Найти в Дзене
Строительный мир

Масштабный железнодорожный проект на Кавказе реализуют без России?

Президент Азербайджана Ильхам Алиев 20 июля 2025 года, накануне III Шушинского глобального медиафорума в Ханкенди (Степанакерт), сделал ряд заявлений, в том числе и относительно нового масштабного проекта в сфере железнодорожного строительства, который, возможно, будет реализован без участия России. Глава государства подчеркнул, что новое направление станет частью МТК «Север-Юг», на который Москва сегодня делает особый упор. В данном случае речь идет о маршруте через Восточный Зангезур и другие части Зангезурского района на Иран и далее — на Турцию. При этом, как подчеркнул Алиев, стальная магистраль до границы с Арменией (Горадиз — Агбенд) находится в высокой степени готовности — строительно-монтажные работы выполнены примерно на 70%. На протяжении 110 км возведут свыше 500 инженерных сооружений и восемь станций. Линия будет достроена к лету следующего года. Таким образом, создание так называемого Зангезурского коридора направлено не только на обеспечение связи основной части Азербайд

Президент Азербайджана Ильхам Алиев 20 июля 2025 года, накануне III Шушинского глобального медиафорума в Ханкенди (Степанакерт), сделал ряд заявлений, в том числе и относительно нового масштабного проекта в сфере железнодорожного строительства, который, возможно, будет реализован без участия России. Глава государства подчеркнул, что новое направление станет частью МТК «Север-Юг», на который Москва сегодня делает особый упор.

В данном случае речь идет о маршруте через Восточный Зангезур и другие части Зангезурского района на Иран и далее — на Турцию. При этом, как подчеркнул Алиев, стальная магистраль до границы с Арменией (Горадиз — Агбенд) находится в высокой степени готовности — строительно-монтажные работы выполнены примерно на 70%. На протяжении 110 км возведут свыше 500 инженерных сооружений и восемь станций.

Линия будет достроена к лету следующего года. Таким образом, создание так называемого Зангезурского коридора направлено не только на обеспечение связи основной части Азербайджана с Нахчываном, но и имеет более глобальные перспективы. Ожидается, что на данном участке смогут перевозить не менее 15 млн тонн грузов в год.

© Азербайджанские железные дороги / corp.ady.az (Построенный участок железной дороги Горадиз – Агбенд)
© Азербайджанские железные дороги / corp.ady.az (Построенный участок железной дороги Горадиз – Агбенд)

Фактически в данном случае речь идет о восстановлении железной дороги, которая действовала на этом направлении во времена СССР. От упомянутого Горадиза она тянулась до Мендживана и поворачивала на армянский Капан. Но в конце 1980-х годов, в ходе конфликта в Карабахе, она перестала действовать. Более того, во времена Российской империи стальная магистраль тянулась до Мегри, но часть пути впоследствии была разрушена, а часть разобрана и продана Ирану.

В настоящее время продолжаются активные работы и по сооружению двухпутного электрифицированного участка Карс – Ыгдыр – Нахчыван (224 км). Проектом предусмотрено возведение трех виадуков суммарной протяженностью 2,8 км, пяти тоннелей (11,3 км) и десяти мостовых переходов. Магистраль будет интегрирована в железнодорожную линию Баку – Тбилиси – Карс (БТК), что поспособствует развитию торговых связей между Европой и Азией. Этот проект реализует Азербайджан совместно с Турцией. На территории последней в рамках кампании построят пять новых станций.

© Geoalex / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-3.0
© Geoalex / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-3.0

Главной же проблемой Зангезурского коридора остается нежелание Армении участвовать в проекте. Точнее — мнения по этому поводу в стране разные. Одни считают, что данный проект крайне необходим государству, так как сулит явные выгоды. Другие же опасаются, что он нанесет угрозу национальной безопасности и воспринимают его как территориальные претензии со стороны Баку. Так или иначе, в Азербайджане не сомневаются, что инициатива будет реализована во что бы то ни стало. Тем более что стороны близки к подписанию мирного договора.

Остается открытым вопрос: кто будет контролировать Зангезурский коридор? Участие России в проекте кажется вполне логичным, особенно с учетом того, что железнодорожный участок Решт – Астара пока не достроен. Ранее сообщалось о планах Москвы инвестировать в этот иранский проект. Однако из-за ряда событий — конфликта Израиля и Ирана, а также напряженности в отношениях Баку и Москвы — его будущее пока неопределенно. Некоторые эксперты полагают, что именно последний фактор может помешать реализации проекта: дорога из России в Иран идет через территорию Азербайджана.

© Tigran Ovanyan / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Территориальные изменения в результате договора. Красным цветом – область, которая остаётся под контролем Азербайджана. Заштрихованным – территория, возвращенная Арменией Азербайджану к 1.12.2020)
© Tigran Ovanyan / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Территориальные изменения в результате договора. Красным цветом – область, которая остаётся под контролем Азербайджана. Заштрихованным – территория, возвращенная Арменией Азербайджану к 1.12.2020)

Хотя отдельные наблюдатели уверены, что отношения двух стран нормализуются и нынешняя ситуация не станет помехой; тем более что в Баку открыто заявили: никаких проблем при грузоперевозках между Россией и Азербайджаном не возникало — все остается на прежнем уровне.

Но если говорить о Зангезурском коридоре, то ,по мнению некоторых экспертов, Россия сейчас не входит в число фаворитов на роль модератора проекта. Важно отметить также, что железные дороги Армении находятся под управлением ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» — одной из дочерних компаний ОАО «РЖД».

© Азербайджанские железные дороги / corp.ady.az (Построенный участок железной дороги Горадиз – Агбенд)
© Азербайджанские железные дороги / corp.ady.az (Построенный участок железной дороги Горадиз – Агбенд)

Пожалуй, главным претендентом на эту роль сегодня является Турция: для нее важно усилить влияние в регионе. Анкара поддерживает хорошие отношения с Баку и идёт на сближение с Ереваном. Строительство Зангезурского коридора может стать началом создания транспортного маршрута Европа – Кавказ – Азия, где Турция сможет играть ключевую роль.

Однако недавно о желании участвовать в проекте заявили США: они рассматривают возможность арендовать на 100 лет часть территории Армении, по которой и пройдет дорога. Так североамериканцы рассчитывают оказаться у границы Ирана и фактически контролировать перевозки по этому маршруту; а при необходимости использовать данный фактор для давления на Россию, Турцию и Иран.

© Азербайджанские железные дороги / corp.ady.az (Построенный участок железной дороги Горадиз – Агбенд)
© Азербайджанские железные дороги / corp.ady.az (Построенный участок железной дороги Горадиз – Агбенд)

Стоит отметить также: РЖД в 2025 году сократили инвестиции в развитие международного транспортного коридора «Север-Юг» более чем на 75% — до 9 млрд руб. В компании решили сосредоточиться на наиболее приоритетных проектах по развитию железнодорожной инфраструктуры: модернизации БАМа и Транссиба. Об этом заявил заместитель главы РЖД Андрей Макаров на ПМЭФ-2025. Но интересно, что инвестиции в развитие Восточного полигона тоже сократились, причем втрое — до 110 млрд руб.

Изображения в статье — Азербайджанские железные дороги / corp.ady.az

👉 У «Строительного мира» появился канал в Телеграм — подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации