Найти в Дзене
Строительный мир

Масштабный железнодорожный проект на Кавказе реализуют без России?

Президент Азербайджана Ильхам Алиев 20 июля 2025 года, накануне III Шушинского глобального медиафорума в Ханкенди (Степанакерт), сделал ряд заявлений, в том числе и относительно нового масштабного проекта в сфере железнодорожного строительства, который, возможно, будет реализован без участия России. Глава государства подчеркнул, что новое направление станет частью МТК «Север-Юг», на который Москва сегодня делает особый упор.

В данном случае речь идет о маршруте через Восточный Зангезур и другие части Зангезурского района на Иран и далее — на Турцию. При этом, как подчеркнул Алиев, стальная магистраль до границы с Арменией (Горадиз — Агбенд) находится в высокой степени готовности — строительно-монтажные работы выполнены примерно на 70%. На протяжении 110 км возведут свыше 500 инженерных сооружений и восемь станций.

Линия будет достроена к лету следующего года. Таким образом, создание так называемого Зангезурского коридора направлено не только на обеспечение связи основной части Азербайджана с Нахчываном, но и имеет более глобальные перспективы. Ожидается, что на данном участке смогут перевозить не менее 15 млн тонн грузов в год.

© Азербайджанские железные дороги / corp.ady.az (Построенный участок железной дороги Горадиз – Агбенд)
© Азербайджанские железные дороги / corp.ady.az (Построенный участок железной дороги Горадиз – Агбенд)

Фактически в данном случае речь идет о восстановлении железной дороги, которая действовала на этом направлении во времена СССР. От упомянутого Горадиза она тянулась до Мендживана и поворачивала на армянский Капан. Но в конце 1980-х годов, в ходе конфликта в Карабахе, она перестала действовать. Более того, во времена Российской империи стальная магистраль тянулась до Мегри, но часть пути впоследствии была разрушена, а часть разобрана и продана Ирану.

В настоящее время продолжаются активные работы и по сооружению двухпутного электрифицированного участка Карс – Ыгдыр – Нахчыван (224 км). Проектом предусмотрено возведение трех виадуков суммарной протяженностью 2,8 км, пяти тоннелей (11,3 км) и десяти мостовых переходов. Магистраль будет интегрирована в железнодорожную линию Баку – Тбилиси – Карс (БТК), что поспособствует развитию торговых связей между Европой и Азией. Этот проект реализует Азербайджан совместно с Турцией. На территории последней в рамках кампании построят пять новых станций.

© Geoalex / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-3.0
© Geoalex / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-3.0

Главной же проблемой Зангезурского коридора остается нежелание Армении участвовать в проекте. Точнее — мнения по этому поводу в стране разные. Одни считают, что данный проект крайне необходим государству, так как сулит явные выгоды. Другие же опасаются, что он нанесет угрозу национальной безопасности и воспринимают его как территориальные претензии со стороны Баку. Так или иначе, в Азербайджане не сомневаются, что инициатива будет реализована во что бы то ни стало. Тем более что стороны близки к подписанию мирного договора.

Остается открытым вопрос: кто будет контролировать Зангезурский коридор? Участие России в проекте кажется вполне логичным, особенно с учетом того, что железнодорожный участок Решт – Астара пока не достроен. Ранее сообщалось о планах Москвы инвестировать в этот иранский проект. Однако из-за ряда событий — конфликта Израиля и Ирана, а также напряженности в отношениях Баку и Москвы — его будущее пока неопределенно. Некоторые эксперты полагают, что именно последний фактор может помешать реализации проекта: дорога из России в Иран идет через территорию Азербайджана.

© Tigran Ovanyan / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Территориальные изменения в результате договора. Красным цветом – область, которая остаётся под контролем Азербайджана. Заштрихованным – территория, возвращенная Арменией Азербайджану к 1.12.2020)
© Tigran Ovanyan / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Территориальные изменения в результате договора. Красным цветом – область, которая остаётся под контролем Азербайджана. Заштрихованным – территория, возвращенная Арменией Азербайджану к 1.12.2020)

Хотя отдельные наблюдатели уверены, что отношения двух стран нормализуются и нынешняя ситуация не станет помехой; тем более что в Баку открыто заявили: никаких проблем при грузоперевозках между Россией и Азербайджаном не возникало — все остается на прежнем уровне.

Но если говорить о Зангезурском коридоре, то ,по мнению некоторых экспертов, Россия сейчас не входит в число фаворитов на роль модератора проекта. Важно отметить также, что железные дороги Армении находятся под управлением ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» — одной из дочерних компаний ОАО «РЖД».

© Азербайджанские железные дороги / corp.ady.az (Построенный участок железной дороги Горадиз – Агбенд)
© Азербайджанские железные дороги / corp.ady.az (Построенный участок железной дороги Горадиз – Агбенд)

Пожалуй, главным претендентом на эту роль сегодня является Турция: для нее важно усилить влияние в регионе. Анкара поддерживает хорошие отношения с Баку и идёт на сближение с Ереваном. Строительство Зангезурского коридора может стать началом создания транспортного маршрута Европа – Кавказ – Азия, где Турция сможет играть ключевую роль.

Однако недавно о желании участвовать в проекте заявили США: они рассматривают возможность арендовать на 100 лет часть территории Армении, по которой и пройдет дорога. Так североамериканцы рассчитывают оказаться у границы Ирана и фактически контролировать перевозки по этому маршруту; а при необходимости использовать данный фактор для давления на Россию, Турцию и Иран.

© Азербайджанские железные дороги / corp.ady.az (Построенный участок железной дороги Горадиз – Агбенд)
© Азербайджанские железные дороги / corp.ady.az (Построенный участок железной дороги Горадиз – Агбенд)

Стоит отметить также: РЖД в 2025 году сократили инвестиции в развитие международного транспортного коридора «Север-Юг» более чем на 75% — до 9 млрд руб. В компании решили сосредоточиться на наиболее приоритетных проектах по развитию железнодорожной инфраструктуры: модернизации БАМа и Транссиба. Об этом заявил заместитель главы РЖД Андрей Макаров на ПМЭФ-2025. Но интересно, что инвестиции в развитие Восточного полигона тоже сократились, причем втрое — до 110 млрд руб.

Изображения в статье — Азербайджанские железные дороги / corp.ady.az

👉 У «Строительного мира» появился канал в Телеграм — подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации