Предыстория
С тех пор, как я стал руководителем, а случилось это в 2008 году (с должности начальника отдела продаж), в моей работе постоянно присутствовали те или иные юридические функции: разработка положений и трудовых договоров, подготовка договоров аренды, составление претензий контрагентам, а также руководство юрисконсультами.
Я помню, как в 2010-х годах, один из моих юрисконсультов (отдел аренды) ушёл в отпуск по уходу за ребёнком и я начал искать ему временную замену. Поучаствовав в первой "волне" собеседований, я не увидел подходящего кандидата, но вместо того, чтобы запустить очередной процесс поиска сотрудника, я вдруг решил попробовать выполнять эти функции сам (мне было интересно справлюсь ли я). Безумный! Я тогда не только руководил отделом аренды, но и возглавлял отдел маркетинга 😀
Спойлер: все получилось! Я остался доволен, что процесс подготовки и заключения договоров аренды не "буксовал", каких-либо серьёзных ошибок мною замечено не было, претензий от коллег и арендаторов также не зафиксировано.
После того, как я осознал, что справился, со "спокойной душой" начал искать юрисконсульта и нашёл достойного.
А теперь - к сути! В сегодняшней статье я решил поделиться с вами описанием важного бизнес-процесса - "претензионно-исковая работа". Это, с одной стороны, интересная и сложная задача (работа), которую желательно знать всем, с другой стороны, очередной кейс по описанию бизнес-процесса.
Другие мои статьи о бизнес-процессах и их описании можно прочитать здесь.
Описание бизнес-процесса
Начну с определения.
"Претензионно-исковая работа" - это комплекс мер (мероприятий), направленных на урегулирование споров с контрагентами по поводу нарушения договорных обязательств одной из сторон.
Данная работа охватывает весь цикл действий компании - от выявления нарушения до удовлетворения (добровольного либо принудительного) претензии (требований).
Теперь перехожу к описанию бизнес-процесса "претензионно-исковая работа", владельцем которого является юрисконсульт компании.
📌 Получить и изучить заявку от заинтересованного сотрудника компании (инициатора) о необходимости запустить процедуру претензионно-исковой работы.
📌 Запросить и получить подписанные документы, необходимые для составления претензии. Например, акт сверки, акт выполненных работ и т. п.
📌 Подготовить претензию к контрагенту и согласовать её с инициатором.
📌 Направить согласованную версию претензии контрагенту (желательно 2 способами - почтой и электронно).
📌 По истечении срока реагирования на претензию проверить наличие официального ответа от контрагента:
- если ответ контрагента на претензию имеется и устраивает инициатора, то претензионно-исковая работа приостанавливается (ожидание исполнения договорённостей);
- если ответ контрагента на претензию отсутствует или не устраивает инициатора, то судебно-исковая работа продолжается.
📌 Подготовить исковое заявление в суд и сформировать пакет документов для суда и ответчика.
📌 Оплатить госпошлину за направление искового заявления в соответствующий суд.
📌 Направить исковое заявление и приложение к нему (комплект документов) ответчику почтой - заказным письмом с уведомлением и с описью вложения.
📌 Направить исковое заявление и приложение к нему (комплект документов) в суд, с подтверждением направления искового заявления ответчику.
📌 Отследить даты приема искового заявления и назначения первого судебного заседания (определение суда на сайте либо почтой). В случае оставления искового заявления без движения - установить причину и устранить её (донести нужный документ, предоставить дополнительную информацию или другое).
📌 Принять участие в первом и последующих судебных заседаниях.
📌 Получить решение суда:
- в случае удовлетворительного решения - получить исполнительный лист;
- в случае неудовлетворительного решения - подготовить и направить апелляционную жалобу (при необходимости в дальнейшем - кассационную жалобу).
📌 Направить исполнительный лист судебным приставам по месту нахождения ответчика.
📌 Отследить прием исполнительного листа и возбуждение исполнительного производства судебными приставами.
📌 Осуществить сопровождение процесса взыскания денежных средств по решению суда и исполнительному листу с ответчика (перечисление денежных средств на расчетный счет компании).
Заключение
В настоящей статье мы определили понятие и описали бизнес-процесс "претензионно-исковая работа".
Претензионно-исковая работа осуществляется в отношении контрагента (поставщика, подрядчика, арендатора, покупателя и т. п.), а владельцем данного бизнес-процесса практически всегда является юрисконсульт компании (структурного подразделения).
В одной из своих будущих статей я планирую подробно рассмотреть договор аренды.
Рекомендую подборку статей:
Подпишитесь на канал "Классика управления" и читайте больше управленческих статей!
С уважением и благодарностью к своим читателям,
Азат Хабибуллин
#управление#компания
#юрист#юрисконсульт
#конфликт#задолженность#спор
#претензия#жалоба#требование
#суд#судебноедело#судья
#истец#ответчик#заседание
#рассмотрение#слушание#иск
#исковоетребование#контрагент
#судебноерешение#решениесуда
#исполнительныйлист
#судебныйпристав#взыскание
#судебныеиздержки#пошлина
#организация#предприятие
#классикауправления
#classic_management
#classicmanagement
#азатхабибуллин
#azatkhabibullin#8