В холле госархива Тюменской области появилась экспозиция, приуроченная к Году защитника Отечества. За стеклом портреты, письма, документы, некоторые личные вещи бойцов Красной армии и участников СВО. Сегодня они в одном ряду. Наш визит в архив посвящен героям нового времени.
Знаешь письма уже наизусть
– Если бы у нас были свободные пространства, организовали бы масштабную выставку. Но пока она камерная, небольшая. Архив хранит истории времен Великой Отечественной войны. Есть письма воинов – не Героев СССР, подвиги которых широко известны, а простых солдат. Начинаешь читать – и снова горло перехватывает, хотя знаешь их уже наизусть, – встретила нас рассказом об экспозиции директор госархива Ольга Тарасова.
Мы уже писали о том, что госучреждение начало принимать на хранение материалы и по спецоперации. Спустя полгода пришли узнать, как идет этот процесс.
По словам директора, архив уже взял в работу и формирует коллекцию личных документов по 10 участникам СВО. Среди них и Герой России Жумабай Раизов. Всего принято 68 дел, 326 документов, в работе еще 19 дел и 64 документа. В архив сдали 3 719 фотодокументов и 718 видеодокументов.
В историю с головой
Углубляться в тонкости формирования коллекции и подсчета архивных единиц не будем – это формализованный, трудоемкий и длительный процесс. Гораздо интереснее содержательная часть: из чего формируется коллекция.
– Родные приносят, в основном, документы погибших ребят. Пока мы в стадии сбора, базы еще не сформированы. На сегодняшний день цель – сохранить материалы, а не широко их популяризировать, – рассказала Ольга Петровна.
Для сбора данных она лично встречается с родственниками погибших и попутно объясняет им все тонкости архивации.
– Когда занимаешься этой темой, формальный подход невозможен. Иначе – не надо и браться. Ты входишь в историю с головой. Узнаешь воинов такими, какими их запомнили в семье. Узнаешь, как их звали дома, какие сладости они любили, – поделилась руководитель архива.
Она сообщила, что недавно была на воинском захоронении в Тюмени. Знала, к кому пойдет. К тем самым бойцам, о которых рассказали ей отцы, мамы, жены… Купила розы – ведь не пойдешь к мальчикам с пустыми руками.
– Шла змейкой между могилами, искала. Пространство огромное, флаги хлопают над головой. Но всех нашла. Постояла, положила цветы. Подумала, какими ничтожными стали вдруг все мирские проблемы, – продолжила архивист.
Там ей сразу вспомнилась мама погибшего Данила Зайцева. Она живет в Калужской области и приезжает в Тюмень, чтобы повидаться с сыном. Каждый день ходит на кладбище. Едет туда на автобусе, потом долго идет пешком, и неважно, какая в это время погода. Посидит, побудет с Данилом и возвращается обратно.
Нет ничего неважного
Сотрудники учреждения принимают личные архивы погибших военнослужащих – письма, фото, видео, наградные документы. Рады, если родственники делятся и более ранними материалами. Передают документы и сами участники СВО, уже вернувшиеся из зоны боевых действий и работающие по своим военным или гражданским специальностям в Тюмени.
– Хочется раскрыть личность. Показать человека, а не только его службу. Вот, например, Виталий Раменских. Спросила маму, есть ли что-то о нем личное? Она принесла целую коробку… Там школьные дневники с 1-го класса, записи, наклейки… И нам важны такие сведения. Где учился, когда женился, как отмечал дни рождения. Вот у Виталика день рождения был: нашли во «ВКонтакте» поздравления, сообщения друзей. Это часть его биографии, такая же, как приказ о награждении. И даже важнее – потому что в этом он весь, – поделилась историей Ольга Тарасова.
Особое внимание уделяется «документам повседневности». Есть такой термин. Казалось бы: зачем в архиве хранить старый бумажный талон на мыло из 1990-х годов? Но как ярко он характеризует ту эпоху! И сегодня тоже есть маркеры, которые спустя время позволят лучше понять нынешние события. Руководитель госархива снова повторяет свою мысль: для архивистов нет ничего неважного.
Без монтажа и редактуры…
В связи с этим интересны личные видео бойцов. Они снимали их для себя, говорили о том, что их беспокоило. Можно рассмотреть их экипировку, быт, окружение.
Вот привал, вдруг кто-то говорит: «Ну, скажи что-нибудь, главным привет передай». И в камеру звучит привет: про то, как оно на самом деле, без монтажа.
– Через тридцать лет наши внуки будут смотреть эти записи и делать свои выводы. Так же, как мы сегодня делаем их по письмам солдат Великой Отечественной войны. То есть не только по учебникам, а по живым свидетельствам, – уверена Ольга Петровна.
Она приводит пример письма красноармейца. Боец с передовой пишет домой: «Посылку получили? Я сало посылал». С фронта – сало? Это точно посылка в тыл, а не наоборот?!
– Вот и представьте себе, как о многом это письмо говорит. Во-первых, почта исправно работала. Во-вторых, солдат с войны слал домой продукты, деньги – что мог. А мы привыкли думать, что тогда это было невозможно. Сам еле живой. А он заботился, помогал. История – она именно в таких деталях, – удивила архивист.
К слову, отправленных бумажных писем сейчас как таковых нет. Есть переписки в мессенджерах, голосовые сообщения. Расшифровать, напечатать такое – уже документ. Вот, например, трое суток связи нет. Потом: «Ушел на задачу». Или голосовое, на ходу записанное: «Идем. Не знаю, вернусь или нет. Если нет, то...» – и дальше всё самое главное для тех, кто его любит и ждет.
Но есть и записи. Так, у офицера Жумабая Раизова в записной книжке цифры, схемы, боевые задачи. Между страницами – прощальное письмо родным: «...Знайте, если я не вернусь, я счастлив там. Там, где меня уже ждут. Продолжайте жить с воспоминаниями обо мне. Я доволен этой жизнью, и всё, что я хотел, я получил. Успел понять, что такое любовь, боль, утрата, счастье. Рано или поздно, надеюсь, поздно, мы увидимся. Живите и будьте счастливы».
Условия доступа
Кстати, доступ к архивным документам и право их копирования прописывается в договоре с человеком, который их сдает. Оговариваются все варианты использования. В одном, к примеру, фондосдатчик говорит: ограничений нет. Значит, к информации можно допустить, кого угодно. В другом – прописывает условия доступа.
– На практике пока мы мало кому даем документы, особенно видео, потому что процесс приемки еще идет. Более того, не окончена и спецоперация, поэтому распространять информацию с мест боевых действий запрещено, – уточнили в архиве.
При сдаче документов приоритет – подлинники. Но важнее собрать информацию в любом виде и на любом носителе. Сотрудники госучреждения отсканируют подлинники в высоком разрешении: выписки из приказов, контракты, наградные документы, удостоверения. Главное – сделать копии качественными. А еще главнее – принести и сделать их достоянием потомков.
СПРАВКА
Государственный архив Тюменской области объявляет сбор документов о событиях и людях СВО
(Из поступивших документов будет сформирована архивная коллекция документов).
В архив можно сдать: удостоверения, свидетельства, военный билет, наградные документы, дневники, записные книжки, воспоминания, интервью с участниками СВО, песни, стихи, рисунки, переписку, фотографии, статьи, вырезки из газет и журналов и др.
Передать документы могут: участники СВО, их родственники, военные корреспонденты, медицинские работники, волонтеры, общественные организации. На документы можно установить ограничения к их доступу и использованию.
Прием документов ведется: на бумажном носителе, в электронном виде.
Контактное лицо:
директор Ольга Петровна Тарасова, тел. 8-912-382-07-99,
начальник отдела информационных технологий и защиты информации Анастасия Андреевна Умарова, тел. 8 (3452) 36-55-91.
Татьяна ТИХОНОВА
Фото Сергея КУЛИКОВА