Найти в Дзене

Вы не поверите! Снова про исходники. Статья для фотографов

Оказалось, что объяснить, почему я не отдаю исходники, проще клиенту, чем фотографу Сделала  я такой вывод после прочтения бесконечных комментариев под моей давным-давно написаной статьей. Лучше бы не делала этого, нервы бы сберегла:) Зачем полезла…. Все эти комментарии можно свести к одному: «А че, жалко чтоли? Вот я отдаю.» С клиентом хотя бы всё понятно: он просто не в теме. А фотограф — казалось бы, коллега! — и всё равно «ну а что такого, отдай исходники». Если что, статья тут: И вот мы снова в извечной дискуссии: отдавать или не отдавать? Клиенты уверены, что им непонятно почему не отдают их же фотографии. Фотографы же делятся на два лагеря: Я — из первого лагеря. И у меня всё просто. Если человек покупает у меня художественную съёмку, и в условиях нет исходников — значит, их не будет и после съёмки. Потому что покупают у меня не набор цифровых файлов, а конкретный творческий продукт, по портфолио которого меня нашли. Как тесто для пирога: никто, покупая торт, не просит выдать ещ
Оглавление

Оказалось, что объяснить, почему я не отдаю исходники, проще клиенту, чем фотографу

Фото: Катя Рашкевич
Фото: Катя Рашкевич

Сделала  я такой вывод после прочтения бесконечных комментариев под моей давным-давно написаной статьей.

Лучше бы не делала этого, нервы бы сберегла:) Зачем полезла….

Все эти комментарии можно свести к одному: «А че, жалко чтоли? Вот я отдаю.»

С клиентом хотя бы всё понятно: он просто не в теме. А фотограф — казалось бы, коллега! — и всё равно «ну а что такого, отдай исходники».

Если что, статья тут:

И вот мы снова в извечной дискуссии: отдавать или не отдавать?

Клиенты уверены, что им непонятно почему не отдают их же фотографии.

Фотографы же делятся на два лагеря:

  1. Правозащитники авторского видения — исходники не отдают, потому что это их творческий материал, а не полуфабрикат на распродажу.
  2. Щедрые добряки — «ну а что, пусть берут, мне не жалко».
Фото: Катя Рашкевич
Фото: Катя Рашкевич

Я — из первого лагеря. И у меня всё просто.

Если человек покупает у меня художественную съёмку, и в условиях нет исходников — значит, их не будет и после съёмки.

Потому что покупают у меня не набор цифровых файлов, а конкретный творческий продукт, по портфолио которого меня нашли.

Исходники для меня — это материал.

Как тесто для пирога: никто, покупая торт, не просит выдать ещё и остатки теста, миску в муке и скорлупу от яиц.

Хотите торт — получаете торт. Хотите тесто — это уже другой заказ и совсем другой рецепт.

Фото: Катя Рашкевич
Фото: Катя Рашкевич

Теперь чуть ближе к механике процесса.

Смотрите. Вы — заказчик. Вы вправе искать исполнителя именно на ту услугу, которая нужна вам. И это настолько очевидно, что даже спорить смешно.

Всё, что вам необходимо, вы должны обозначить фотографу ДО съёмки. И искать фотографа под вашу конкретную задачу.

Я, и большинство моих коллег, с радостью возьмёмся за заказ "на исходники".

Только если вы об этом скажете на этапе переговоров.

Потому что тогда я построю съёмку иначе: буду учитывать, что результат пойдёт в сыром виде. Не буду держать в уме свои приёмы и хитрости, которые использую, когда знаю, что результат пойдёт на мою фирменную обработку.

Но как поступает большинство клиентов?

  1. Ищут фотографа.
  2. Смотрят работы.
  3. Подписывают договор на конкретный пакет (например, 15 фото в ретуши + 50 в цветокоррекции).
  4. Получают ровно то, что и было обещано.

И вот тут начинается:

— «А что, это всё? А исходники? Там же ещё фоток сто!»

— Да, сто. И они сняты под конкретный творческий замысел, а не как универсальный архив.

А на этапе переговоров про исходники вы не говорили.

Так в чём вопрос? Хотите исходники — давайте снимать под исходники.

И тут внимание: эта статья не для клиентов.

Клиенту объяснить проще.

Это для фотографов, которые продолжают ломать копья в спорах: «ну а что, тебе жалко?».

  • Жалко. Потому что я работаю не на принцип «снять всё подряд и отдать папку». Я работаю на конечный продукт, который отражает моё имя, стиль и качество.

Поэтому, коллеги, или мы чётко обозначаем клиенту, что и за что он платит, или потом не удивляемся, что «вдруг» возник спор про исходники.

А для клиентов у меня короткий вывод:

Хотите торт — получите торт. Хотите тесто — закажите тесто. Только не удивляйтесь, что рецепты у них разные.

У меня было много статей про профессиональную этику, про уважение к чужому труду, про взаимопонимание внутри нашего фотоцеха.

Поймите! Чем больше мы отличаемся друг от друга, тем ценнее в целом становится фотография как искусство и как профессия.

Мы все идём к кадру своими путями. И если бы шли одинаково — снимали бы одинаково.

Есть фотографы, у которых вся суть — в минимуме вмешательства, в честном документальном кадре. Может, они и отдают исходники.

И я искренне восхищаюсь такими.

НО Я РАБОТАЮ ИНАЧЕ.

Мой путь — другой. Как и у миллионов других фотографов, которые делают ставку на авторскую подачу, на постобработку, на создание уникального визуального языка.

Так почему бы просто не признать это и не начать уважать выбор каждого?