Но последнее слово Степанида Львовна сказала тихо, как бы для себя, и тяжело вздохнула. А пока Богдана не было, она достала один из фотоальбомов и, просматривая его, вытирала слезы на лице и шептала:
– Жизнь только у вас остановилась, родные мои, у нас она торопливо несется, можно сказать семимильными шагами. И мы рады этому, значит живем. Живем, стараясь получать от жизни только хорошее, минуя проблемы и невзгоды. А о вас, мои хорошие в наших сердцах навсегда останется память, а боль словно растворяется в этой памяти. Ромка мне напоминает моего родного внука, и я хочу ему помочь, ведь видно же, как он тянется к Богдану.
Вскоре вернулся из магазина Богдан. Разложив все продукты в шкафы и в холодильник, Степанида Львовна сказала:
– Пошли, я там фотоальбом достала.
Они уселись на диване и Степанида Львовна, неторопливо переворачивая страницы старенького фотоальбома, говорила:
– Да тяжело мы с тобой пережили их смерть, очень тяжело. Но они навсегда останутся в нашей памяти, ведь что не говори, а это часть нашей с тобой жизни, трагическая, печальная. Вот только мы живем дальше, а их жизнь оборвалась, неожиданно, в один миг. А мы живем, и хоть теперь наша жизнь проходит без них, мы все равно их помним и любим. Жизнь же идет, торопится. Вокруг нас с тобой люди, разные люди, и все они помогают нам не возвращаться туда, в наше с тобой трагическое прошлое, они открывают нам другие страницы жизни, предлагая присоединиться, ведь жизнь по своей сути прекрасна, она несет новые знания, новые победы, новые проблемы, не давая нам долго думать о прошлом, печалиться о нем.
– Жизнь хочет нам добра, поэтому дарит нам новые знакомства, встречи, подарки, то есть пытается снова сделать нас счастливыми. И ты, Богдан, должен с радостью принимать от нее и эти подарки, и смену места жительства, и, возможно, новую работу, новые знакомства и даже ссоры. Ведь и скандал в семье это тоже жизнь, но мы с тобой люди мирные, думаю, что да скандалов у нас с тобой дело никогда не дойдет, но я хотела с тобой поговорить только об Анечке и Ромке, ведь, что не говори, а сейчас у нас с тобой нет более близких людей, чем они. Ты согласен?
– Да, я очень подружился и с Ромой, и с Аней.
– Я тоже с удовольствием с ними общаюсь, и все чаще прихожу к мысли о том, что Роману нужен отец. Да и ты с радостью общаешься с ним, я ведь вижу. Ане, конечно, тяжело одной с ребенком, – не нашла нужным вдаваться в их сердечные дела Степанида Львовна, хотя и видела, что между ними зарождаются чувства. Ей нравилось Аня, добрая, целеустремленная и уравновешенная. Она никогда не повышает голоса на сына, не ругает его, и только объясняет Роману, как исправить то, что он сделал не так, как надо. И ты у меня Богдан замечательный: хозяйственный, добродушный и безотказный.
Последний комплимент, конечно, был сомнительным.
– Это я в мои годы знаю меру, а то, как ты себя не бережешь на работе, я просто чувствую. На тебе на работе ездят, как на послушной коняге. Так что, ты береги себя. Бери себя в руки и не разрешай пользоваться твоей добротой. Но я уклонилась от главной темы, – вдруг произнесла Степанида Львовна. – Скажи, сынок, Аня отвечает тебе взаимностью?
Богдан смутился:
– Мне кажется да, но мы как-то не поднимали эту тему.
– А зря, куда же еще тянуть, жизнь-то ведь на месте не стоит. Она не будет ждать, когда вы наконец-то решитесь поговорить друг с другом. Да и Роману нужен, отец, сейчас, а не потом.
– Я стараюсь уделять ему почти все свое время.
– Так парню еще ласка нужна, и любовь! Ты готов дать Ромке все это?
– Так я же его уже давно с сыном считаю, Степанида Львовна, –произнес Богдан, – можно сказать с первого дня знакомства.
– А как их бабушка к тебе относится.
– Доброжелательно, она мне всегда рада, когда я появляюсь у них.
– Но тогда не откладывай разговор с Аней в долгий ящик, – сказала Степанида Львовна, вот как вернется Аня, так сразу и разговаривай с ней.
– Спасибо вам, Степанида Львовна. Я ведь так боялся, что вы расстраиваетесь из-за того, что я с Аней и Ромой общаюсь.
– Нет, Богдан, я только рада тому, что ты принял так близко к сердцу проблемы, возникшие у Ромы после переезда сюда, в поселок. Да так и продолжаешь заботиться о нем. Если у вас с Анной все сладится, то я вовсе не буду против. Я буду только рада, поверь мне, я это тебе от всего сердца говорю.
Аня вернулась из командировки очень довольная, так как ее доклад не только одобрили, но и обещали, что опубликуют его в профильном издании в следующем месяце.
– Я так рада этому, Богдан. Ведь я над ним два месяца корпела, чтобы достойно выступить, но о том, что его еще и опубликуют, я и мечтать не могла. А теперь думаю о том, чтобы продолжить учебу, правда заочно.
Все это говорилось на автовокзале, когда Богдан ее встретил. Идею учебы он одобрил и сказал:
– Я достаточно хорошо зарабатываю, поэтому о финансовом вопросе не думай.
И тут он отчаянно добавил:
– Когда мы с тобой поженимся, Анечка, у тебя проблем с деньгами не будет.
Анна испуганно смотрела на него во все глаза:
– Ты, ты… это серьезно?
– Вполне, ты согласна? – шептал Богдан, обнимая Анну, ведь они стояли на вокзале, и никто на них не глядел, обниматься на вокзале никогда не возбранялось. Анна ответила на его объятия, и он тут же опять спросил:
– Так ты согласна?
– Ой, давай не здесь, я дома тебе отвечу, при бабушке, ладно? Ты ведь ее не боишься?
– Боюсь, еще как боюсь, а вдруг она будет против, – провоцировал Анну Богдан.
– Так решение буду принимать я.
– Значит ты согласна? – облегченно вздохнул Богдан.
– Ох ты и хитрый, – радостно произнесла Анна.
– Не хитрый, а продуманный, – сказал Богдан.
И тут он смело ее обнял, и они пошли на свою маршрутку, которая отправлялась к ним в Левобережный именно от автовокзала.
Они сели сзади на боковое сиденье, и Богдан, наконец, поцеловал Анну.
– Я так рад, – шептал он ей, ведь я боялся того, что ты мне откажешь, – а я ждала, ждала этих вот твоих слов, – шептали они друг другу, торопясь высказать все те чувства, что держали в тайне друг от друга, пока еще маршрутка была пустая. А когда пассажиры заполнили ее салон, они замолчали, и только изредка поглядывали друг на друга и радостно улыбались.
Когда они вошли в дом, бабушка Анны сразу все поняла:
– Ну-ну, без слов понятно, что уже сладились, даже до дома не доехали. Вот ведь шустрые какие! А сияете, друзья мои, как два начищенных пятака, вот Ромка будет рад.
И она закричала:
– Роман, беги сюда скорее, да выключи горелку под пловом, он уже готов. Да иди же, иди скорее.
Ромка почти тут же забежал в комнату. Увидев мать и Богдана, он кинулся к ним:
– У меня получилось, все получилось, я сделал свое видео и он сначала повернулся к Богдану, как главному авторитету в этом виде деятельности, ведь это он, Богдан, учил его..
И тот, обняв его, сказал радостно:
– То ли еще будет, Ромка!
Они все подошли к его ноутбуку и первым делом посмотрели его работу, всем понравилось это видео, где героиней была их кошка Муся, только три недели назад окотившаяся. Она только Ромке и доверяла приносить ей еду, но даже и его не подпускала к своим четырем котятам. Вот он издалека и сделал видео с ее потомством, где они увидели, как Муся нежно и заботливо облизывает и кормит своих котят, а также таскает их за шкирку, когда кто-то из них далеко уходит.
– Вот только с музыкой у меня не получилось.
Тут разговор вступила бабушка:
– Роман , а ведь у этих двоих для тебя новость!
– Какая? – с любопытством спросил Рома.
Но Аня и Богдан как-то вдруг растерялись и испуганно глянули друг на друга. Тогда им на помощь пришла бабушка:
– Видишь ли, Роман, они решили пожениться!
