Ещё напор и враг бежит...
Сегодня на Яндексе задал вопрос "Алисе" про взлёт лунного модуля "Аполлона-17" с Луны. Вы, наверняка, знаете, что есть такой видеосюжет, где без струи горящих газов лунный модуль спокойно взлетает вверх. И снято это якобы на Луне.
И вот что "Алиса" мне ответила:
По поводу этого взлёта было сломано немало копий. Кто-то высчитывал по миллиметрику изображения ускорение взлёта и приходил к нереальности моментального набора скорости. Кто-то полагал, что это обычный макет, и его тянут вверх по проволоке. Но все исследователи приходили у выводу, что здесь однозначно есть несоответствие физическим процессам.
Разгадка заключалась в том, что это действительно был макет, уменьшенная в 10 раз копия лунного модуля. Но её никто не тянул вверх по проволоке, потому что никакой проволоки не было вообще. Как вы уже знаете, макет вначале был прикреплён к потолку декорации, некоторое время там висел, а после взрыва хлопушки свободно упал вниз. Съёмка действия производилась высокоскоростной 16-мм кинокамерой "Милликен", перевёрнутой вверх ногами, на частоте примерно 200 кадров в секунду.
Одна часть макета изображала посадочную платформу, а другая часть - взлётную ступень. Между этими частями находилась новогодняя хлопушка с конфетти. Хлопушку дёргали за верёвку в потолке, раздавался взрыв и конфетти разлетались. И эти конфетти, изображавшие "куски теплоизоляции", разлетались и сыпались вниз, проецируясь на чёрный бархат.
Из-за высокой скорости съёмки получался эффект замедленного движения, который сейчас называют "слоу-моушн". Макет медленно падал вниз. После переворота кинокамеры в нормальное положение получался эффект медленного взлёта.
Что указывает на то, что макет падал, а не взлетал? Во-первых, ошмётки, образовавшиеся от взрыва хлопушки, летят исключительно вверх и за несколько минут, что длились съёмки (по легенде телекамера продолжала снимать оставшуюся ступень ещё несколько минут), ни один кусочек не упал назад, на "лунную" поверхность.
Во-вторых, при старте взлётной ступени массой около 5 тонн (4670 кг) должно образоваться огромное количество пыли при работе двигателей, а мы не видим ни одной взлетевшей песчинки. Дело в том, что невозможно изобразить клубы пыли на потолке павильона с помощью технологий Голливуда 60-70-х гг. ХХ века.
Когда космические аппараты садятся на Луну, струи их тормозных двигателей поднимают огромные облака пыли и реголита, которые могут повредить дорогостоящее оборудование и угрожать будущим лунным базам. То же самое происходит и при взлете возвращаемых лунных аппаратов.
Ученые обнаружили, что характерные закономерности пылевых полос являются результатом так называемой неустойчивости Гертлера (the Görtler instability) - явления гидродинамики, при котором поток выхлопных газов над поверхностью Луны создает силы, которые генерируют вращающиеся вихри. Они и создают характерные узоры, которые наблюдаются в облаке лунной пыли.
Понимание этого явления — не просто научный интерес, но практическая необходимость. Взлетающая на большую высоту лунная пыль ведет себя как мощная пескоструйная машина, потенциально повреждая посадочные модули, места обитания, солнечные батареи и другую инфраструктуру, критически важную для внеземного аванпоста.
Об этом вы прочтёте в статье:
Кроме того, невозможность реалистично изобразить струю горящих газов заставила НАСА отказаться от воспроизведения пламени при взлёте. В то время на киностудиях Голливуда во время съёмок космических звездолётов применялись газовые горелки.
Они были использованы и во время так называемого "прямого эфира" посадки на Луну. Это были заранее отснятые кадры, где газовая горелка имитировала работу двигателя. Такими мультяшками пояснялось, как будет происходить посадка. Но эти мультики, и это было всем понятно, невозможно выдать за документальные съёмки.
Тогда инженерной группой НАСА была придумана версия, что невидимое топливо (тетроксид азота/аэрозин-50) горит невидимым светом, поэтому пламени при взлёте не видно.
Видео:
О том, как в павильоне происходили съёмки "взлёта с Луны", мною написаны две статьи:
Всего же на тему съёмок сериала "Аполлона-17" у меня набралось уже 10 статей.
В трёх статьях (№№ 186, 187, 188) рассказывается, как в павильоне снимали длинные кадры непрерывно по 30-40 минут с панорамами влево-вправо - и всё это в небольшом павильоне.
А непосредственно к съёмкам "взлёта" относятся ещё две статьи, №191 и №192, где рассказывается, что никакой компактной лунной ТЕЛЕКАМЕРЫ вообще не существовало. Упоминаемая в отчётах НАСА цветная телекамера RCA GCTA (Ground-Commanded Color Television Assembly) нигде не применялась и, возможно, вообще не функционировала, потому что была муляжом. Муляж - это слепок, модель предмета в натуральную величину.
Съёмка производилась не телекамерой, а плёночной 16-мм кинокамерой.
Дело в том, что размер светочувствительного видикона телекамеры (или как сказали бы сейчас - размер матрицы телекамеры) "случайно" оказался точно таким же, как и размер кадрового окна на 16-мм киноплёнке.
Поэтому объектив "Анженьё" с переменным фокусным расстоянием, которым производилась съёмка, одинаково подходил и для кинокамеры, и для телекамеры.
Об этом была статья "Зачем нужна "лунная" телекамера, если НАСА всё сняло на Земле на 16-мм киноплёнку?":
В кадре старта лунного модуля с Луны всё было бутафорским - взлётная ступень была миниатюрной (в масштабе 1:10), компактная телекамера представляла собой муляж, ровер был бутафорским, только объектив французской фирмы Анженье с переменным фокусным расстоянием от 12,5 до 75 мм действитель был настоящим.
И велась трансляция "взлёта с Луны" не телекамерой RCA GCTA с частотой 10 кадров в секунду, а производилась съёмка высокоскоростной кинокамерой "Milliken" на частоте 200 кадров в секунду в павильоне, задолго до премьеры. Когда макет начал падать, кинооператор не смог так быстро среагировать на начало движения (есть определенное время реакции оператора), поэтому макет уже начал удаляться и только потом оператор поспел за ним. Конечно, он старался и репетировал начинать наклонять камеру точно со звуком хлопушки (петарды), но из-за высокой скорости съёмки эта задержка в режиме "слоу-моушен" стала заметна.
Чем больше мы говорим о кинематографических секретах лунной аферы США, чем больше интернет заполняется нашими статьями, тем проще читателям докопаться до истины, несмотря на чудовищное засилие проплаченных лживых проамериканских каналов в российском сегменте.
На примере "Алисы" можно видеть, что правда начинает пробиваться к людям.
Ещё напор и враг бежит.
*
С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!
*
P.S. Вот ещё один вопрос Алисе (вопрос и ответ):