Найти в Дзене
Москва, любовь моя

Зимний дворец Петра I: От «Маленьких хором» Федосея Скляева до «Малых палаток» Георга Маттарнови

Традиция разделять дворцы на зимние и летние появилась во времена московского царства, когда весной цари переезжали из Теремного дворца Московского Кремля за город: в Преображенское, в Коломенское. Когда Пётр I обживался на берегах Невы, то у него, как и в Москве, тоже появился сначала Летний, а затем и Зимний дворец. Тот Зимний дворец, который мы все знаем и который сегодня является сердцем Эрмитажа, – шестой по счёту: Самый первый зимний дворец находился дальше от Адмиралтейства, чем нынешний, и ближе к Летнему саду. Первый, очень скромный «Зимний дом» Петра был построен для него в 1708 строителем и корабельных дел мастером Федосеем Скляевым: Одноэтажный, с мезонином в три окна, этот дом был похож на каменный, но на самом деле был деревянным, оштукатуренным. Крышу украшал шпиль. Как сообщал очевидец, в начале набережной слободы, напротив Петропавловской крепости, стоял ряд деревянных домов и среди них – «маленький домик голландской архитектуры, в котором его величество живёт зимою».
Оглавление

Традиция разделять дворцы на зимние и летние появилась во времена московского царства, когда весной цари переезжали из Теремного дворца Московского Кремля за город: в Преображенское, в Коломенское. Когда Пётр I обживался на берегах Невы, то у него, как и в Москве, тоже появился сначала Летний, а затем и Зимний дворец. Тот Зимний дворец, который мы все знаем и который сегодня является сердцем Эрмитажа, – шестой по счёту:

Самый первый зимний дворец находился дальше от Адмиралтейства, чем нынешний, и ближе к Летнему саду.

🏠 Первый Зимний дворец Петра I: «Зимнего двора маленькие  хоромы», 1708

Первый, очень скромный «Зимний дом» Петра был построен для него в 1708 строителем и корабельных дел мастером Федосеем Скляевым:

"Зимнего двора маленькие хоромы".
"Зимнего двора маленькие хоромы".

Одноэтажный, с мезонином в три окна, этот дом был похож на каменный, но на самом деле был деревянным, оштукатуренным. Крышу украшал шпиль. Как сообщал очевидец, в начале набережной слободы, напротив Петропавловской крепости, стоял ряд деревянных домов и среди них – «маленький домик голландской архитектуры, в котором его величество живёт зимою».

"Зимнего двора маленькие хоромы". Гравюра С.Ю. Мишина. 1990.
"Зимнего двора маленькие хоромы". Гравюра С.Ю. Мишина. 1990.

Брауншвейгский резидент Вебер сообщает, что этот дом «…состоял из шести тесных покоев, ничем особенно не убранных...» В доме была также кухня, сени, чулан и одна комната в мезонине.

В этом доме Пётр поселился со своей второй супругой, Екатериной Алексеевной, пока ещё незаконной, но уже подарившей ему в год переезда старшую дочь Анну Петровну.

В марте 1711 состоялась тайная помолвка Петра I и Екатерины. И в этом же году Пётр издал указ о переносе своих маленьких деревянных хором на берег Петровского острова. А на их месте начали возводить новый зимний дом, побольше и уже каменный.

🏠 Второй Зимний дворец Петра: Под сенью двух парусников, 1711

Дата начала строительства нам неизвестна, но уже 30 июня 1711 Меншиков написал Петру:

На вашем Зимнем дворе у нижних палат потолки сделаны и в совершенстве оных трудиться будем...
Зимний дворец. Главный (северный) фасад. 1711. Архитектор Доменико Трезини. Гравюра А.Ф. Зубова. 1717.
Зимний дворец. Главный (северный) фасад. 1711. Архитектор Доменико Трезини. Гравюра А.Ф. Зубова. 1717.

Автором проекта был первый архитектор Петербурга Доменико Трезини.

Каменное двухэтажное здание с черепичной крышей и «на погребах», то есть с цокольным, заглублённым этажом. Три ризалита делили главный (северный) фасад на пять частей. Единственное, что его украшало, это пилястры по углам и наличники на окнах. В центральном ризалите был расположен главный вход, к которому поднимались по крыльцу с балюстрадой.

-5

Решение фасада выдаёт нам планировку интерьеров: стены ризалитов продолжались, как правило, и внутри здания, образуя анфиладу жилых покоев.

Въездные ворота, ведущие с улицы на внутренний двор, завершались высокими фигурными фронтонами. На них на уровне второго этажа были установлены модели двух боевых кораблей:

Которые напоминали о том, что дом принадлежит опытному моряку, имевшему к тому времени чин «шаутбейнахта», или контр-адмирала российского флота. На гравюре А. Зубова кораблей ещё нет, а на гравюре Н. Кирсанова они уже установлены.

Рядом с домом, между Невой и Мойкой, был прорыт канал: царь желал заходить в дом прямо с воды. Так как канал вёл к Зимнему дворцу, то был назван Зимней канавкой.

Зимний дом Петра называли Свадебными палатами: это был подарок губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова к свадьбе Петра с Екатериной. В конце 1711 или в самом начале 1712 царская семья перебралась в своё новое жилище. И стала готовиться к бракосочетанию, которое было назначено на 19 февраля.

Пётр в своей домашней токарне две недели занимался изготовлением свадебного подарка: люстры-паникадила в шесть свечей из слоновой кости и чёрного дерева. Не знаю, сохранилось ли оно, но вот какое паникадило, выточенное из слоновой кости лично Петром, хранится в Эрмитаже:

Нечто подобное Пётр подарил в день свадьбы своей супруге. И, говорят, собственноручно повесил в палате, где проходил свадебный пир.

Это событие осталось запечатлено на гравюре А. Зубова, которая даёт представление о внутреннем убранстве дворца:

А.Ф. Зубов. Свадьба Петра I и Екатерины. 1712. Гравюра выполнена художником до свадьбы и была свадебным подарком царю.
А.Ф. Зубов. Свадьба Петра I и Екатерины. 1712. Гравюра выполнена художником до свадьбы и была свадебным подарком царю.

Стены украшали привезённые из Фландрии шпалеры; потолок был расписан под облачное небо с фигурами четырёх ветров по углам; к двум балдахинам были подвешены свадебные короны.

В этом большом зимнем доме Пётр и Екатерина прожили девять лет.

Царская семья медленно, но росла. После Анны родилась дочь Елизавета, а 29 октября 1715 родился долгожданный сын Пётр. И если царевич Алексей Петрович жил в собственном доме, то Анна, Елизавета и маленький Пётр жили с родителями. Разросся штат придворных дам при Екатерине и двух дочерях. И двух десятков жилых покоев Зимнего дворца стало уже не хватать. Тогда царь повелел архитектору Маттарнови строить для себя новый дом.

🏠 Третий Зимний дворец Петра: «Малые палатки», 1723

В 1716 году архитектор Георг-Иоганн Маттарнови создал проект нового жилища для царской семьи. Третий Зимний дворец включал в себя второй дворец в качестве западного крыла. Это было здание в два этажа на высоком цоколе, с центральным ризалитом в четыре окна и треугольным фронтоном над ним, с высокой крышей с переломом.

Главный (набережный) фасад нового зимнего дома. Проектный чертёж Г.-И. ММаттарнови. 1716.
Главный (набережный) фасад нового зимнего дома. Проектный чертёж Г.-И. ММаттарнови. 1716.

Проект предусматривал вместительное помещение для торжественных приёмов и праздников: Большой зал. Маттарнови строил дворец по плану, который набросал сам Пётр I, и этот рисунок царя сохранился. Дворец был достроен к осени 1723.

-10

Главный корпус дворца выходил на Неву, а к нему примыкал 2-х этажный флигель, где располагались царские покои. На южной стороне дворца был небольшой сад с фонтаном и гавань, в которую можно было попасть из Зимней канавки:

-11

В ещё недостроенный Зимний дворец царская семья переехала 25 ноября 1720 года. 27 декабря здесь состоялась первая ассамблея.

Пётр, любивший море, спроектировал свои покои в виде адмиральского блока на боевом корабле. В «малых палатках», как он называл свой дворец, комнаты были маленькими, как каюты, по 15−18 квадратных метров. Они были скромными, но удобными. Шесть из них были отделаны голландской плиткой, как во дворце Меншикова:

Мебель была привезена из Англии и Голландии. Стены украшались шпалерами и живописными полотнами, которые Пётр приобретал за границей. Дворец был оснащён своеобразным центральным отоплением (тепло давалось печами, топки которых находились не в комнатах, а в чулане истопника). В царских покоях была устроена канализация и водопровод с горячей и холодной водой.