Рома замер, ведь он все то время, когда впервые увидел дядю Богдана, хотел назвать его папой. Он почему-то был уверен, что так и будет. И вот это время пришло, он кинулся к Богдану и сказал:
– Я знал, я знал, что вы моим папой будете. Еще когда первый раз увидел вас.
– Но теперь можно и на “ты” переходить, – засмеялся Богдан.
И тут Рома растерялся, вот так сразу назвать на “ты” дядю Богдана он не мог.
– Не торопите его, – сказала бабушка, – сначала зарегистрируйте брак.
А на следующий день они подали заявление в ЗАГС. Богдан в этот же день познакомился с родителями Анны. И через месяц они заключили брак, устроив домашний праздник, на котором были только родные.
Ромка “выкал” Богдану очень долго, но в один прекрасный момент, сделав очередное видео, кинулся в другую комнату, где все обсуждали вопрос о подготовке к его дню рождения. И, забежав, радостно крикнул:
– Папка, я с первого раза все озвучил.
И сказав все это, повторил:
– Папка…– и смутился.
– Ну вот и хорошо, – сказала Степанида Ильинична, у которой и поселилась их семья, – наконец, ты смог произнести это волшебное слово “папа”.
И, действительно, вскоре Роман уже спокойно обращался к Богдану, именно так – “папка”.
Вскоре Степанида Ильинична переехала к бабушке Анны, оставив их одних. Все решили, что бабушкам так будет легче.
– Да, – сказали обе бабушки, так мы быстрее правнуков дождемся, да и сил наберемся к их рождению, чтобы помочь вам, ребята.
Но у Анны были другие планы и вскоре она поступила на заочное отделение в университет. Но отучившись чуть больше года, вдруг поняла, что ждет ребенка. Но обе бабушки заверили ее, что будут помогать, да Анна и сама справилась бы , ведь рядом были и муж, и подросший сын. А вскоре у Богдана и Анны родилась дочка, и назвали ее Танечкой, так захотел брат. И теперь Роман жил надеждой на то, что вскоре у него появится и братишка. А пока они с отцом с энтузиазмом работали над целой серией видео, темой которых была история их поселка, потом они планировали собрать из них целый фильм, ведь их Левобережному исполнялось 80 лет. И была назначена награда за лучший фильм об их поселке.
Танечка росла, а ее мама, оставив ее на бабушек, сдавала очередную сессию. Богдан с сыном заканчивали свой документальный фильм о поселке Левобережном. И тут Анна неожиданно узнала, что опять ждет ребенка. И опять бабушки сказали:
– Не беспокойся, голубушка, справимся.
Первыми получили свою награду Роман и Богдан, их наградили кинокамерой, вскоре радостная новость пришла из роддома, куда накануне отвезли прямо университета Анну, которая все же успела сдать последний экзамен в текущем году. И вот все родные узнали, что на свет появился мальчик. Увидев его первый раз, Роман, Богдан и его тесть хором сказали:
– Мишка!
Женщины с ними полностью согласились, Но решающим был голос лучшего друга Ромки Михаила, который пришел к ним в гости в день выписки. Поглядев на новорожденного, Михаил сказал:
– Тезка, какой ты малюсенький, расти быстрее.
И все решили, что значит новорожденному суждено стать именно Мишей. И все стали перечислять все уменьшительные формы от имени Михаил: Мишенька, Мишуня,Мишутка, Мишечка, Мишулька Мишатка, Мишуха, Мишанька.
– Вот, – гордо произнес Михаил, – наше с ним имя лучше всех.
И все с ним согласились, ведь ни одно другое имя никто почему-то так и не предложил.
Дети росли в любви и внимании и мамы с папой, и бабушек и дедушки, ну и конечно же старшего брата. Мама вскоре закончила университет и перевелась туда работать, папу повысили в должности. А младшие были под полным приглядом бабушек.
И все были счастливы. Особенно Ромка, ведь теперь у него большая и дружная семья.
Я желаю вам всего доброго, мои дорогие читатели, и стараюсь доставить вам удовольствие своим творчеством, верьте, как и все мои герои, в то, что жизнь прекрасна и удивительна!
А вот и другие мои публикации: