем с мотором V16

Амбициозные планы строил и Фред Дюзенберг, мечтавший о создании чудовищного четырехкарбюраторного мотора Model H мощностью 700 л.с. Увы, всем этим экспериментам помешала война, после которой производители сосредоточились на более практичных решениях.

Послевоенное время принесло господство проверенных схем: американцы полюбили V8, европейцы предпочитали рядные 4- и 6-цилиндровые агрегаты. Ситуация изменилась лишь в 1980-х, когда BMW и Mercedes в погоне за кошельками покупателей открыли очередную «войну моторов».

Экспериментальный V16 был на 12 см длиннее, чем V12, отчего всю систему охлаждения пришлось перенести в багажник
Экспериментальный V16 был на 12 см длиннее, чем V12, отчего всю систему охлаждения пришлось перенести в багажник

Баварцы первыми решились на 12-цилиндровую схему для второго поколения своей «семерки». V12 легко сумели построить из двух рядных 6-цилиндровых моторов, соединив их общим коленвалом. Готовый двигатель обладал относительно невысокой стоимостью, плавной и тихой работой и солидным запасом крутящего момента. Из недостатков: напряженный тепловой режим, высокая нагрузка на переднюю ось и увеличенный расход топлива.

Успех 12-цилиндровых моторов подтолкнул инженеров BMW к еще более амбициозным планам. В 1987 году группа ведущих специалистов - доктор Карл Хайнц Ланге, Адольф Фишер и Ханс-Петер Вайсбарт - получила добро на создание нового V16 под кодовым названием Goldfish.

Goldfish получил огромные воздухозаборники на задних крыльях
Goldfish получил огромные воздухозаборники на задних крыльях

Всего через полгода после начала работ, в январе 1988-го, был собран первый экспериментальный 6,7-литровый 16-цилиндровый двигатель. При относительно простой конструкции с одним распредвалом в каждой головке этот атмосферный мотор выдал 408 л.с. и 637 Нм крутящего момента. Разместить такого гиганта под капотом «семерки» оказалось непросто. Пришлось полностью переделать систему охлаждения, а массивные радиаторы и вентиляторы... перенести в заднюю часть автомобиля. Для их эффективной работы в крыльях прорезали специальные конусные воздухозаборники, придав машине сходство с советским «Запорожцем».

Динамические показатели прототипа оказались поистине выдающимися для своего времени. Разгон до сотни занимал всего шесть секунд, а максимальная скорость теоретически могла достигать 300 км/ч. Для сравнения: серийная BMW 750iL с автоматической коробкой передач ускорялась до 100 км/ч за 7 секунд при ограниченной максимальной скорости в 250 км/ч.

-5

Впрочем, несмотря на впечатляющие технические характеристики, проект Goldfisch так и остался экспериментом. Причин для этого было несколько. Во-первых, ужесточающиеся экологические требования делали производство подобных агрегатов крайне проблематичным. Во-вторых, экономическая целесообразность вызывала серьезные сомнения - при стоимости серийной 750iL в 130 тыс. марок такой автомобиль мог легко превысить планку в 300 тыс. немецких марок! Кроме того, к концу 1980-х стало очевидно, что даже 12-цилиндровые моторы являются избыточными для большинства покупателей премиальных седанов. Появление компактных и мощных V8 семейства M60, уступавших по мощности V12 всего 14 л.с., окончательно поставило точку в проекте Goldfisch.

Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!

Больше материалов в моем телеграм!

Читайте также: