Традиция разделять дворцы на зимние и летние появилась во времена московского царства, когда весной цари переезжали из Теремного дворца Московского Кремля за город: в Преображенское, в Коломенское. Когда Пётр I обживался на берегах Невы, то у него, как и в Москве, тоже появился сначала Летний, а затем и Зимний дворец. Тот Зимний дворец, который мы все знаем и который сегодня является сердцем Эрмитажа, – шестой по счёту:
Самый первый зимний дворец находился дальше от Адмиралтейства, чем нынешний, и ближе к Летнему саду.
🏠 Первый Зимний дворец Петра I: «Зимнего двора маленькие хоромы», 1708
Первый, очень скромный «Зимний дом» Петра был построен для него в 1708 строителем и корабельных дел мастером Федосеем Скляевым:
Одноэтажный, с мезонином в три окна, этот дом был похож на каменный, но на самом деле был деревянным, оштукатуренным. Крышу украшал шпиль. Как сообщал очевидец, в начале набережной слободы, напротив Петропавловской крепости, стоял ряд деревянных домов и среди них – «маленький домик голландской архитектуры, в котором его величество живёт зимою».
Брауншвейгский резидент Вебер сообщает, что этот дом «…состоял из шести тесных покоев, ничем особенно не убранных...» В доме была также кухня, сени, чулан и одна комната в мезонине.
В этом доме Пётр поселился со своей второй супругой, Екатериной Алексеевной, пока ещё незаконной, но уже подарившей ему в год переезда старшую дочь Анну Петровну.
В марте 1711 состоялась тайная помолвка Петра I и Екатерины. И в этом же году Пётр издал указ о переносе своих маленьких деревянных хором на берег Петровского острова. А на их месте начали возводить новый зимний дом, побольше и уже каменный.
🏠 Второй Зимний дворец Петра: Под сенью двух парусников, 1711
Дата начала строительства нам неизвестна, но уже 30 июня 1711 Меншиков написал Петру:
На вашем Зимнем дворе у нижних палат потолки сделаны и в совершенстве оных трудиться будем...
Автором проекта был первый архитектор Петербурга Доменико Трезини.
Каменное двухэтажное здание с черепичной крышей и «на погребах», то есть с цокольным, заглублённым этажом. Три ризалита делили главный (северный) фасад на пять частей. Единственное, что его украшало, это пилястры по углам и наличники на окнах. В центральном ризалите был расположен главный вход, к которому поднимались по крыльцу с балюстрадой.
Решение фасада выдаёт нам планировку интерьеров: стены ризалитов продолжались, как правило, и внутри здания, образуя анфиладу жилых покоев.
Въездные ворота, ведущие с улицы на внутренний двор, завершались высокими фигурными фронтонами. На них на уровне второго этажа были установлены модели двух боевых кораблей:
Которые напоминали о том, что дом принадлежит опытному моряку, имевшему к тому времени чин «шаутбейнахта», или контр-адмирала российского флота. На гравюре А. Зубова кораблей ещё нет, а на гравюре Н. Кирсанова они уже установлены.
Рядом с домом, между Невой и Мойкой, был прорыт канал: царь желал заходить в дом прямо с воды. Так как канал вёл к Зимнему дворцу, то был назван Зимней канавкой.
Зимний дом Петра называли Свадебными палатами: это был подарок губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова к свадьбе Петра с Екатериной. В конце 1711 или в самом начале 1712 царская семья перебралась в своё новое жилище. И стала готовиться к бракосочетанию, которое было назначено на 19 февраля.
Пётр в своей домашней токарне две недели занимался изготовлением свадебного подарка: люстры-паникадила в шесть свечей из слоновой кости и чёрного дерева. Не знаю, сохранилось ли оно, но вот какое паникадило, выточенное из слоновой кости лично Петром, хранится в Эрмитаже:
Нечто подобное Пётр подарил в день свадьбы своей супруге. И, говорят, собственноручно повесил в палате, где проходил свадебный пир.
Это событие осталось запечатлено на гравюре А. Зубова, которая даёт представление о внутреннем убранстве дворца:
Стены украшали привезённые из Фландрии шпалеры; потолок был расписан под облачное небо с фигурами четырёх ветров по углам; к двум балдахинам были подвешены свадебные короны.
В этом большом зимнем доме Пётр и Екатерина прожили девять лет.
Царская семья медленно, но росла. После Анны родилась дочь Елизавета, а 29 октября 1715 родился долгожданный сын Пётр. И если царевич Алексей Петрович жил в собственном доме, то Анна, Елизавета и маленький Пётр жили с родителями. Разросся штат придворных дам при Екатерине и двух дочерях. И двух десятков жилых покоев Зимнего дворца стало уже не хватать. Тогда царь повелел архитектору Маттарнови строить для себя новый дом.
🏠 Третий Зимний дворец Петра: «Малые палатки», 1723
В 1716 году архитектор Георг-Иоганн Маттарнови создал проект нового жилища для царской семьи. Третий Зимний дворец включал в себя второй дворец в качестве западного крыла. Это было здание в два этажа на высоком цоколе, с центральным ризалитом в четыре окна и треугольным фронтоном над ним, с высокой крышей с переломом.
Проект предусматривал вместительное помещение для торжественных приёмов и праздников: Большой зал. Маттарнови строил дворец по плану, который набросал сам Пётр I, и этот рисунок царя сохранился. Дворец был достроен к осени 1723.
Главный корпус дворца выходил на Неву, а к нему примыкал 2-х этажный флигель, где располагались царские покои. На южной стороне дворца был небольшой сад с фонтаном и гавань, в которую можно было попасть из Зимней канавки:
В ещё недостроенный Зимний дворец царская семья переехала 25 ноября 1720 года. 27 декабря здесь состоялась первая ассамблея.
Пётр, любивший море, спроектировал свои покои в виде адмиральского блока на боевом корабле. В «малых палатках», как он называл свой дворец, комнаты были маленькими, как каюты, по 15−18 квадратных метров. Они были скромными, но удобными. Шесть из них были отделаны голландской плиткой, как во дворце Меншикова:
Мебель была привезена из Англии и Голландии. Стены украшались шпалерами и живописными полотнами, которые Пётр приобретал за границей. Дворец был оснащён своеобразным центральным отоплением (тепло давалось печами, топки которых находились не в комнатах, а в чулане истопника). В царских покоях была устроена канализация и водопровод с горячей и холодной водой.
Парадный двор
Галереи Парадного двора строились позже самого дворца, уже после внезапной смерти Георга Маттарнови, под руководством Доминико Трезини в 1722 – 1723:
При Петре галерея была открытой. Сейчас она крытая и над ней располагаются сцена и зрительный зал Эрмитажного театра. В галерее представлены карнавальные и детские сани для зимних прогулок и прогулочная карета Петра I «Огородная коляска»:
Сводчатые подвалы Зимнего дворца Петра I: те самые «погреба», на которых в Петербурге строились все дома из-за влажной почвы и частых подтоплений:
При строительстве таких «погребов» сначала насосами откачивали воду, затем возводили «погреба», а над ними строили первый и второй этажи.
Рабочий кабинет Петра I
Свой рабочий кабинет Пётр называл «конторкой». Конторка – это стол-бюро, который царь заказал себе в Лондоне в 1717 по собственноручному чертежу. За конторкой Пётр Алексеевич работал стоя. Откидная доска бюро приведена в рабочее положение, её расстояние до пола довольно большое, ведь Пётр был человеком высоким: его рост был 2 метра и 4 см.
В верхней части бюро – маленькие ящички для письменных принадлежностей, документов и печатей; внизу – большие выдвижные ящики для чертежей и карт.
На конторке – янтарная шкатулка и другие вещи царя, например, складная подзорная труба, купленная Петром в Париже в 1717, и солнечные часы с компасом, сделанные в 1718 в Германии.
Изразцовые печи, представленные в комнатах, до сих пор работают. Но изразцы, которыми они выложены, не подлинные. Они сделаны реставраторами уже в наши дни: вручную, по старинной технологии, по найденным здесь плиткам, которые были сняты и убраны в хранилища музея:
Сохранились очень многие личные вещи Петра, потому что после его смерти в Кунсткамере был создан мемориальный отдел, где находилась среди прочего и эта конторка (сразу стало понятно, сколь значимую роль Пётр сыграл для России, и всё, что ему принадлежало, стали беречь). Елизавета Петровна сохранила его гардероб. Затем наследием Петра занялся Николай I, который в 1848 приказал собрать все вещи Петра I в Эрмитаже.
Токарня
Токарной мастерской Петра заведовал лейб-токарь Андрей Константинович Нартов. Станок, стоящий здесь – один из 12 хранящихся в Эрмитаже, он в рабочем состоянии. Пётр любил вытачивать разнообразные поделки из дерева, кости и рога, а потом дарить их своим приближённым или другим монархам вместо привычных всем драгоценностей. Это было оригинально, но это и существенно экономило государственную казну.
Например, выточенную на токарном станке из орехового капа чарку он подарил Матвею Петровичу Гагарину:
Чарка невероятной красоты сейчас хранится в Историческом музее и является жемчужиной Золотой кладовой. С ней связана целая история:
Но вернёмся в токарню Петра. Здесь тоже много его личных вещей. Представлена часть коллекции резцов, очки для защиты глаз (в них обычные стёкла) и отпечаток руки императора, отлитый в 1707 мастерами в Липецке по следу на глине, в которую Пётр, оступившись, попал рукой.
Корабельный компас, несколько тростей императора, все они с секретом: в одной, например, спрятана подзорная труба. Шкатулка-сейф на столе – в ней Пётр хранил важные бумаги и ценности.
Рядом лежат циркули и линейки, а также табакерка, которую Пётр приобрел в 1797 в Саардаме, городе, где он обучался корабельному делу. Здесь же – и посуда: тарелочки из пальмового дерева и кувшин из кантонской эмали. Это искусная имитация фарфора: сам сосуд медный, но внутри покрыт эмалью белого цвета, а снаружи красиво расписан.
Стол сделан в России и стоит на точёных ножках-балясинах. Рядом – голландские стулья. Петру нравилось всё англо-голландское за простоту и качество: такая мебель делалась из твёрдых пород дерева, была надёжной, удобной и красивой, но без вычурных украшений, которые Пётр не любил.
Столовая
В столовую подавалась горячая и холодная вода – император всегда мыл руки перед едой, неслыханный для того времени факт. Столовая соединялась с кухней окошком, через которое подавали еду.
В центре комнаты – стол, на котором находится бутылка с красным вином, её нашли археологи в кладке 1725 года. Вино, к сожалению не сохранилось: химический анализ показал, что оно превратилось в уксус.
Английские часы работы Генри Торнтона сделаны в стиле шинуазри и по форме напоминают пагоду. Они расписаны золотом, в декоре использованы чёрный лак и зеркальные стекла. Музыкальный механизм до сих пор может исполнить 12 мелодий, это заслуга реставраторов Эрмитажа.
На стене висит шпалера: в 1717 Пётр основал Шпалерную мануфактуру, и там ткали подобные ковры под руководством французских мастеров.
В этом своём доме в ночь с 27 на 28 января 1725 Пётр I скончался.
Восковая персона Петра Великого
В тронном зале знаменитый декоратор Никола Пино оформил «Прощальную залу», где 40 дней находилось тело императора. В июне 1725 Франческо Бартоломео Растрелли установил здесь восковую персону Петра I, выполненную Бартоломео Карло Растрелли (отцом).
Пётр сидит в кресле в бывшем помещении кордегардии – офицерской караульной. Он одет в европейский костюм из его гардероба: кафтан, камзол, короткие штаны, шёлковые чулки и кожаные башмаки. Волосы и усы принадлежат Петру: во время Персидского похода 1722 года было жарко и Пётр постригся. Из этих волос Растрелли и сделал парик для восковой персоны царя.
После смерти Петра I все последующие Зимние дворцы строились уже на новом месте, ближе к Адмиралтейству. В Зимнем дворце Петра I при Елизавете Петровне проживали ветераны Лейб-гвардии Преображенского полка, с помощью которой дочь Петра заняла царский престол и над которой она шефствовала.
А в 1783 Джакомо Кваренги строит для Екатерины II Эрмитажный театр:
В качестве несущих конструкций он использовал цокольный и первый этажи петровского Зимнего дома:
Позднее Николай I пытался найти Зимний дом Петра I, но не сумел, и долгое время дворец считался безвозвратно утерянным. И только в 1976-1986 в ходе археологических раскопок его помещения были обнаружены в составе Эрмитажного театра.
Сейчас здесь музей, в экспозиции которого представлены Парадный двор, обходные галереи и три жилые комнаты с личными вещами Петра I, в которых мы с вами только что побывали.
🏠 Четвёртый Зимний дворец: 1725
После смерти Петра царский двор веселился, росло число слуг, стали необходимы новые помещения. В мае 1726 Екатерина I издала Указ о сносе «старого зимнего дома» и о повторном использовании строительных материалов при строительстве нового Зимнего дворца. Она приказала Доменико Трезини расширить дворец вдоль набережной:
Новое здание было выстроено в форме каре с огромным внутренним двором:
Строительство было окончено в ноябре 1726, и 14 ноября сюда переехала царская семья. А 6 мая 1727 Екатерина I скончалась. С тех пор дворец перестал быть царской резиденцией.
🏠 Пятый Зимний дворец: 1733 – 1735
Для Анны Иоанновны Франческо Растрелли построил новый дворец – ближе к Адмиралтейству, на месте пустующего дома адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина. Дворец Анны Иоанновны был просторным, в нём было 70 комнат и театр, но их планировка была запутанной и неудобной.
🏠 Шестой Зимний дворец: 1754 – 1762
Елизавета Петровна заказала Растрелли перестроить Зимний дворец Анны Иоанновны. На время строительства для императрицы было построено деревянное здание на углу Невского проспекта и набережной Мойки – красивое, просторное, оно простояло десять лет. Здесь в 1761 Елизавета Петровна скончалась, так и не дождавшись завершения строительства нового Зимнего.
Оформление интерьеров нового Зимнего дворца, монументального здания в стиле барокко, с обилием колонн и декоративных лепных деталей, было завершено уже при Петре III. А в 1762 во дворец въехала Екатерина II.
Она отправила Растрелли на пенсию в виду «старости и слабого здоровья»: он строил в стиле барокко, который уже выходил из моды. Гениальный архитектор трудился в России в течение 46 лет при нескольких императорах, но только Пётр III удостоил его звания генерал-майора и наградил орденом Святой Анны.
Зимний дворец, который мы видим сегодня – это шестая и последняя резиденция Романовых. И это последнее и самое грандиозное творение великого архитектора Франческо Бартоломео Растрелли.
А на здании Эрмитажного театра со стороны Зимней канавки...
... можно видеть бережно сохранённые реставраторами фрагменты старой кирпичной кладки – это стена третьего Зимнего дворца Петра I, которая в своё время не была уничтожена Джакомо Кваренги, а использовалась им в качестве несущей конструкции для здания Эрмитажного театра:
Спасибо, друзья, что дочитали статью до конца. Это была моя задолженность после летней поездки в Санкт-Петербург. На этом про Питер в этом году всё, до следующей поездки.
Административно музей «Зимний дворец Петра I» относится к Эрмитажу.
Адрес: Дворцовая набережная, д. 32.