Найти в Дзене
Литрес

Она не сказала Лановому об этом ни слова: чем Самойлова заплатила за звёздную роль в «Летят журавли»

Оглавление

Когда на экран вышли «Летят журавли», зрители по обе стороны Железного занавеса будто на мгновение забыли, что между ними – Холодная война. В поле зрения была только она – хрупкая девушка с широко распахнутыми глазами, отчаянием в движениях, искренностью, обнажающей душу. Девушка, ставшая символом любви, потери и надежды. Татьяна Самойлова. Советская актриса, которую называли русской Одри Хепбёрн и чьё имя с восторгом шептали в Голливуде. Но за сиянием её звезды скрывалась история трагического выбора, несбывшихся надежд и молчаливого изгнания.

Дочь актёра, отвергнутая балетом

Татьяна родилась в Ленинграде в 1934 году в семье актёра Евгения Самойлова – звезды довоенного и послевоенного советского кино. Казалось бы, дорога в искусство предопределена. Но сначала она пыталась найти себя в балете. Девочка с тонкой фигурой и выразительными глазами годами занималась в студии при Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Даже сама Майя Плисецкая звала её в Большой театр.

Но комиссия была безжалостна: «Тяжёлые бёдра, гибкости не хватает». Мать плакала в коридоре. А Татьяна – нет. «Я словно уже знала, что меня ждёт другая судьба – быть актрисой», – вспоминала она. И действительно: вскоре девушка поступила в Щукинское училище, где её заметили и пригласили в кино.

-2

«Летят журавли» и страшный выбор между ребёнком и славой

Роль Вероники в «Летят журавли» Михаила Калатозова принесла Татьяне Самойловой мировую известность, но стоила ей слишком многого. Татьяна только закончила учёбу, когда ей предложили исполнить главную роль в экранизации пьесы «Вечно живые». Это была не первая её работа в кино: за два года до этого она сыграла в приключенческом фильме «Мексиканец», снятому по рассказу Джека Лондона. Но лента прошла почти незамеченной, и роль не принесла Самойловой ни успеха, ни узнаваемости.

В 1957 году Татьяна уже была замужем за Василием Лановым. Они познакомились в училище и почти сразу стали символом идеальной творческой пары – потрясающе красивые, талантливые, одержимые сценой. Когда Татьяне поступило предложение сняться у Калатозова, она узнала о своей беременности. Перед ней встал мучительный выбор: стать матерью или актрисой. Её карьера только начиналась, и эта роль могла бы изменить всё.

Не сказав Лановому ни слова, она прервала беременность. Позже, когда он узнал, между ними пролегла трещина, ставшая началом конца. Лановой мечтал о семейном уюте и детях. Отношения начали рушиться: споры, обиды, молчание. Брак продлился всего шесть лет.

-3

Канны, Пикассо и восторг Голливуда

«Летят журавли» стали единственным советским фильмом, удостоенным «Золотой пальмовой ветви» в Каннах. Запад был потрясён: картина из страны социалистического реализма оказалась тонкой, глубоко человечной и эмоциональной. А Татьяна Самойлова, её лицо, мгновенно стала символом нового советского кино. Французская пресса называла её «самой скромной и очаровательной актрисой», а по Парижу ходили слухи, что сам Пикассо, вдохновлённый её образом, сделал набросок её портрета.

Западные студии начали присылать Самойловой приглашения, режиссёры проявляли интерес. Но из Москвы ответа не последовало. Партийная критика сочла образ Вероники «слишком личным» и «неидеологичным». Сам Хрущёв, по воспоминаниям современников, критиковал фильм за излишнюю сентиментальность и «слабую» героиню. Дома Самойлову перестали снимать, а выезд за границу ей закрыли. Голливуд так и остался несбывшейся возможностью – красивой, но недосягаемой.

-4

Возвращение с Анной Карениной и Лановым

Десять лет спустя ей снова дали шанс – сыграть Анну Каренину в экранизации Александра Зархи. Ради роли Самойлова сбросила десять килограммов – режиссёр требовал «аристократической худобы». Экранизация 1967 года стала одной из самых масштабных и тонких попыток переосмыслить роман Толстого. Зарха искал не героиню-мученицу, а женщину внутренне сложную, страстную, но сдержанную. Самойлова идеально вписалась в эту концепцию.

Партнёром Татьяны на площадке стал Василий Лановой – их совместные сцены получились удивительно нежными. «Мы расстались друзьями», – говорили оба. Играть вместе им было так же просто, как дышать. В кадре чувствовалось их прошлое: лёгкость, тепло, недосказанность.

Картина имела успех у зрителей, и Самойлова в образе Карениной покорила новую волну поклонников. Однако даже этот триумф не изменил её судьбу. За ролью Карениной не последовало ни признания от системы, ни новых предложений. Слишком утончённая, слишком «своя» и в то же время «чужая» Самойлова снова осталась одна, со зрительским признанием, но без работы.

-5

Одиночество, забытое имя и последние годы

После «Анны Карениной» её экранная жизнь постепенно угасала. Были эпизодические появления, редкие второстепенные роли, участие в документальных фильмах. Но уже к 2000-м Татьяна Самойлова почти полностью исчезла с экранов и с поля зрения широкой публики. О ней вспоминали лишь старые поклонники и преданные кинематографисты.

Актриса жила тихо, скромно, часто болела. В последние годы страдала нарушениями памяти: могла уйти из дома и не вернуться. Её находили и приводили обратно друзья, соседи, прохожие. Жизнь великой актрисы, когда-то любимой Каннами и Парижем, незаметно превратилась в одиночество.

После развода с Лановым у неё было ещё три серьёзных романа. С театральным режиссёром Эдуардом Машковичем она официально состояла в браке – это был её третий муж. В 1973 году они развелись. В этом союзе родился сын – Дмитрий. Он не пошёл в актёрство, а стал врачом-рентгенологом, женился на американке и перебрался в США. В России Дмитрий бывал редко, но один раз привёз с собой дочку Татьяну, чтобы познакомить с бабушкой.

-6

Татьяна Самойлова ушла из жизни четвёртого мая 2014 года – в день своего 80-летия. Тихо, почти незаметно, как и прожила последние годы. Но её лицо – то самое, из «Летят журавли» – навсегда осталось в истории кино: воплощением любви, боли, достоинства и неприкаянной красоты.

Заинтересовала тема? Эти книги познакомят с биографиями великих артистов:

Похожие материалы:

-7