Найти в Дзене
Наталья Баева

Высшая правда сказки

Чем Андерсен такой особенный? - таким вопросом пришлось задаться Анатолию Кокорину. Обдумывая цикл иллюстраций он, конечно же, нашёл ответ, если его рисунки - абсолютное попадание в текст! Но идти к этому пониманию пришлось долгие годы... Говорят, "всё начинается с детства"? Родители Анатолия Владимировича были художниками, отец окончил Академию, и рисовать мальчик пытался раньше, чем читать-писать. Но в 1916 году, уже в восемь лет, он остался сиротой, и тут же был усыновлён дядей. Дядя - инженер-путеец Леонид Михайлович Орестов, не настаивал на инженерном образовании для племянника, дал ему полную свободу выбора. И началом своей карьеры художника сам Анатолий считал годы, прожитые с дядей в Лондоне и в Лидсе. Оказавшись, благодаря дядиной командировке, в совершенно другом мире, в английской школе, тринадцатилетний Анатолий навсегда приобрёл привычку зарисовывать всё, что видел. Доверяя блокноту и карандашу более, чем фотоаппарату. Потом - год в Германии. Архитектура, музеи, экску

Чем Андерсен такой особенный? - таким вопросом пришлось задаться Анатолию Кокорину. Обдумывая цикл иллюстраций он, конечно же, нашёл ответ, если его рисунки - абсолютное попадание в текст!

Но идти к этому пониманию пришлось долгие годы...

Говорят, "всё начинается с детства"? Родители Анатолия Владимировича были художниками, отец окончил Академию, и рисовать мальчик пытался раньше, чем читать-писать. Но в 1916 году, уже в восемь лет, он остался сиротой, и тут же был усыновлён дядей. Дядя - инженер-путеец Леонид Михайлович Орестов, не настаивал на инженерном образовании для племянника, дал ему полную свободу выбора. И началом своей карьеры художника сам Анатолий считал годы, прожитые с дядей в Лондоне и в Лидсе. Оказавшись, благодаря дядиной командировке, в совершенно другом мире, в английской школе, тринадцатилетний Анатолий навсегда приобрёл привычку зарисовывать всё, что видел. Доверяя блокноту и карандашу более, чем фотоаппарату.

-2

Потом - год в Германии. Архитектура, музеи, экскурсии на велосипедах...

-3

Мог ли вообразить уже семнадцатилетний Анатолий, что двадцать лет спустя он вернётся "в Европы" на танке?!

-4

Вернулись в 1925 году в Москву - сразу в художественный техникум. Но страсть к путешествиям осталась навсегда, и вероятно, из всех советских художников Кокорин - рекордсмен по количеству стран, в которых ему довелось побывать. И зарисовать.

И среди этих стран особое место в его творчестве заняла Дания. Уверял, что необъяснимым образом чувствовал присутствие Андерсена. В современной толпе.

-5

Вот он, легенда и воплощение Дании. Такой длинный, что и в рисунок не помещается, такой нелепый и детски-беззащитный...

-6

Но главное - детский взгляд на мир, сохранённая навсегда способность удивляться. Замечать всё интересное, не совсем обыкновенное, да и в обыкновенном уметь подметить то, о чём можно рассказать другим. Вот что такого необычного в бумажной лодочке, плывущей по каналу? В цветах, которые продаются на улице?

-7

А в путешествии необыкновенно всё и всегда! И самое удивительное - люди.

-8

Если книгу о себе Андерсен назвал "Сказка моей жизни" - не ясно ли, что он просто не видел особой разницы между сказкой и жизнью? Жизнь у него сказочна, сказка - реалистична. Чудеса - лишь для того, чтобы объяснить что-то необъяснимое, но если всё ясно - можно обойтись и совсем без чудес.

Здесь чудо лишь в том, что простофиля сменял коня на мешок яблок - а жена его не убила!
Здесь чудо лишь в том, что простофиля сменял коня на мешок яблок - а жена его не убила!
А в сказочно дружной семье и волшебства не надо
А в сказочно дружной семье и волшебства не надо
Сказочная глупость принцессы? Бывает...
Сказочная глупость принцессы? Бывает...
Чего только ни привидится в метель!
Чего только ни привидится в метель!
Ну а в снеговике всегда есть что-то загадочное...
Ну а в снеговике всегда есть что-то загадочное...
Народ потянулся на рынок! Отличное начало сказки. И не одной.
Народ потянулся на рынок! Отличное начало сказки. И не одной.
А находчивый жених капризной принцессы - это же целый сказочный жанр!
А находчивый жених капризной принцессы - это же целый сказочный жанр!

Сам Анатолий Владимирович уверял, что все типажи, все зарисовки - с натуры. Оставалось лишь превратить наброски из блокнота в полноценные рисунки. Этим и занялся, вернувшись из Копенгагена в Москву.

Далеко не все наброски превращались в иллюстрации, в картины. Художник не терял надежды поднять свои зарисовки времён войны - и создать полноценные циклы. Графики, а то и картин.

-16

-17

-19

Регулировщица - прелесть. Попытался двадцать лет спустя нарисовать её "по-настоящему" - и что-то неуловимое пропало. Непосредственность первого впечатления?

"Серьёзные" работы - это "Севастопольские рассказы", "Железный поток"...

-21
-22

И всё-таки послевоенный Кокорин - это сказочник, и запомнился он именно как иллюстратор сказок.

-23

Не только Андерсен, но и Перро, Ершов, Толстой...

-24

-25
-26

И в Оденсе, в музее Андерсена, работы Кокорина - сами датчане признали эти рисунки "самыми датскими". А всё началось с удивления подростка многообразием мира.

"Удивляться, удивляться надо всё время! - записал для себя художник, - Я для себя решил: как только перестану удивляться, бросаю своё ремесло, надеваю чёрное пальто, и сажусь во дворе на скамейку забивать козла. В компании с мастерами этого дела".

К счастью, этот день для художника так никогда и не настал.

Сказки
3041 интересуется