Эту железную дорогу построили еще при царе в 1893–1894 гг. По прямому назначению она прослужила почти столетие, но в 1990-х, во время боевых действий на территории Чеченской Республики, была разрушена.
Вопрос ее восстановления неоднократно поднимался на самом высоком уровне. Однако дальше разговоров и включения проекта в различные программы РЖД дело не двигалось. Теперь, как стало известно в июле 2025 года, федеральное правительство направит на эти цели 15 млрд руб.
Речь идет о линии Слепцовская – Грозный протяженностью около 50 км. Некогда она была частью так называемой Петровской ветки Владикавказской железной дороги, тянущейся от станции Беслан через Назрань и Грозный до Махачкалы (тогда — Петровск). Общая ее длина составляла 250 км.
Г. Г. Москвич. Очерки и картинки из Кавказских воспоминаний. — Одесса, 1898. — С. 21:
"Петровскую линию строил тот же молодой и талантливый инженер Кербедз, который построил дорогу и на Минеральные воды… Петровская линия обошлась гораздо дешевле 'Минеральной', именно 39 тысяч с версты. К зиме 1893 года уже было открыто движение от Петровска до Грозного. Постройка задержалась той же общею разорительницею — холерою".
Спутник пассажира по Владикавказской железной дороге и прилегающей к ней части Северного Кавказа. — Петроград, 1915. — С. 198, 223:
"С постройкой ветви Беслан – Петровск Беслан обратился в узловую станцию и конечный участок главной магистрали, от Беслана до Владикавказа... Между Бесланом и Грозным дорога проложена унылой, волнистой степью, поросшей колючкой, истоптанной стадами баранов".
Г. Г. Москвич. Иллюстрированный практический путеводитель по Кавказу. — Одесса, 1892. — С. 256:
"Петровск связан с Владикавказом и Баку железнодорожным путем… Петровск был небольшим городком… С 1894 г., с соединением Петровска рельсовым путем с Россией, он изменился до неузнаваемости".
Вот уже тридцать лет поезда от Грозного до ст. Слепцовская не ходят. Составам, движущимся из столицы Чеченской Республики в западном направлении, приходится следовать по объездному пути через Гудермес. В случае восстановления разрушенного участка расстояние до Владикавказа сократится более чем на 150 км. Важна дорога и для соседней Ингушетии: ее запуск позволит сформировать единую опорную транспортную сеть региона и развить экономически важные промышленные предприятия.
В контексте развития международного транспортного коридора (МТК) "Север – Юг" значение этой стальной магистрали возрастает в разы — ее наличие улучшит транспортную доступность Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и присоединит ряд регионов к упомянутому МТК. Помимо восстановления участка Грозный – Слепцовская в рамках кампании предстоит обновить инфраструктуру и на отрезке Назрань – Слепцовская.
Правда, выделенных из федеральной казны 15 млрд руб., которые планируют направить на восстановление линии, недостаточно. В целом проект оценивается примерно в 40–50 млрд руб., о чем в апреле этого года заявил председатель правительства Ингушетии Владимир Сластенин. Он подчеркнул тогда, что уже разработано несколько предварительных вариантов проекта. И все зависит от того, какому из них в итоге отдадут предпочтение.
В любом случае необходимо определить дополнительные источники финансирования. Соответствующее поручение в июле 2025 года дал премьер-министр РФ Михаил Мишустин Минтрансу, который и займется этим вопросом совместно с Минэкономразвития, Минфином, РЖД и правительствами Дагестана, Ингушетии и Чечни.
👉 У «Строительного мира» появился канал в Телеграм — подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации