Забудьте о спецэффектах стоимостью в миллионы долларов и мощных серверах, обрабатывающих тысячи полигонов компьютерных моделей. Иногда величайшее волшебство анимации рождается из скромного пластилина, безграничного воображения и душевной теплоты. Серия короткометражных фильмов Ника Парка и студии Aardman про чудаковатого изобретателя Уоллеса и его невероятно умного пса Громита – это истинное пластилиновое великолепие, ставшее классикой, очаровавшей поколения. Давайте погрузимся в три жемчужины этой коллекции: «Пикник на Луне» (A Grand Day Out), «Неправильные штаны» (The Wrong Trousers) и «Стрижка под ноль» (A Close Shave), чтобы понять, почему они заслуживают места на Олимпе анимации и вечной любви зрителей.
Прежде чем отправиться в приключения, нужно понять, кто эти двое, покорившие мир.
Уоллес – истинный британский чудак и гений-самоучка. Его склонность к сыру (особенно к Уэнслидейлу!) граничит с манией, а его изобретения, созданные из подручных средств в подвале скромного дома на 62 Вест Уоллаби-стрит, – это шедевры инженерной мысли. Кто еще может собрать ракету для полета на Луну только потому, что в холодильнике закончился любимый «Уэнслидейл»? Его дом – мечта лентяя и технофила: полностью автоматизированный, от кровати до тостера. Просыпаться под его гудящие и шипящие механизмы – это особый вид утренней поэзии. Уоллес добродушен, немного наивен и вечно попадает в переделки, но его оптимизм и изобретательность неиссякаемы.
Громит – good boy в медиа. Самый лучший вымышленный пес. Непревзойденный. И это не преувеличение. Громит – сердце дуэта. Он не произносит ни слова, его рот аниматоры никогда не показывают – вся гамма его эмоций, от безмерной преданности и терпения до сарказма и решительности, передается исключительно через выразительные глаза, движения бровей и ушей, пластику тела. Это истинное чудо анимации, требующее невероятного мастерства. Громит – гениальный пилот, механик, садовод (его выращенные в полном метре про кролика-оборотня гигантские овощи – легенда!), он превосходно вяжет и читает газеты. Его преданность Уоллесу безгранична, даже когда хозяин втягивает в очередную авантюру или не замечает тихого героизма. Он – идеальный компаньон, сочетающий собачью преданность с человеческой мудростью и сдержанностью. Был бы у меня такой пёс, то я может быть и не женился бы никогда!
Теперь про absolute cinema:
1. «Пикник на Луне» (A Grand Day Out, 1989): Сырная луна, красная ракета и Одинокий робот – печь.
У Уоллеса кончился сыр. Решение? Построить ракету и слетать на Луну, которая, по его твердому (и абсурдно очаровательному) убеждению, сделана из вкуснейшего сыра! Путешествие с Громитом в роли пилота проходит успешно. Но их идиллический сырный пикник нарушает местный обитатель – странный, похожий на монетную плиту 1940-х годов робот. Этот робот, кажущийся антагонистом (он пытается «убрать» мусор – то есть самих путешественников и их припасы), оказывается глубоко трогательным персонажем. Он живет в одиночестве на Луне, тоскуя по Земле и мечтая... стать лыжником! Узнав, что Уоллес и Громит прилетели с Земли, он отчаянно пытается улететь с ними, используя их ракету. Его трагедия – неспособность к вербальному общению. Жесты, которые он воспринимает как попытку улететь, Уоллес видит как агрессию. Дуэт улетает, оставляя робота в отчаянии.
Но дух изобретательства не чужд и лунному ведру с гайками! Из обломков ракеты он мастерит себе лыжи и начинает кататься по сырным лунным дюнам. Финал – прощальный взмах «рукой» улетающей ракете Уоллеса – одновременно грустный и светлый. Робот милый, его история трогательна, а его мечта о лыжах – гениальный штрих абсурда и человечности. Это история о непонимании и одиночестве, но также и о находчивости и умении найти радость даже на Сырной Луне.
2. «Неправильные штаны» (The Wrong Trousers, 1993): Пингвин-петух, Техно-Штаны и погоня Века.
Финансы Уоллеса пошатнулись. Чтобы заработать, он сдает комнату загадочному постояльцу – пингвину по имени Фезерс МакГроу (Перышко МакГроу). Этот «милашка» оказывается коварным, невероятно умным преступником-рецидивистом, маскирующимся при помощи красной резиновой перчатки под петуха. Его цель – похитить огромный Голубой Алмаз из местного музея. Инструмент кражи? «Техно-штаны» – изобретенные Уоллесом экзоскелетные штаны для выгула Громита (который, понятное дело, в них не нуждается и чувствует себя униженным). Фезерс МакГроу – один из самых запоминающихся анимационных злодеев. Его холодный расчет, хитрость (манипуляция Уоллесом через лесть и «помощь» по дому), и полное отсутствие морали пугают. Он ловко выживает Громита из дома, пока Уоллес думает, что все нормально и даже не замечает, что лучший друг покинул его.
Кульминацией данного мультфильма является погоня на игрушечном поезде через весь дом Уоллеса – это абсолютный шедевр анимации, саспенса и юмора. Громит, управляя поездом на турбореактивной скорости, уворачивается от пуль Фезерса, одновременно вручную достраивая железнодорожные пути прямо на лету! Напряжение, скорость, точность движений пластилиновых фигурок – это захватывает дух. Финал, где Фезерс получает по заслугам (буквально отправляясь за решетку в местный зоопарк), а Громит торжествует, восстанавливая справедливость, невероятно удовлетворителен. Это идеальный баланс детектива, экшена и комедии.
3. «Стрижка под ноль» (A Close Shave, 1995): Любовь, Робот-Убийца и Лучший Барашек.
Этот эпизод гораздо мрачнее, чем два предыдущих. Из зловещего фургона рядом с домом Уоллеса посреди ночи сбегает маленький, невероятно милый барашек, которого позже назовут Шон. Утром Уоллес во время реализации очередного бизнес-проекта (в этот раз – это чистка окон) влюбляется! Объект его страсти – очаровательная Вендолен Рамсботтом, владелица магазина шерсти и ниток. Чувства взаимны!
Казалось бы ещё чуть-чуть и взаимная симпатия может перейти во что-то большее. Но идиллия рушится с появлением настоящего воплощения зла – Престона, бульдога Вендолен. Это, без преувеличения, один из самых жутких и запоминающихся злодеев в истории анимации. Его вечная хмурость, ледяной взгляд, молчаливая агрессия и аура абсолютной опасности контрастируют не только с милым Громитом, но и со всей теплой атмосферой мира Уоллеса. Они вместе с Вендолен похищают овец для состригания с них шерсти. Но у Престона есть свой план и он чудовищен: похищать овец и перерабатывать их в консервы на своей тайной фабрике! Престон мастерски подставляет Громита, сделав его виновным в пропаже овец. Сцена, где Уоллес, Шон и другие спасенные овечки (которых Громиту удалось спасти перед своим задержанием) плачут, читая в газете о приговоре Громиту – пожизненном тюремном сроке, разбивает сердце. Музыка, выражение глаз Громита за решеткой – это чистая драма. Но Уоллес, Шон и овцы не сдаются! Их операция по спасению Громита из тюрьмы полна находчивости и отваги. А кульминация с Престоном – это чистый хоррор. Раскрытие его истинной сущности – жуткого робопса, под «личиной» бульдога – сделано с леденящей душу эффективностью. Сцена, где он являет свою механическую сущность, действительно вызывает ассоциации с «Терминатором» по уровню жути. Его план превратить в консервы всех – включая Уоллеса, Громита, Шона и даже Вендолен! – говорит о его абсолютной, механической бесчеловечности. Шон, кстати, подтверждает свой титул «лучшего барашка в медиа» – он смел, предан и невероятно выразителен без единого слова. Только БЕЕЕЕ. Ну и плюс именно он победил Престона. Был бы у меня такой барашек... Хотя, впрочем, вы поняли.
Почему эти три короткометражки остаются такими любимыми и актуальными? Во-первых непревзойденное мастерство анимации. Кадр за кадром – это ручная работа, требующая титанического труда, терпения и любви к деталям. Плавность движений, выразительность персонажей (особенно Громита!), проработка фонов и механики – это эталон stop-motion анимации. Во-вторых британский юмор это сердце Уоллеса и Громита. Идеальный баланс абсурда (Луна из сыра!), тонкой иронии, визуальных шуток (выражение лица Громита!) и искренней, теплой человечности (верность, дружба, любовь, даже тоска робота-пылесоса). В-третьих универсальные темы. Дружба, преданность, изобретательность, важность взаимопонимания, лёгкая абсурдность жизни – все это находит отклик у зрителей любого возраста. В-четвертых нестареющие персонажи. Уоллес и Громит – иконы. Их динамика, их недостатки и достоинства делают их бесконечно обаятельными и реальными, несмотря на пластилиновую форму.
В-пятых чарующая музыка Джулиана Нотта. Запоминающиеся, острохарактерные мелодии, которые стали неотъемлемой частью магии этих историй, подчеркивая и юмор, и напряжение, и лиричность. А уж заглавная тема...
Трилогия Уоллеса и Громита Ника Парка – это не просто детские мультфильмы. Это шедевры анимационного искусства, наполненные остроумием, теплотой, захватывающими приключениями и невероятной глубиной чувств, выраженной через пластилин и мастерство аниматоров. Это мир, где можно верить, что Луна – состоит из сыра, где лучший друг – это безмолвный, вяжущий пес-гений, где злодей может быть пингвином-петухом в техно-штанах или роботом-бульдогом, а спасение друга важнее собственной безопасности.
Если вы еще не знакомы с Уоллесом и Громитом – немедленно исправьте это! Позвольте себе окунуться в этот уникальный, очаровательный и бесконечно изобретательный мир. Вы обретете не просто мультфильмы, а верных друзей на всю жизнь и убедитесь: Громит действительно Самый Лучший Мальчик, а пластилин может творить настоящие чудеса. И кто знает, может быть, после просмотра вам тоже захочется автоматизировать свой завтрак или поверить в сырное происхождение Луны?
________________________
Автор текста: Константин Черных
🎮 🎲 Также читайте нас на других ресурсах:
Мы всегда рады новым авторам. Если хотите предложить статью на CatGeek или заинтересованы в сотрудничестве — пишите сюда или сюда.
Предложить статью за вознаграждение — сюда или на почту.