Найти в Дзене
Язва Алтайская.

Модель. Часть 2

Рита , в отличие от подруги, губу на большой город всё же раскатывала. До поры, до времени. Ещё в шестом классе они, вместе с мамой, просматривали учебные заведения, примеряли на себя профессии, и рассуждали о том, что после школы только в город, только в Барнаул. А может, и в Новосибирск, если аттестат хорошим будет. Да и вообще, мама говорила, что надо заканчивать 11 классов, и никак иначе. Ну что это за образование, после 9 класса из дома сбегать? Только ПТУ, которые нынче гордо именуются колледжами, техникумами, да лицеями. Начало тут Мама, глядя на Риту, говорила, мол, я костьми лягу, но тебя выучу, как положено. Я сама можно сказать, что неуч, что толку от корочек продавца? Рву жилы на двух работах, а толку мало. Копейки выходят. У тебя сейчас одно задание, Ритка, учись хорошо, чтобы был шанс вырваться из этой нищеты и беспросветности. А с отцом твоим вопрос решим, даже не переживай. Будет помогать, как миленький, и никуда не денется. Аня, подруга, только вздыхала, когда ра

Рита , в отличие от подруги, губу на большой город всё же раскатывала. До поры, до времени. Ещё в шестом классе они, вместе с мамой, просматривали учебные заведения, примеряли на себя профессии, и рассуждали о том, что после школы только в город, только в Барнаул. А может, и в Новосибирск, если аттестат хорошим будет. Да и вообще, мама говорила, что надо заканчивать 11 классов, и никак иначе. Ну что это за образование, после 9 класса из дома сбегать? Только ПТУ, которые нынче гордо именуются колледжами, техникумами, да лицеями.

Начало тут

Мама, глядя на Риту, говорила, мол, я костьми лягу, но тебя выучу, как положено. Я сама можно сказать, что неуч, что толку от корочек продавца? Рву жилы на двух работах, а толку мало. Копейки выходят.

У тебя сейчас одно задание, Ритка, учись хорошо, чтобы был шанс вырваться из этой нищеты и беспросветности. А с отцом твоим вопрос решим, даже не переживай. Будет помогать, как миленький, и никуда не денется.

Аня, подруга, только вздыхала, когда разговор заходил о жизни после школы.

- Счастливая ты, Рита! Вот ты хоть и жалуешься на то, что мать тебя не понимает, а в город она тебя отправит, и поможет. А у меня что? Только колледж наш и светит мне.

Ну да, у нас с мамкой вроде мир и согласие. Вроде и понимает она меня, и поддерживает, и жалеет, а что толку? Один ответ у неё: денег нет, и всё тут. Да и учёба мне не даётся. Знаешь, что самое обидное, Ритка? Я ведь целыми вечерами сижу за этими учебниками, зубрю, учу. Вроде всё поняла, запомнила, а вышла к доске- и в голове туман. Такой, будто и не учила вовсе. А тебе так легко всё это даётся, что я всегда удивляюсь. Я же знаю, что ты даже не открывала учебник, Ритка! А к доске вышла, головешку свою задрала, плечи расправила, и всё. Тебе ведь только стоит рот открыть, как слова сами из него вылетают! И как ты можешь так всё запоминать, что почти слово в слово за учителем пересказываешь тему урока?

Ритка только плечами пожимала. Ну откуда ей знать, отчего у неё так легко всё получается? Может потому, что слушает она учителя внимательно, ловит каждое слово, и старается запомнить всё, о чем говорят на уроке? Не сидит Ритка вразвалочку за партой, не ловит мух, не глядит мечтательно в окно, не обращает внимания на записочки, летающие по классу, и не ковыряет в носу? Да и с чего взяла Аня, что не открывает она, Ритка, учебники? Открывает, ещё как открывает! И учит, и читает. Только что не зубрит, а вникает в тему, и пересказывает её своими словами, сама себе, так, как поняла. Даже мать иногда ругает её, Риту, мол, надоела ты своей бубнежкой. Лучше бы погулять сходила, или дома прибралась.

Гулять Рита почти не ходила, потому что не с кем. Дома и так чистота и порядок, только текущая уборка, а потому сидела девочка за учебниками, учила, вникала, и пересказывала. И дневник с тетрадями был образцовым, пятёрки с четверками радовали глаз.

В седьмом классе Рита почувствовала, что что-то идёт не по плану, не так, как хотели они с матерью.

Сначала Рита и не поняла, что происходит. Мама стала иногда задерживаться на работе, приходила с горящими глазами, и чаще всего навеселе.

Потом эти задержки стали всё чаще, мама приходила всё позже, а потом...

Когда мама познакомила Риту со своим Пашей, Рите сразу показалось, что как раньше уже не будет. Оно и раньше не всегда хорошо у них всё было, а с появлением этого Павлика стало ещё хуже. Какой- то он весь слащавый, суетливый, с бегающими глазками.

И мама, краснеет, смущается, пытается ему угодить, готовит такие блюда, которые в обычное время бывают у них только по праздникам.

А потом мама, смущаясь и краснея, сообщила Рите, что Паша будет жить с ними, да и вообще, у неё, Риты, скоро родится братик или сестричка.

