Найти в Дзене
О чем кричит редактор

ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВИТЬ УНИКАЛЬНОСТЬ

Тема произведения ‒ та часть механизма текста, в которой максимально полно воплощается уникальность автора, его эмоциональный совершенно особенный заряд, его мировосприятие, его личный конфликт. В потенциале, конечно, как возможность. Работа над темой произведения влечет за собой понимание того, что волнует писателя в этом мире, что его в принципе подтолкнуло написать то или иное произведение. То есть, продумывание темы произведения - это, с одной стороны, чисто техническая задача, с другой, очень личная. Многие из нас современных даже не знают, что их по-настоящему волнует, потому что не встретились с собственной тенью, никакое событие не растревожило их внутренний конфликт, не ввергло в диссонанс, заставляющий в творчестве искать выход. Мы «вылечены», мы умеем жить в комфорте и позитиве, в спокойствии «ищем себя». А темы подбираем исходя из запросов потребителя, из трендов и повесточек, если вообще думаем над ними. Тема произведения для многих - или чисто техническая необязательная з

Тема произведения ‒ та часть механизма текста, в которой максимально полно воплощается уникальность автора, его эмоциональный совершенно особенный заряд, его мировосприятие, его личный конфликт. В потенциале, конечно, как возможность. Работа над темой произведения влечет за собой понимание того, что волнует писателя в этом мире, что его в принципе подтолкнуло написать то или иное произведение. То есть, продумывание темы произведения - это, с одной стороны, чисто техническая задача, с другой, очень личная.

Многие из нас современных даже не знают, что их по-настоящему волнует, потому что не встретились с собственной тенью, никакое событие не растревожило их внутренний конфликт, не ввергло в диссонанс, заставляющий в творчестве искать выход. Мы «вылечены», мы умеем жить в комфорте и позитиве, в спокойствии «ищем себя». А темы подбираем исходя из запросов потребителя, из трендов и повесточек, если вообще думаем над ними.

Тема произведения для многих - или чисто техническая необязательная задача, или нечто поверхностное, вроде «любовь всегда побеждает», «дружба спасет от саморазрушения», «система - несвобода, личность должна быть свободной», «зло растет из зла» и прочие шаблоны. Мне могут возразить: «На все темы уже даны ответы, ничто не ново» - и это ложь. Один шаг до ИИ-творчества, ведь в нее все данные, все ответы уже загружены, разницы между формулировкой интересных тем ИИ или человеком в таком случае нет. Это ложь.

Формулировка тема ‒ сложная часть писательской работы. В сущности, в теме мы высказываем свое оригинальное отношение к чему-либо, то есть, не повторяем расхожие истины, а буквально либо формулируем проблему, которую до нас никто не ставил: «Рабы тоже люди, рабство уничтожает человечность» (Гариет Бичер-Стоу, 1852 г), либо изучаем имеющуюся проблему с необычной точки зрения: «Моральный закон вживлен в человека, а не навязан церковью, при утрате веры человек может преступить социальный закон, но душа его гибнет» (Ф.М. Достоевский, 1865 г) и т.д. Приведенные две темы остры и невероятно болезненны как для той эпохи, так и для разных стран.

Но не только в большой литературе необходимость формулирования темы играет роль. Например, мультик «Головоломка», 2015 г. очень четко попал в потребность детско-родительской аудитории в простом объяснении психологических процессов. А какое-то время назад в детской литературе возникла тема переживания ребенком смерти близких. В жанрах слр и ромфант есть свои тренды-меты, и большинство работает в заданных кем-то других темах, а некоторые топовые авторы очень четко формулируют свои собственные темы отношений героев, выделяясь из толпы. Или вот кто-то задал новую тему. Буквально в прошлом году произошел резкий перелом к теме «развод/измена в 45», хотя до этого в топе были книги с героинями 20-25+, то есть, кто-то осмелился задать совершенно новую тему (да, я в курсе, потому что работаю с самыми разными жанрами и постоянно держу руку на пульсе).

Я к тому, что формулирование темы на любом уровне и в любом жанре - это нечто, что внезапно прорывает однотипность историй, выделяет именно вашу историю в череде других. Формулировка темы - это ваша способность увидеть важное в мире, вынести в поле обсуждения. Это риск, потому что это обнажение значимых для вас смыслов и конфликтов. И еще раз повторю, речь идет не о том, чтобы просто сформулировать тему книгу (видела многие так делают "чтобы было, потому что так надо"), а о том, чтобы осмыслить мир или отношения, или развитие человека, или какие-либо явления психологического, социального плана, и выдать то самое свое особое мнение.

Начало разговора здесь: "
Оживить персонажа, тема, отношение автора и персонажа"

___________________________

Анна Гутиева, редактор, писатель, психолог