Найти в Дзене
Хельга

Дочь моего любимого

1937 год
- Лизка, не вздумай брать эту девчонку из детского дома! Ты чего удумала? - мать сердито смотрела на свою дочь. - Для чего нам еще один рот?
- Прокормим, мама!
- Да и как ты себе это представляешь? Кто она тебе?
- Она дочь моего любимого! - упрямо произнесла Елизавета.
- Тьфу! Ты совсем ополоумела? Ты совсем остатка ума лишилась? - качала головой Татьяна Васильевна. - Мы еще от прошлого позора, когда ты с пузом в село вернулась, не отмылись. А ты теперь дочку уголовника в дом привести хочешь?
- Он не уголовник! - закричала Лиза. - Его подставили, мама, я уверена. Да и не только я, а все, кто его знает!
- Ха, уверена она! Да твой Виктор Палыч тот еще жук. И делишки свои темные творил, и девчат фабричных брюхатил. Везде успевал! Лизка, не глупи, не бери эту девчонку! Беда будет, вот увидишь. Кто она нам?
- Она сестра моей Полечки. Мама, я уже решила и завтра поеду в город.
Татьяна Васильевна в сердцах хлопнула дверью и вышла на улицу. Елизавета посмотрела в окно на сер

1937 год

- Лизка, не вздумай брать эту девчонку из детского дома! Ты чего удумала? - мать сердито смотрела на свою дочь. - Для чего нам еще один рот?

- Прокормим, мама!

- Да и как ты себе это представляешь? Кто она тебе?

- Она дочь моего любимого! - упрямо произнесла Елизавета.

- Тьфу! Ты совсем ополоумела? Ты совсем остатка ума лишилась? - качала головой Татьяна Васильевна. - Мы еще от прошлого позора, когда ты с пузом в село вернулась, не отмылись. А ты теперь дочку уголовника в дом привести хочешь?

- Он не уголовник! - закричала Лиза. - Его подставили, мама, я уверена. Да и не только я, а все, кто его знает!

- Ха, уверена она! Да твой Виктор Палыч тот еще жук. И делишки свои темные творил, и девчат фабричных брюхатил. Везде успевал! Лизка, не глупи, не бери эту девчонку! Беда будет, вот увидишь. Кто она нам?

- Она сестра моей Полечки. Мама, я уже решила и завтра поеду в город.

Татьяна Васильевна в сердцах хлопнула дверью и вышла на улицу. Елизавета посмотрела в окно на сердитую мать, которая раскидывала пшено, кормя кур. Она понимала её чувства. И не понимала свои. Да, это абсурдно, это, может быть глупо, но она слушает своё сердце. А сейчас оно ей подсказывает, что дочери Виктора не место в детском доме с клеймом дочери врага народа.

Она заберёт её к себе, она никому не скажет, чья это дочь. И этой девочке не расскажет, по какой причине приняла такое решение.

***

Четыре года назад Лиза работала на ткацкой фабрике, где директором был молодой и красивый Виктор Павлович. Полгода она любовалась им, не решаясь даже заговорить. Знала она, что у него есть жена, дочь, но ведь она же не собиралась уводить его из семьи! Да он даже не посмотрит на неё, деревенскую девчонку, которая уехала работать в город, чтобы они с матерью могли сводить концы с концами. Это был трудный 1933 год, когда в каждом доме их поселка прочно поселился голод. А на фабрике выдавалась хоть какая-то еда, что позволило Лизе питаться, а заработанные средства все отправлять матери и младшему брату Кирюше. Отец их умер в прошлом 1932 году, так что Лиза чувствовала себя ответственной за семью.

А потом случилось несчастье - Кирюша с друзьями катался на лодке. Ничего не предвещало беды, как вдруг налетели тяжелые тучи, загромыхал гром и ударила молния, попав в ту самую лодку. Мальчишки не выжили.

Не успев оплакать своего отца, Лиза чуть умом не тронулась, потеряв брата. Но взяла себя в руки, потому что матери было еще хуже.

На фабрике ей помогли и деньгами, и сочувствием, сам директор проявил немалое участие в семье работницы, у которой случилось несчастье.

И этот случай сблизил Лизу и Виктора Павловича, который жалел бедную девушку. Когда он заходил в цех, неизменно подходил к её станку, интересовался, как у неё дела, как работается. Она, смущаясь и волнуясь, всегда отвечала, что всё хорошо, что ей всё нравится.

Так продолжалось несколько месяцев. А однажды она возвращалась в общежитие темным вечером под проливным дождем и услышала звук мотора. Обернувшись, Лиза улыбнулась - это был Виктор Павлович на служебном автомобиле. Он не держал шофера, водил машину сам, и Лиза мечтала хоть раз прокатиться рядом с ним. И этот шанс подвернулся благодаря непогоде.

- Лиза, присаживайтесь, - открывая дверь, он пригласил её в теплый сухой салон.

- Ой, я вся такая мокрая и грязная от дождя... Испачкаю еще сиденья, - хоть и желала Лиза всем сердцем исполнить свою мечту, но боялась повредить обивку.

- Ерунда всё это, - махнул рукой Виктор Павлович и широко улыбнулся. От этой улыбки у Лизы замерло всё внутри. - Главное, чтобы вы не простудились. А до общежития еще идти минут двадцать.

Она ехала рядом с ним и чувствовала, что это как раз тот момент, когда можно сказать о своих чувствах. Молоденькая глупая девчонка привыкла всегда действовать быстро и говорить прямо.

- Виктор Павлович, я знаю, что вы женаты...

- Так ни для кого это не секрет, - он улыбнулся и повернулся к ней, не отпуская руль.

- Да... Вы не подумайте ничего, я не претендую... Вы можете уволить меня хоть завтра, вы можете посмеяться надо мной, вы можете осудить меня... Но я люблю вас!

От неожиданности Виктор Павлович резко нажал на тормоз и удивленно посмотрел на девушку.

- Лизка, ты чего?

- Как есть говорю, прямо. Устала в сердце своём эту тайну держать.

Он помолчал, а затем вытер выступивший пот с лица и тихо произнес, глядя вперед на улицу через лобовое стекло.

- Ты мне тоже очень нравишься. Когда случилась беда с твоим братом, я пожалел тебя такую хрупкую, убитую горем... А потом вдруг понял, что мне небезразличны твои красивые глаза, твоя длинная коса, твоя статная хрупкая фигурка у станка. А голос... Он мелодичнее звуков флейты. Но я даже не решался это высказать вслух. У меня есть жена, есть дочь. Я никогда супруге не изменял и мысли не было, чтобы уйти от неё. Но ты... Ты будто наваждение!

- Виктор Павлович, поцелуйте меня, - попросила она и повернулась к нему.

***

Словно с цепи они сорвались - использовали каждый миг, каждую минуту быть вместе. Чувствовала Лиза угрызения совести перед женой Виктора Павловича, хоть и не видела она её ни разу. Но и поделать ничего с собой не могла - она любила, жарко окунувшись в эту любовь с головой. Как бы не мечтала она быть с ним, но из семьи уводить не собиралась - Лиза боялась, что вообще кто-то узнает об их отношениях, ведь это стыд и позор! Да и Виктор Павлович может лишиться своей должности, если его начальство прознает, что он крутит любовь с фабричными девушками. Скажут, что он пользуется служебным положением.

И вполне логичным было завершение этого романа - Лиза забеременела.

- Что же мне делать, Витя? - плакала она. - Я оставлю этого ребенка, это ведь дитя любви. Но как же мне быть?

- Лиза, ты должна вернуться в село к матери. Я поеду с тобой, поговорю с Татьяной Васильевной. Я буду помогать вам. Каждое десятое число ты будешь приезжать в город и получать некую сумму на своё содержание и содержание ребенка.

- Но мы тогда не сможем быть вместе.

- Лиза, наши отношения и так далеко зашли, - он печально посмотрел на неё. - Но у нас с тобой будет ребёнок, который свяжет нас на всю жизнь.

Когда живот уже стал заметен, Лиза ушла с фабрики и вернулась в село. Как же кричала и ругалась мать, какими только словами она не обзывала свою неразумную дочь, но та всё стойко вытерпела.