Рите собственно было плевать и на Пашу, который будет жить с ними, и на братика или сестричку, который скоро родится. Лишь бы её не трогали. Лишь бы ей не мешали. Лишь бы не лезли к ней в душу, и не пытались делать мозги.

Только Паша, на правах хозяина в доме, решил, что может воспитывать Риту так, как считает нужным. Он мужик в доме, почти хозяин, почти добытчик, поэтому имеет право.

В их и без того тесной однушке, где и Рита с матерью едва размещались, с появлением Паши стало совсем тесно. Ритину кровать отгородили шкафом от дивана матери, и заниматься уроками стало проблемнее. То свет им мешает, то Ритин бубнеж, да и мама в своём интересном положении стала совсем невыносимой. Она и раньше не отличалась спокойным характером, а сейчас и вовсе, взрывалась по поводу и без. То плакала без остановки, то улыбалась, как дурочка, а то начинала кричать, как сумасшедшая.

С одной стороны Рита понимала маму. Не торопился Паша узаконивать отношения, и мама от этого бесилась, срывалась не столько на него, сколько на Риту. Мол, если бы не ты, жили бы мы хорошо, и поженились бы. Хоть бы скорее ты школу закончила, да съехала от нас, Ритка! Хоть вздохнем спокойно, жить станем не как селёдки в бочке.

Рита и сама мечтала поскорее закончить школу, но увы, иногда время тянется так медленно, словно нарочно.

После рождения сестры жизнь Риты превратилась в кошмар. Постоянные скандалы дома, недовольства матери и отчима, детские крики и плачь малышки. Рита, сидя за своим шкафом, накрывала голову подушкой, и, раскачиваясь из стороны в сторону, беззвучно плакала. Как же она завидовала Аньке в такие моменты! Дома тишь да благодать! Никаких детских плачей, обед и ужин по расписанию, спокойные вечера, без всей этой котовасии , и мама, вот она, в её, Анькином распоряжении.

Когда Паша, психанув в очередной раз, собрал свои нехитрые пожитки, и убыл в неизвестном направлении, Ритка вздохнула свободно. Слава Богу, что свалил! Без него и легче, и проще.

Только мать не разделяла радости дочери. Она кричала на Ритку, мол, это ты виновата, это из-за тебя Паша ушёл! Как мы теперь жить будем, Ритка? На какие шиши? На мои декретные да твои алименты?

Ритка, не сдержавшись, выпалила всё то, что скопилось в её детской душе. Мол, я тебя не заставляла её рожать! Зачем она тебе нужна была? Ты и меня до ума довести не можешь, а ещё и эту родила!

Пощёчина, звонкая, громкая, и очень обидная, не остудила тогда злость Ритки. Замолчала девчонка лишь на секунду, от боли, обиды, и унижения. С ненавистью глянула тогда Рита на мать, и сказала, мол, лучше бы ты вообще не рожала меня, раз так ненавидишь. Не просила я тебя, чтобы ты меня рожала!

Потихоньку, помаленьку, жизнь в маленькой семье худо-бедно наладилась. Рита всё так же училась в школе, мать сидела в декрете с младшей дочкой, а Паша больше не вернулся.

Рита уже смирилась с тем, что приходится нянчится с сестрой. Она уже заканчивала седьмой класс, когда мать завела разговор о том, чтобы Рита готовилась к поступлению в местный колледж.

Мол, учись хорошо, дочь, в наш колледж пойдёшь. Учёба у нас бесплатная, жить дома будешь. А Бог даст, так на подработку пойдёшь, всё мне полегче будет.

Рита тогда едва заикнулась о том, что хотели же в город, но мама, глянув на неё исподлобья, сказала, мол, и где ты тут миллионера увидела, с которым я встречаюсь? Какой такой город, Ритка? Где же я денег на всё наберу? Там же за каждый чих платить надо! И за учёбу, и за жильё, и поесть надо, и одеться- обуться тоже. У меня и вас двое, не потяну я.

Чем тебе наш город плох? И тут учиться можно, не уезжая из дома, и мне, Какая-то никакая, а помощь от тебя. Где с мелкой посидишь, пока я на работе, где из садика её заберешь. Вот закончишь школу, отучишься в нашем колледже, а там поступай, как знаешь. Хоть замуж иди, хоть на работу, хоть дальше учись, только уже сама, без меня.

Рита тогда на мать обиделась. Ну и зачем ей этот колледж, где профессий раз, два и обчелся? Повар- кондитер, продавец, да швея. А может на сварщика ей идти? На слесаря? Или на тракториста? Да и мелкая эта совсем не её забота.

Продолжение ниже по ссылке

.

Спасибо за внимание. С вами как всегда , Язва Алтайская. . Понравился рассказ? Поддержать автора можно тут:У автора сломался ноутбук, окончательно и бесповоротно. И написание рассказов в настоящее время затруднено тем, что с телефона писать долго и не совсем удобно. Ваша помощь пойдёт на покупку другого ноутбука, для более продуктивной работы

Подписывайтесь на мой тг канал

Язва Алтайская