Парадный двор

Галереи Парадного двора строились позже самого дворца, уже после внезапной смерти Георга Маттарнови, под руководством Доминико Трезини в 1722 – 1723:

При Петре галерея была открытой. Сейчас она крытая и над ней располагаются сцена и зрительный зал Эрмитажного театра. В галерее представлены карнавальные и детские сани для зимних прогулок и прогулочная карета Петра I «Огородная коляска»:

-13

Сводчатые подвалы Зимнего дворца Петра I: те самые «погреба», на которых в Петербурге строились все дома из-за влажной почвы и частых подтоплений:

-14

При строительстве таких «погребов» сначала насосами откачивали воду, затем возводили «погреба», а над ними строили первый и второй этажи.

Рабочий кабинет Петра I

Свой рабочий кабинет Пётр называл «конторкой». Конторка – это стол-бюро, который царь заказал себе в Лондоне в 1717 по собственноручному чертежу. За конторкой Пётр Алексеевич работал стоя. Откидная доска бюро приведена в рабочее положение, её расстояние до пола довольно большое, ведь Пётр был человеком высоким: его рост был 2 метра и 4 см.

В верхней части бюро – маленькие ящички для письменных принадлежностей, документов и печатей; внизу – большие выдвижные ящики для чертежей и карт.

Конторка Петра I с янтарной шкатулкой, подзорной трубой и другими принадлежавшими ему предметами.
Конторка Петра I с янтарной шкатулкой, подзорной трубой и другими принадлежавшими ему предметами.

На конторке – янтарная шкатулка и другие вещи царя, например, складная подзорная труба, купленная Петром в Париже в 1717, и солнечные часы с компасом, сделанные в 1718 в Германии.

Изразцовые печи, представленные в комнатах, до сих пор работают. Но изразцы, которыми они выложены, не подлинные. Они сделаны реставраторами уже в наши дни: вручную, по старинной технологии, по найденным здесь плиткам, которые были сняты и убраны в хранилища музея:

-18

Сохранились очень многие личные вещи Петра, потому что после его смерти в Кунсткамере был создан мемориальный отдел, где находилась среди прочего и эта конторка (сразу стало понятно, сколь значимую роль Пётр сыграл для России, и всё, что ему принадлежало, стали беречь). Елизавета Петровна сохранила его гардероб. Затем наследием Петра занялся Николай I, который в 1848 приказал собрать все вещи Петра I в Эрмитаже.

Токарня

Токарной мастерской Петра заведовал лейб-токарь Андрей Константинович Нартов. Станок, стоящий здесь – один из 12 хранящихся в Эрмитаже, он в рабочем состоянии. Пётр любил вытачивать разнообразные поделки из дерева, кости и рога, а потом дарить их своим приближённым или другим монархам вместо привычных всем драгоценностей. Это было оригинально, но это и существенно экономило государственную казну.

Например, выточенную на токарном станке из орехового капа чарку он подарил Матвею Петровичу Гагарину:

-19

Чарка невероятной красоты сейчас хранится в Историческом музее и является жемчужиной Золотой кладовой. С ней связана целая история:

Но вернёмся в токарню Петра. Здесь тоже много его личных вещей. Представлена часть коллекции резцов, очки для защиты глаз (в них обычные стёкла) и отпечаток руки императора, отлитый в 1707 мастерами в Липецке по следу на глине, в которую Пётр, оступившись, попал рукой.

-20

Корабельный компас, несколько тростей императора, все они с секретом: в одной, например, спрятана подзорная труба. Шкатулка-сейф на столе – в ней Пётр хранил важные бумаги и ценности.

-21

Рядом лежат циркули и линейки, а также табакерка, которую Пётр приобрел в 1797 в Саардаме, городе, где он обучался корабельному делу. Здесь же – и посуда: тарелочки из пальмового дерева и кувшин из кантонской эмали. Это искусная имитация фарфора: сам сосуд медный, но внутри покрыт эмалью белого цвета, а снаружи красиво расписан.

Стол сделан в России и стоит на точёных ножках-балясинах. Рядом – голландские стулья. Петру нравилось всё англо-голландское за простоту и качество: такая мебель делалась из твёрдых пород дерева, была надёжной, удобной и красивой, но без вычурных украшений, которые Пётр не любил.

Столовая

В столовую подавалась горячая и холодная вода – император всегда мыл руки перед едой, неслыханный для того времени факт. Столовая соединялась с кухней окошком, через которое подавали еду.

В центре комнаты – стол, на котором находится бутылка с красным вином, её нашли археологи в кладке 1725 года. Вино, к сожалению не сохранилось: химический анализ показал, что оно превратилось в уксус.

Английские часы работы Генри Торнтона сделаны в стиле шинуазри и по форме напоминают пагоду. Они расписаны золотом, в декоре использованы чёрный лак и зеркальные стекла. Музыкальный механизм до сих пор может исполнить 12 мелодий, это заслуга реставраторов Эрмитажа.

На стене висит шпалера: в 1717 Пётр основал Шпалерную мануфактуру, и там ткали подобные ковры под руководством французских мастеров.

В этом своём доме в ночь с 27 на 28 января 1725 Пётр I скончался.

Восковая персона Петра Великого

В тронном зале знаменитый декоратор Никола Пино оформил «Прощальную залу», где 40 дней находилось тело императора. В июне 1725 Франческо Бартоломео Растрелли установил здесь восковую персону Петра I, выполненную Бартоломео Карло Растрелли (отцом).

Пётр сидит в кресле в бывшем помещении кордегардии – офицерской караульной. Он одет в европейский костюм из его гардероба: кафтан, камзол, короткие штаны, шёлковые чулки и кожаные башмаки. Волосы и усы принадлежат Петру: во время Персидского похода 1722 года было жарко и Пётр постригся. Из этих волос Растрелли и сделал парик для восковой персоны царя.

После смерти Петра I все последующие Зимние дворцы строились уже на новом месте, ближе к Адмиралтейству. В Зимнем дворце Петра I при Елизавете Петровне проживали ветераны Лейб-гвардии Преображенского полка, с помощью которой дочь Петра заняла царский престол и над которой она шефствовала.

А в 1783 Джакомо Кваренги строит для Екатерины II Эрмитажный театр:

-24

В качестве несущих конструкций он использовал цокольный и первый этажи петровского Зимнего дома:

-25

Позднее Николай I пытался найти Зимний дом Петра I, но не сумел, и долгое время дворец считался безвозвратно утерянным. И только в 1976-1986 в ходе археологических раскопок его помещения были обнаружены в составе Эрмитажного театра.

Сейчас здесь музей, в экспозиции которого представлены Парадный двор, обходные галереи и три жилые комнаты с личными вещами Петра I, в которых мы с вами только что побывали.

🏠 Четвёртый Зимний дворец: 1725

После смерти Петра царский двор веселился, росло число слуг, стали необходимы новые помещения. В мае 1726 Екатерина I издала Указ о сносе «старого зимнего дома» и о повторном использовании строительных материалов при строительстве нового Зимнего дворца. Она приказала Доменико Трезини расширить дворец вдоль набережной:

-26

Новое здание было выстроено в форме каре с огромным внутренним двором:

-27

Строительство было окончено в ноябре 1726, и 14 ноября сюда переехала царская семья. А 6 мая 1727 Екатерина I скончалась. С тех пор дворец перестал быть царской резиденцией.

🏠 Пятый Зимний дворец: 1733 – 1735

Для Анны Иоанновны Франческо Растрелли построил новый дворец – ближе к Адмиралтейству, на месте пустующего дома адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина. Дворец Анны Иоанновны был просторным, в нём было 70 комнат и театр, но их планировка была запутанной и неудобной.

🏠 Шестой Зимний дворец: 1754 – 1762

Елизавета Петровна заказала Растрелли перестроить Зимний дворец Анны Иоанновны. На время строительства для императрицы было построено деревянное здание на углу Невского проспекта и набережной Мойки – красивое, просторное, оно простояло десять лет. Здесь в 1761 Елизавета Петровна скончалась, так и не дождавшись завершения строительства нового Зимнего.

Оформление интерьеров нового Зимнего дворца, монументального здания в стиле барокко, с обилием колонн и декоративных лепных деталей, было завершено уже при Петре III. А в 1762 во дворец въехала Екатерина II.

Она отправила Растрелли на пенсию в виду «старости и слабого здоровья»: он строил в стиле барокко, который уже выходил из моды. Гениальный архитектор трудился в России в течение 46 лет при нескольких императорах, но только Пётр III удостоил его звания генерал-майора и наградил орденом Святой Анны.

Зимний дворец, который мы видим сегодня – это шестая и последняя резиденция Романовых. И это последнее и самое грандиозное творение великого архитектора Франческо Бартоломео Растрелли.

А на здании Эрмитажного театра со стороны Зимней канавки...

-28

... можно видеть бережно сохранённые реставраторами фрагменты старой кирпичной кладки – это стена третьего Зимнего дворца Петра I, которая в своё время не была уничтожена Джакомо Кваренги, а использовалась им в качестве несущей конструкции для здания Эрмитажного театра:

-29

Спасибо, друзья, что дочитали статью до конца. Это была моя задолженность после летней поездки в Санкт-Петербург. На этом про Питер в этом году всё, до следующей поездки.

Административно музей «Зимний дворец Петра I» относится к Эрмитажу.

Адрес: Дворцовая набережная, д. 32.