Анализируя обстоятельства женитьбы Иакова, несложно прийти к заключению, что он совершил ошибку, взяв в жёны обеих сестёр, в то время как Божья воля была в том, чтобы Иаков женился на Лии (об этом здесь). Проблема Иакова была в том, что он не захотел лишатся Рахили, очень привлекательной внешне. К сожалению, в своём желании заполучить её в жёны, Иаков руководствовался своими чувствами, а не Божьей волей.
Как это отразилось на его семейной жизни и к каким последствиям привело?
Логика подсказывает, что удовлетворение своих желаний вопреки воле Божьей ни к чему хорошему привести не может. И подтверждение этому мы находим буквально в той же главе, Библия сразу же показывает последствия неверного выбора Иакова, повествуя о том, как складывалась жизнь его семьи.
Главным смыслом и целью для жён-сестёр после замужества становится рождение сыновей.
Интересно, что ключевые моменты этой истории переданы автором через имена, которые сёстры давали своим детям.
Свои переживания, стремления, духовное понимание они закладывали в имена сыновей и, благодаря этому мы можем получить представление о тех проблемах, с которыми столкнулась их семья.
А проблемы не заставили себя долго ждать.
Многожёнство - это извращённая форма брака и такие брачные отношения неизбежно сказываются на психологическом и духовном состоянии всех членов семьи.
- Муж становиться предметом повышенного внимания со стороны жён, поскольку каждая из них хочет быть любимой, хочет иметь не только физическую близость, но и тесную ментальную связь со своим супругом, быть его второй половинкой.
- Но в их взаимоотношениях всегда есть третья личность, которая постоянно вносит дисбаланс и напряжённость. Это как пазл, который в принципе невозможно сложить.
- Между жёнами неизбежно и постоянно будет присутствовать дух соперничества.
Со стороны мужа иметь двух и более жён - это проявление его эгоистичной натуры и признак духовной несостоятельности.
Лия.
«Иаков… любил Рахиль больше, чем Лию» (BTI'15 29:30).
«Рахиль была стройна и хороша собой» (NRT'23 29:17)
Очевидно, это и было главной причиной симпатии Иакова к Рахили, учитывая тот факт, что он решил взять её в жёны всего лишь месяц спустя после знакомства с нею (Быт.29:14-18).
Против Лии также сыграл тот факт, что она была соучастницей обмана Иакова в его первую брачную ночь.
Читая о семейной жизни их семьи складывается ощущение, что Лия действительно любила Иакова, но что она могла сделать, когда её сестра-соперница имела столь веские преимущества?
Безусловно, она чувствовала себя несчастной и одинокой, несмотря на физическую близость с мужем. Она называет своё положение "бедствием" (РОБ`18 Быт.29:32).
Однако, у Лии было также одно ключевое преимущество, о котором она, возможно, поначалу не знала - Бог был на её стороне, поскольку именно она должна была стать по Его замыслу праматерью будущего народа и, в частности, колена, из которого произойдёт Мессия.
Господь даёт Лии главное благословение брачных отношений - возможность иметь детей. При этом Он не даёт такую возможность Рахили. И именно в этом Лия видит свой шанс обрести расположение и симпатию мужа.
Поэтому рождение сыновей становится для неё главной целью - это ключ, благодаря которому она находит свой путь к сердцу мужа.
➕ Но, что важно, Лия видит в этом руку Божью, она понимает, что Господь даёт ей этот шанс изменить своё положение, иметь счастье материнства и обрести любовь мужа. (Быт.29:32).
Рувим.
- Имя Рувим, которым она назвала своего первенца, образовано от корня "видеть" с добавлением элемента "сын".
Суть этого имени в том, что именно Бог, ВИДЯ её страдания, даровал ей СЫНА.
То есть Лия имеет правильное духовное восприятие ситуации и понимает, что рождение сына - это преимущество, дарованное ей Богом. Это означает, что Лия имеет взаимоотношения с Богом, на которого возлагает свои надежды.
➕ Мы видим подтверждение этому и в том, как она называет второго сына.
Симеон.
- Имя Шимон ("Симеон" в транскрипции синодального перевода) происходит от корня "слышать".
Лия вкладывает в это имя свою веру в то, что это именно «Господь услышал» (Быт.29:33) её проблему и ответил на неё. То есть в рождении второго сына она также видит руку Божью, Его поддержку, дающую возможность эмоциональной близости с супругом.
То есть, по сути, в именах первых двух сыновей она выражает свою веру в то, что Бог ВИДИТ её состояние и положение и СЛЫШИТ её прошения. Другими словами, она верит, что Бог решает её проблему, и эта вера - плод её близких взаимоотношений с Ним.
➕ И надо сказать, что жизнь Лии действительно меняется. Это видно из того, как она называет третьего и четвёртого сына.
Левий.
- Имя третьего сына, Леви (Левий) происходит от корня "присоединяться", "привязываться".
Это имя подразумевает, что отношение Иакова к ней не просто улучшится, Лия рассчитывает на то, что он будет иметь устойчивую привязанность к ней, как к своей супруге. То есть Лия надеется, что её взаимоотношения с Иаковом прейдут на новый, более качественный уровень.
И здесь стоит обратить внимание на одну деталь: во всех случаях, когда Лия или Рахиль давали имена своим сыновьям, в тексте использован глагол женского рода, единственного числа - "назвала", что указывает на мать, как на ключевое действующее лицо в присвоении имени ребёнку.
Однако, исключением является имя третьего сына, Левий. В данном случае использован глагол мужского рода, единственного числа.
О чём это говорит? Можем ли мы сделать вывод, что имя третьему сыну даёт не Лия, а Иаков?
Грамматически - да, но контекст говорит о том, что Лия была инициатором присвоения имени третьему сыну, как и в остальных случаях.
Исследователи склонны считать, что это грамматическая аномалия, где за мужским родом скрывается общее понятие - "было наречено имя". Думаю, с данным выводом следует согласиться, поскольку в тексте нет упоминания об Иакове и контекст явно подразумевает участие Лии. Но, в то же время, эта грамматическая "аномалия" использована автором явно не случайно. Такая необычная грамматическая конструкция подкрепляет вышеозвученный вывод о том, что в отношениях Лии и Иакова происходят качественные изменения.
➕ Имя четвёртого сына ещё больше усиливает вышесказанное.
Иуда.
- Имя Иуда означает "хвала", "благодарение" Господу.
Это похоже на кульминацию в решении проблемы Лии:
Она уже не говорит о своих переживаниях, связанных с отношением к ней мужа. Внутреннее состояние Лии таково, что она выражает лишь благодарность и хвалу Богу за Его благословения в решении её вопроса.
То есть, сам собой напрашивается вывод о том, что взаимоотношения Иакова и Лии действительно вышли на новый, более качественный уровень. Это то, на что она и рассчитывала, давая имя предыдущему сыну, Левию.
Рахиль.
Но факт того, что отношения между Лией и Иаковом нормализовываются, становится проблемой для Рахили. Теперь уже она чувствует свою ущербность на фоне плодовитости Лии, и видит в лице сестры соперницу.
И опасения Рахили явно небезосновательны. Иаков не просто оценивает Лию, как супругу и мать его детей,- он воочию убеждается в том, что Богу угодна именно Лия, поскольку Господь даёт ей плод чрева и не даёт его Рахили (Быт.30:2).
И на этом моменте стоит немного остановиться, чтобы рассмотреть реакцию Рахили на происходящее.
➖ В отличии от Лии, которая свою проблему отдала в руки Божьи, Рахиль действует иначе. Она поддаётся своим внутренним переживаниям и недовольству, которые выливаются в возмущение и истерику:
"она сказала Иакову: дай мне детей, а иначе, я умираю" (РОБ`18 Быт.30:1).
Иаков даёт ей жёсткий ответ: "разве я Бог, Который не даёт тебе детей?" (РОБ`18 30:2), из которого и становиться понятно, как он видит эту ситуацию.
➖ Тем не менее, даже после прямого указания на Бога, как на того, в чей руке находятся обстоятельства её жизни,- Рахиль не желает смириться и обратиться к Богу.
Вместо этого, она прибегает к альтернативному пути и, как когда-то поступила Сара, жена Авраама, Рахиль предлагает Иакову взять в качестве жены-наложницы свою служанку.
Такое решение Рахили не удивительно, так как соответствует её импульсивному поведению. Здесь больше удручает малодушие Иакова, который соглашается на это бездуховное предложение, продиктованное неверием и желанием противостоять успеху Лии.
➖ Сына, рождённого от служанки Билги (Валла в транскрипции синодального перевода), Рахиль называет Дан.
Дан.
- Это имя происходит от корня "судить" и подразумевает "воздаяние", "оправдание".
Имя Дан имеет целью оправдать Рахиль в глазах других: "судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына" (RST Быт.30:6). Таким образом она пытается решить не только проблему собственного бесплодия, но и показать всем, что Бог благоволит к ней.
Рахиль трактует свои действия, как действия Бога.
Однако, выглядит это, как отчаянная попытка прикрыть свою физическую и духовную ущербность. Думаю, и сама Рахиль, и окружающие это понимали.
➖ А потому любопытно то, как она называет второго ребёнка, рождённого от служанки (Рахиль не удовольствовалась одним ребёнком, поскольку у Лии уже было четверо сыновей).
Нафанаил.
- Нафтали (Нафанаил в синодальном переводе) - это производное от корня, означающего "извилистость", "переплетения".
Это слово несёт в себе негативный подтекст и используется в контексте хитрости, коварства. Имя Нафтали включает в себя данное слово и суффикс принадлежности "мой", что буквально можно перевести, как "мои хитросплетения" в смысле некой стратегии, борьбы - манёвры.
То есть, этим именем Рахиль говорит о том, что избрала иную стратегию в борьбе с сестрой, нашла извилистый, то есть, обходной путь, через служанку.
Рахиль теперь уже открыто заявляет о том, что ведёт борьбу с Лией, и что служанка - это своего рода обходной манёвр, который она использовала с помощью Божьей. Да, Рахиль вновь упоминает Бога: буквально, текст, в котором она комментирует имя Нафтали, можно перевести так: "манёвром от Бога маневрировала я с сестрою моей, и превозмогла" (В русском языке это звучит неуклюже, но смысл, думаю, понятен).
Думаю, контраст поведения Рахили в сравнении с поведением Лии, очевиден.
- Если Лия в своём несчастном положении обращается к Богу,
- то Рахиль, видя, что Бог её не благословляет, прибегает к лукавой тактике: пытается решить проблему компромиссным способом, придавая происходящему духовный подтекст.
Следует отметить и то, что у Лии нет и намёка на какое-то соперничество с сестрой. Рахиль же воспринимает свою сестру, как соперницу, и видит в своей проблеме призыв к борьбе. И это прямо противоречит Божьим принципам.
Продолжение истории развития этой семейной драмы в следующей статье (здесь).