Найти в Дзене
Кинооператор рассказывает

344. Ура! мы ломим; гнутся шведы. "Аполлон-17" упал с потолка.

Ещё напор и враг бежит... Сегодня на Яндексе задал вопрос "Алисе" про взлёт лунного модуля "Аполлона-17" с Луны. Вы, наверняка, знаете, что есть такой видеосюжет, где без струи горящих газов лунный модуль спокойно взлетает вверх. И снято это якобы на Луне. И вот что "Алиса" мне ответила: По поводу этого взлёта было сломано немало копий. Кто-то высчитывал по миллиметрику изображения ускорение взлёта и приходил к нереальности моментального набора скорости. Кто-то полагал, что это обычный макет, и его тянут вверх по проволоке. Но все исследователи приходили у выводу, что здесь однозначно есть несоответствие физическим процессам. Разгадка заключалась в том, что это действительно был макет, уменьшенная в 10 раз копия лунного модуля. Но её никто не тянул вверх по проволоке, потому что никакой проволоки не было вообще. Как вы уже знаете, макет вначале был прикреплён к потолку декорации, некоторое время там висел, а после взрыва хлопушки свободно упал вниз. Съёмка действия производилась высоко

Ещё напор и враг бежит...

Сегодня на Яндексе задал вопрос "Алисе" про взлёт лунного модуля "Аполлона-17" с Луны. Вы, наверняка, знаете, что есть такой видеосюжет, где без струи горящих газов лунный модуль спокойно взлетает вверх. И снято это якобы на Луне.

И вот что "Алиса" мне ответила:

-2

По поводу этого взлёта было сломано немало копий. Кто-то высчитывал по миллиметрику изображения ускорение взлёта и приходил к нереальности моментального набора скорости. Кто-то полагал, что это обычный макет, и его тянут вверх по проволоке. Но все исследователи приходили у выводу, что здесь однозначно есть несоответствие физическим процессам.

Разгадка заключалась в том, что это действительно был макет, уменьшенная в 10 раз копия лунного модуля. Но её никто не тянул вверх по проволоке, потому что никакой проволоки не было вообще. Как вы уже знаете, макет вначале был прикреплён к потолку декорации, некоторое время там висел, а после взрыва хлопушки свободно упал вниз. Съёмка действия производилась высокоскоростной 16-мм кинокамерой "Милликен", перевёрнутой вверх ногами, на частоте примерно 200 кадров в секунду.

Съёмка перевёрнутой камерой
Съёмка перевёрнутой камерой

Одна часть макета изображала посадочную платформу, а другая часть - взлётную ступень. Между этими частями находилась новогодняя хлопушка с конфетти. Хлопушку дёргали за верёвку в потолке, раздавался взрыв и конфетти разлетались. И эти конфетти, изображавшие "куски теплоизоляции", разлетались и сыпались вниз, проецируясь на чёрный бархат.

Из-за высокой скорости съёмки получался эффект замедленного движения, который сейчас называют "слоу-моушн". Макет медленно падал вниз. После переворота кинокамеры в нормальное положение получался эффект медленного взлёта.

Что указывает на то, что макет падал, а не взлетал? Во-первых, ошмётки, образовавшиеся от взрыва хлопушки, летят исключительно вверх и за несколько минут, что длились съёмки (по легенде телекамера продолжала снимать оставшуюся ступень ещё несколько минут), ни один кусочек не упал назад, на "лунную" поверхность.

Кадр из видеосюжета взлёта лунного модуля
Кадр из видеосюжета взлёта лунного модуля

Во-вторых, при старте взлётной ступени массой около 5 тонн (4670 кг) должно образоваться огромное количество пыли при работе двигателей, а мы не видим ни одной взлетевшей песчинки. Дело в том, что невозможно изобразить клубы пыли на потолке павильона с помощью технологий Голливуда 60-70-х гг. ХХ века.

-5

Когда космические аппараты садятся на Луну, струи их тормозных двигателей поднимают огромные облака пыли и реголита, которые могут повредить дорогостоящее оборудование и угрожать будущим лунным базам. То же самое происходит и при взлете возвращаемых лунных аппаратов.
Ученые обнаружили, что характерные закономерности пылевых полос являются результатом так называемой неустойчивости Гертлера (the Görtler instability) - явления гидродинамики, при котором поток выхлопных газов над поверхностью Луны создает силы, которые генерируют вращающиеся вихри. Они и создают характерные узоры, которые наблюдаются в облаке лунной пыли.
Понимание этого явления — не просто научный интерес, но практическая необходимость. Взлетающая на большую высоту лунная пыль ведет себя как мощная пескоструйная машина, потенциально повреждая посадочные модули, места обитания, солнечные батареи и другую инфраструктуру, критически важную для внеземного аванпоста.