- Двадцать лет, Лиза! Тебе двадцать! А умишки меньше, чем у муравьишки! Ты чем думала, когда с женатым начальником связывалась? Что он из семьи уйдет и женится на тебе?

- Об этом я даже не мечтала, мама... - прошептала Лиза, сжавшись под сердитым взглядом матери. - Я просто любила.

- Любила она. Теперь всё село будет потешаться - Соловьева в городе не деньги, а пузо заработала! Как в глаза людям смотреть будешь?

- Как обычно. Перед людьми я ни в чем не виновата, - гордо произнесла Лиза.

- Да на тебе же теперь никто не женится, ты понимаешь?

- А я никого не полюблю кроме своего Витеньки, это ты понимаешь?

Мать сплюнула от досады, не особо веря, что отец ребенка будет помогать. Но вышло совсем наоборот - Виктор Павлович каждый месяц давал Лизе деньги в размере месячного оклада. Он же снабдил её всем необходимым для рождения ребенка.

И вот в декабре 1935 года Лиза родила дочь Полину.

Виктор Павлович явился в село ночью оставив машину в лесу, чтобы не привлекать внимания. Лиза должна была приехать за деньгами, но раз её не было, то что-то случилось. А она в тот день произвела на свет нового человека...

Виктор обрадовался безмерно, он же и дал имя дочери.

Каждый месяц Лиза приезжала в город, но уже с дочкой, где помимо денег Виктор передавал консервы, крупы и прочие гостинцы для ребенка и её матери.

Так прошло чуть больше года и вдруг, приехав в город, Лиза не увидела на назначенном месте своего любимого. Прогуливаясь с дочкой в сквере, она нетерпеливо поглядывала в сторону входа в парк, но он не появлялся.

- Полиночка, а пойдем прогуляемся, - произнесла Лиза, поднимая дочь на руки, когда уже прошло более трех часов и девочка проголодалась. Возле фабрики была пирожковая и Лиза решила её накормить и заодно узнать хоть что-то о Викторе. Может быть знакомых встретит...

В пирожковой она купила стакан молока и баранку для дочки, а сама оглядывалась. Увидев знакомую, она улыбнулась и помахала ей рукой. Галина, которая работала наладчицей, радостно помахала в ответ и присела к ней за столик.

- Ой, Лизка, а кто это?

- Дочка моя, - смущаясь, произнесла Лиза.

- Как дочка? Когда ты успела? - Галина удивленно смотрела на Лизу, предвкушая интересную тему для сплетен.

- Успела, вот...

- А кто отец? Ты замуж вышла? - продолжала любопытничать Галина.

- Отец далеко, на север уехал. Он и не знает, что у него дочка есть, - соврала Лиза. - А мы сами справляемся.

- А здесь какими судьбами?

- Да вот, думаю опять на фабрику устроиться, - продолжила врать Лиза. - Как думаешь, Виктор Павлович примет?

- Так ты ничего не знаешь? - ахнула Галина. - Его же арестовали три недели назад. Его, и супружницу его Ольгу.

Сердце Лизы забилось сильно-сильно и она постаралась придать равнодушный вид, хотя побледнела и готова была упасть в обморок.

- За что?

- Говорят, за растрату. А еще у него листовки какие-то нашли. Его жена в типографии работала, вот и решили, что они вместе государство обворовывают, да планируют саботаж.

- Но это же неправда. Он не мог!

- Все уверены в этом, - кивнула Галина. - Говорят, подсидел его кто-то, подставил его и его супругу Ольгу. Вроде как Леонид Михайлович, который место его занял. Но разговоры разговорами, а против фактов не попрешь.

На ватных ногах и с тяжелыми мыслями возвращалась Лиза обратно домой.
В тот день её мир рухнул, все мысли были только о Викторе и даже его жену Ольгу она жалела. Лиза знала, что Виктор предан своему делу и никогда слова плохого про власть не скажет. Патриот своей страны он!

***

Но через два месяца его отправили в лагеря на пятнадцать лет, а его жене Ольге дали семь лет поселения и отправили в Казахстан.

Их шестилетнюю дочь Светлану, названную в честь дочери Сталина, поместили в детский дом. И Лиза решила во что бы то ни стало забрать её к себе. Пусть мать и была против!

Продолжение