Россия: В ноябре 2024 года Демиховский машиностроительный завод (ДМЗ, входит в «Трансмашхолдинг») вышел на запланированный объем производства отечественных редукторов для электропоездов ЭГЭ2Тв «Иволга 4.0», созданных в сотрудничестве с Дептрансом Москвы и выпускаемых Тверским вагоностроительным заводом. Освоение нового для ДМЗ вида продукции стало возможно благодаря софинансированию Фонда развития промышленности.
Почему ДМЗ?
Редуктор — важный элемент тягового привода, предназначенный для передачи момента вращения от электродвигателя на ось колесной пары. Жизненный цикл редуктора составляет 40 лет. Этот сложный механизм производят всего несколько предприятий в России, при этом Демиховский машиностроительный завод стал первым в стране, где освоен серийный выпуск редукторов для электропоездов «Иволга».
«Трансмашхолдинг» выбрал на эту роль ДМЗ, поскольку предприятие обладает отличными компетенциями в области механической обработки. С 2012 года завод серийно производит редукторы для трех видов колесных пар вагонов метро собственного изготовления, а с 2021 года — для двух видов колесных пар рельсовых автобусов.
Запуск собственного производства редукторов — один из пяти проектов программы «Развитие пассажирского транспорта ДМЗ и освоение производства редукторов для МВПС», реализуемой при софинансировании Фонда развития промышленности. Общий бюджет программы составил 1,8 млрд рублей, из которых 1,45 млрд рублей в виде льготного займа предоставил ФРП. В рамках бюджета 1,01 млрд рублей составили инвестиции в модернизацию производственных участков, задействованных в выпуске редукторов, из них 0,96 млрд рублей — средства, выделенные ФРП.
В программу вошли проекты по созданию электропоездов с применением отечественного комплекта электрооборудования, развитию ремонтного направления, освоению ремонта колесных пар для электропоездов серии «Иволга». В результате ДМЗ начал серийно выпускать электропоезда новой модели ЭП2ДМ с отечественным электрооборудованием, увеличил мощности по капитальному ремонту вагонов электропоездов, модернизировал производственные участки и создал дополнительные рабочие места.
***
Владимир Чекалин, генеральный директор ДМЗ
«Инвестиции «Трансмашхолдинга» и финансирование Фонда развития промышленности позволили нам реализовать стратегически важный для железнодорожного машиностроения проект — освоить выпуск полностью отечественных редукторов для «Иволги». Это дало серьезный импульс развитию нашего предприятия. Мы не только закупили станки, но и модернизировали цеха, создали комфортные условия труда, внедрили новый стандарт культуры производства. Мы оптимизировали технологический процесс и продумали, как рационально использовать имеющиеся производственные площади без дополнительного капитального строительства. Приобретенное оборудование мы вписали в действующий производственный процесс, что позволило нам с минимальными затратами и в кратчайшие сроки начать выпуск моторно-редукторных блоков. На сегодняшний день все показатели, которые были установлены по проекту, успешно выполняются. Это доказывает, что у нас есть все необходимое, чтобы стать центром компетенций по редукторному производству в холдинге. Мы реализуем и другие проекты по внутрихолдинговой кооперации: производим колесные пары для вагонов метро «Метровагонмаша», освоили полное освидетельствование колесных пар «Иволги», начали сборку первых составов «Иволги 4.0», прорабатываем и другие направления сотрудничества с предприятиями холдинга».
***
Самым важным этапом в развитии внутри холдинговой кооперации стало освоение выпуска редукторов и моторно-редукторных блоков. Надо отметить, что ДМЗ не только поставляет моторно-редукторные блоки в адрес Тверского вагоностроительного завода, но и использует при их изготовлении электродвигатели «ТМХ — Электротеха».
Поэтапная модернизация
Проектирование и подготовка производства к запуску новой продукции заняли 18 месяцев. При поддержке ФРП и помощи холдинга завод приобрел 11 единиц оборудования, в том числе комплекс термической обработки отечественного производства. Комплекс был необходим для наращивания мощностей термообрабатывающего передела и обеспечения высококачественной обработки деталей редуктора.
На вновь организованном участке термической обработки, запущенном в эксплуатацию в феврале 2024 года, расположены восемь электрических камерных печей, три электрические печи шахтного типа, три масляные и водяные закалочные ванны. Оборудование отечественное — произведено в Московской области.
На новом участке можно выполнить все необходимые по техпроцессу изготовления деталей редуктора операции: отжиг, нормализацию, отпуск, цементацию и закалку. Продолжительность термообработки составляет от нескольких часов до нескольких суток, в зависимости от типа обработки и свойств изделия. Обслуживают комплекс высококвалифицированные термисты.
С помощью льготного займа ФРП и инвестпрограммы холдинга ДМЗ модернизировал механообрабатывающий передел, закупив и запустив в эксплуатацию токарные, фрезерные, шлифовальные обрабатывающие центры. К примеру, в цехе изготовления и ремонта колесных пар No 1 установлен вертикально-фрезерный обрабатывающий центр. Станок выполняет фрезернорасточную обработку компонентов редукторов, таких как стаканы, крышки, кольца и зубчатые колеса.
***
Иван Закамсков, директор по производству ДМЗ
«Для нашего предприятия освоение производства моторно-редукторных блоков — это развитие новых компетенций, инвестиции, дополнительные рабочие места. Налаживание процесса изготовления новой продукции потребовало слаженной работы всех подразделений завода. Одной из важнейших задач стала организация некоторых производственных участков, можно сказать, с нуля. Затем мы сконцентрировали усилия на оптимизации технологического процесса, устранении потерь, улучшении качества продукции. Проведенные мероприятия дали ожидаемый результат — мы вышли на необходимую производственную мощность».
***
На той же площадке размещен горизонтально-расточной обрабатывающий центр, предназначенный для обработки полукорпусов и корпусов редуктора в сборе, а также токарный обрабатывающий центр, на котором производят операции точения, растачивания, сверления и фрезерования отверстий и пазов с помощью приводного инструмента. Новый зубошлифовальный станок установлен в цехе изготовления колесных пар и тележек No 14. Он обрабатывает детали зубчатых передач редукторов, а именно зубчатое колесо, вал-шестерню и шестерню.
Последняя из 11 единиц оборудования, приобретенных ДМЗ при поддержке государства в рамках освоения производства редукторов, — вертикальнотокарный обрабатывающий центр. Он установлен в цехе изготовления и ремонта колесных пар No 1.
В марте 2025 года на станке были проведены пусконаладочные работы, отработана технология и изготовлена первая партия деталей представителей — пять полых валов. После прохождения всех необходимых процедур оборудование введено в эксплуатацию.
Обрабатывающий центр предназначен для изготовления полого вала моторно-редукторного блока и рассчитан на выпуск до 600 изделий в год. Использование нового оборудования позволяет предприятию выпускать полые валы самостоятельно и не зависеть от поставок этих комплектующих.
Высокими темпами
Процесс выпуска редукторов и моторно-редукторных блоков для «Иволги» распределен по нескольким производственным участкам, на которых установлено механообрабатывающее оборудование, закупленное при софинансировании ФРП. В цехе No 1 на новых станках производят корпуса и другие элементы редуктора. Детали зубчатых передач — зубчатые колеса, шестерни и валы-шестерни — проходят длительный цикл изготовления. Зубофрезерные операции производятся в цехе No 14, затем изделия проходят цементацию и закалку на новом термическом участке. На зубошлифовку зубчатые колеса, шестерни и валы шестерни вновь отправляются в цех No 14, здесь же проводятся приемо-сдаточные испытания деталей зубчатой передачи. Полный цикл обработки изделий составляет 12 дней.
Еще два дня занимает формирование самого моторно-редукторного блока. Сборка моторно-редукторных блоков происходит на вновь организованном участке в цехе No 1. Площадка полностью модернизирована — начиная с ремонта помещения и установки оборудования и заканчивая организацией рабочих мест.
Практически все комплектующие редуктора — отечественного производства. Детали, подлежащие обязательной сертификации, прошли необходимые процедуры. Первая партия изделий была изготовлена и направлена в адрес заказчика — Тверского вагоностроительного завода — в мае 2024 года. В ноябре ДМЗ вышел на заявленную в программе ФРП производственную мощность: 50 редукторов в месяц и 600 в год. Всего за прошлый год предприятие изготовило 243 единицы моторно-редукторных блоков.
Чтобы поддерживать такой высокий темп, редукторное производство ДМЗ находится в процессе непрерывного совершенствования. Например, заводские программисты-технологи оптимизировали цикл обработки деталей редуктора на станках с программным управлением, что позволило сократить время изготовления деталей. На участке сборки моторно-редукторных блоков рабочие места и производственный процесс изначально были организованы в соответствии со стандартами Операционной системы ТМХ. Так, была проведена стандартизация работ по сборке, определены и обозначены зоны входящей и исходящей продукции, разработаны стандарты рабочих мест. Проведенные мероприятия способствовали достижению необходимого уровня качества продукции.
Развиваются и навыки работников. В настоящее время на сборке моторно-редукторных блоков трудятся 22 человека — это недавно ставшие частью коллектива завода молодые сотрудники.
В процессе изготовления моторно-редукторный блок неоднократно проходит проверку специалистами отдела технического контроля. Проверяются качество готового корпуса, размеры осевых зазоров между элементами и другие показатели. Результаты заносятся в отдельный документ по каждому моторно-редукторному блоку.
После соединения редуктора с электродвигателем, который поставляет «ТМХ — Электротех», готовый моторно-редукторный блок проходит проверку на специальном стенде. В процессе датчики в девяти режимах обкатки фиксируют параметры шума, нагрева и вибрации. Если все данные в норме, продукцию готовят к передаче заказчику. В ином случае выясняют и устраняют причины отклонений, после чего моторно-редукторный блок вновь отправляется на стенд.
Культура производства
Обязательным критерием реализации проектов Фонда развития промышленности на предприятиях холдинга является формирование новой культуры производства, в рамках которой улучшаются условия труда и социально-бытовые условия. Софинансирование проекта по освоению выпуска редукторов на ДМЗ подразумевало не только оснащение подразделений новым оборудованием, но и создание достойных условий труда сотрудников.
Ремонтно-восстановительные работы затронули не только производственные, но и бытовые помещения всех задействованных площадок. В цехах, где планировалось установить закупленное оборудование, предварительно обеспыливали поверхности, окрашивали стены и потолки, обновляли напольное покрытие. Также обновлены раздевалки, душевые, санузлы, помещения для приема пищи. Ремонт проведен по единым стандартам качества работ и оснащения помещений.
Всего в процессе организации редукторного производства Демиховский машиностроительный завод модернизировал более 9 тысяч м² производственных участков и мест общего пользования. В ходе инспекции реализации проектов с участием ФРП руководители «Трансмашхолдинга» высоко оценили созданные в модернизированных подразделениях завода комфортные рабочие места и отметили хорошее качество бытовых условий.
В центре компетенций
Освоение на ДМЗ выпуска моторно-редукторных блоков снизило риски, связанные с поставками этих ключевых компонентов из заграницы, и способствовало укреплению технологического суверенитета страны. Ключевую роль в реализации проекта сыграла поддержка государства и профильных ведомств — Фонда развития промышленности и Министерства промышленности и торговли России.
ДМЗ вышел на заявленные мощности и наладил устойчивый производственный процесс. Организация специализированного производства станет платформой для освоения выпуска других видов редукторов — например, локомотивных. Это позволит «Трансмашхолдингу» поддерживать технологическую независимость при производстве серийной железнодорожной техники и разработке новых типов подвижного состава.
Подготовлено на основе статьи «Редукторы взяли темп» из журнала «Вектор ТМХ» № 2 (61) 2025