Королевский дворец в Казерте (итал. Reggia di Caserta) — один из самых грандиозных дворцовых комплексов Европы, построенный в XVIII веке. Этот шедевр архитектуры, включённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, часто называют «итальянским Версалем» за его масштабы и роскошное убранство. Дворец был задуман как символ абсолютной власти Бурбонов и должен был затмить все королевские резиденции Европы.
История создания: амбиции Бурбонов
В 1751 году Карл VII Бурбон, король Неаполя и Сицилии (будущий Карл III Испанский), выкупил земли у семьи Каэтани за 489 тысяч дукатов, чтобы построить неприступную резиденцию вдали от морских угроз и вулканической активности Везувия. Проект поручили Луиджи Ванвителли — гению позднего барокко, работавшему в Риме над базиликой Санта-Мария-дельи-Анджели. Торжественная закладка первого камня состоялась 20 января 1752 года, в день рождения короля.
Строительство, длившееся почти век (до 1845 года), столкнулось с чередой трудностей: смерть Ванвителли в 1773 году, отъезд Карла III в Испанию (1759) и недостаток интереса у его преемников — Фердинанда IV и Фердинанда II. На стройке трудились 2680 рабочих, включая каторжников и рабов из Северной Африки. Дворец стал резиденцией Бурбонов лишь в 1780 году, но так и остался незавершённым: не воплотились угловые башни, купол и 20-километровая подъездная аллея.
Хронология строительства
- 1751 Покупка земель, начало проектирования
- 1752 Закладка первого камня
- 1753 Начало разбивки парка
- 1773 Смерть Ванвителли, руководство переходит к сыну Карло
- 1780 Дворец становится обитаемым
- 1845 Официальное завершение строительства
Архитектура: синтез барокко и классицизма
Дворец, часто именуемый «лебединой песней барокко», сочетает театральность стиля с гармонией классицизма. Его гигантские масштабы (длина 247 м, 1200 комнат, 1742 окна) делают его крупнейшей королевской резиденцией XVIII века в Европе. Ванвителли вдохновлялся версальской осью и мадридским дворцом, где вырос Карл III, но добавил новаторские решения:
- Четыре внутренних двора, разделенных крестообразными корпусами.
- Сквозная галерея от главного входа до парка, создающая «эффект подзорной трубы».
- Парадная лестница из полихромного мрамора — сердце дворца. Её центральный пролёт украшен статуями аллегорий Величества, Истины и Достоинства (гипсовые эскизы заменили запланированный мрамор), а у основания стоят львы работы Томмазо Солари.
Фасады с горизонтальными членениями и рустом отражают переход от барокко к неоклассицизму. Инженерным чудом стал акведук Каролино длиной 38 км, питающий фонтаны парка.
Интерьеры: от барокко до ампира
Старые апартаменты (XVIII век)
- Палатинская (Дворцовая) капелла (1784) — точная копия версальской часовни. Алтарь украшает «Непорочное зачатие» Джузеппе Бонито.
- Зал алебардщиков: фреска Доменико Мондо «Оружие Бурбонов, поддерживаемое добродетелями», эскиз которой хранится в Лувре.
- Зал телохранителей («Зал лепнины»): 12 барельефов военных триумфов и статуя Алессандро Фарнезе.
- Зал Александра: На стене висит большое полотно Дженнаро Мальдарелли, изображающее момент отречения Карла IV в пользу своего сына Фердинанда 19 марта 1808 года. Зал получил свое название благодаря большой фреске на потолке, созданной Мариано Росси в 1787 году. На ней изображена свадьба Александра Македонского и Роксаны, бактрийской принцессы. Эта фреска является аллегорией брачного союза 1768 года между Фердинандом IV Неаполитанским, представителем династии Бурбонов, и Марией Каролиной Австрийской из рода Габсбургов.
- Апартаменты королевы Марии Каролины Австрийской: Это четыре маленькие комнаты, оформленные в стиле барокко. Ванная в стиле рококо с венецианскими зеркалами и мраморной купелью работы Саломоне.
- Палатинская (Дворцовая) библиотека Марии-Каролины: 14 000 томов, фрески Генриха Фюгера и потолочная карта звёздного неба.
Новые апартаменты (XIX век)
Созданы для Иоахима Мюрата, зятя Наполеона:
- Зал Марса: барельефы на тему «Илиады» Валерио Виллареале.
- Зал Астреи: фреска «Триумф богини правосудия» Жака Берже, пол-лабиринт из каррарского мрамора.
- Тронный зал (40 м в длину): портреты монархов и фреска с церемонией закладки дворца (1844).
- Зал Совета
- Апартаменты
- Придворный театр (1769) — единственное помещение, завершённое при Ванвителли. Его зал — миниатюра неаполитанского театра Сан-Карло.
Парк: триумф ландшафтного искусства
Парк площадью 120 гектаров — крупнейший регулярный сад Италии. Его ось — «дорога воды» из семи каскадов:
- Фонтан Маргериты — скромное начало у дворца.
- Фонтан Дельфинов с тремя морскими чудовищами.
- Фонтан Эола (недостроен): 28 статуй ветров, Юнона на колеснице с павлинами так и не появилась.
- Фонтан Цереры — богиня с символом Сицилии (Тринакрией) в окружении нимф.
- Фонтан Венеры и Адониса — драматичная сцена прощания перед роковой охотой.
- Фонтан Дианы и Актеона у подножия искусственного водопада: Диана превращает подсмотревшего за ней охотника в оленя.
В стороне от основной оси — Английский сад Марии-Каролины (сестры Марии-Антуанетты). Здесь растут первые в Европе японские камелии, ливанские кедры и китайский камфорный лавр. В северной части парка возвышается Пасека (Apperia). Во времена французского правления здесь разводили пчел, что и дало название этому месту.
- Купальня Венеры с античными статуями из коллекции Фарнезе.
Среди павильонов выделяются:
- Кастеллучча — «игрушечный замок» для игр юного Фердинанда IV.
Судьба дворца после Бурбонов
- В 1799 году дворец разграблен солдатами Неаполитанской республики.
- При Наполеоне здесь жил Иоахим Мюрат, украсивший залы в стиле ампир.
- В 1860 году Джузеппе Гарибальди провозгласил здесь объединение Италии.
- В 1943–1945 гг. дворец стал штабом союзных войск, а 27 апреля 1945 года в нём подписана капитуляция фашистской Италии.
- С 1923 года здесь базировалась Академия ВВС Италии, а с 1919-го комплекс — государственная собственность.
Сегодня дворец — музей и объект ЮНЕСКО (с 1997 года). Он служит кинолокацией: здесь снимали «Звёздные войны», «Код да Винчи» и «Миссию невыполнимую». Несмотря на масштабные реставрации, часть залов закрыта из-за недостатка финансирования.
Заключение: символ ушедшей эпохи
Казерта — не просто «итальянский Версаль», а гимн амбициям Просвещения, где искусство, инженерия и природа слились в совершенном ансамбле. От незавершённых башен до гипсовых статуй лестницы — его история напоминает о мимолетности власти. Но даже сегодня, прогуливаясь среди фонтанов под шум водопада, можно услышать эхо королевских балов и политических интриг, менявших карту Европы.
«Карл III, увидев проект, воскликнул, что Ванвителли "вырвал у него сердце из груди"». Дворец, задуманный как неприступная крепость, стал памятником человеческому гению, пережившим своих создателей.