Об этом вы прочтёте в статье:

Бесшумно и пыльно: ученые оценивают неочевидные риски высадки на Луну
Hi-Tech Mail
24 июля

Кроме того, невозможность реалистично изобразить струю горящих газов заставила НАСА отказаться от воспроизведения пламени при взлёте. В то время на киностудиях Голливуда во время съёмок космических звездолётов применялись газовые горелки.

Они были использованы и во время так называемого "прямого эфира" посадки на Луну. Это были заранее отснятые кадры, где газовая горелка имитировала работу двигателя. Такими мультяшками пояснялось, как будет происходить посадка. Но эти мультики, и это было всем понятно, невозможно выдать за документальные съёмки.

Кадры из прямого эфира посадки на Луну, пламя от газовой горелки
Кадры из прямого эфира посадки на Луну, пламя от газовой горелки

Тогда инженерной группой НАСА была придумана версия, что невидимое топливо (тетроксид азота/аэрозин-50) горит невидимым светом, поэтому пламени при взлёте не видно.

Видео:

Last Takeoff from the Moon - Apollo 17's Lunar Module blastoff!.mp4 — Яндекс Диск

О том, как в павильоне происходили съёмки "взлёта с Луны", мною написаны две статьи:

Всего же на тему съёмок сериала "Аполлона-17" у меня набралось уже 10 статей.

-8
Вся правда про "Аполлон-17" | Кинооператор рассказывает | Дзен

В трёх статьях (№№ 186, 187, 188) рассказывается, как в павильоне снимали длинные кадры непрерывно по 30-40 минут с панорамами влево-вправо - и всё это в небольшом павильоне.

А непосредственно к съёмкам "взлёта" относятся ещё две статьи, №191 и №192, где рассказывается, что никакой компактной лунной ТЕЛЕКАМЕРЫ вообще не существовало. Упоминаемая в отчётах НАСА цветная телекамера RCA GCTA (Ground-Commanded Color Television Assembly) нигде не применялась и, возможно, вообще не функционировала, потому что была муляжом. Муляж - это слепок, модель предмета в натуральную величину.

Цветная телекамера для лунных экспедиций RCA GCTA
Цветная телекамера для лунных экспедиций RCA GCTA

Съёмка производилась не телекамерой, а плёночной 16-мм кинокамерой.

Дело в том, что размер светочувствительного видикона телекамеры (или как сказали бы сейчас - размер матрицы телекамеры) "случайно" оказался точно таким же, как и размер кадрового окна на 16-мм киноплёнке.

Кадровое окно 16-мм плёночной кинокамеры
Кадровое окно 16-мм плёночной кинокамеры

Поэтому объектив "Анженьё" с переменным фокусным расстоянием, которым производилась съёмка, одинаково подходил и для кинокамеры, и для телекамеры.

16-мм плёночная кинокамера Маурер (слева) и телекамера LRV (справа), которые якобы использовались во время пребывания на Луне.
16-мм плёночная кинокамера Маурер (слева) и телекамера LRV (справа), которые якобы использовались во время пребывания на Луне.

Об этом была статья "Зачем нужна "лунная" телекамера, если НАСА всё сняло на Земле на 16-мм киноплёнку?":

В кадре старта лунного модуля с Луны всё было бутафорским - взлётная ступень была миниатюрной (в масштабе 1:10), компактная телекамера представляла собой муляж, ровер был бутафорским, только объектив французской фирмы Анженье с переменным фокусным расстоянием от 12,5 до 75 мм действитель был настоящим.

И велась трансляция "взлёта с Луны" не телекамерой RCA GCTA с частотой 10 кадров в секунду, а производилась съёмка высокоскоростной кинокамерой "Milliken" на частоте 200 кадров в секунду в павильоне, задолго до премьеры. Когда макет начал падать, кинооператор не смог так быстро среагировать на начало движения (есть определенное время реакции оператора), поэтому макет уже начал удаляться и только потом оператор поспел за ним. Конечно, он старался и репетировал начинать наклонять камеру точно со звуком хлопушки (петарды), но из-за высокой скорости съёмки эта задержка в режиме "слоу-моушен" стала заметна.

Чем больше мы говорим о кинематографических секретах лунной аферы США, чем больше интернет заполняется нашими статьями, тем проще читателям докопаться до истины, несмотря на чудовищное засилие проплаченных лживых проамериканских каналов в российском сегменте.

На примере "Алисы" можно видеть, что правда начинает пробиваться к людям.

Ещё напор и враг бежит.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!

*

P.S. Вот ещё один вопрос Алисе (вопрос и ответ):

-12