Найти в Дзене
ROLLINGSTOCK Agency

Редукторы для электропоездов: как их ставили в производство на ДМЗ

Оглавление
Производство моторно-редукторных блоков на ДМЗ. Источник: Вектор ТМХ
Производство моторно-редукторных блоков на ДМЗ. Источник: Вектор ТМХ

Россия: В ноябре 2024 года Демиховский машиностроительный завод (ДМЗ, входит в «Трансмашхолдинг») вышел на запланированный объем производства отечественных редукторов для электропоездов ЭГЭ2Тв «Иволга 4.0», созданных в  сотрудничестве с Дептрансом Москвы и выпускаемых Тверским вагоностроительным заводом. Освоение нового для ДМЗ вида продукции стало возможно благодаря софинансированию Фонда развития промышленности.

Почему ДМЗ?

Редуктор — важный элемент тягового привода, предназначенный для передачи момента вращения от электродвигателя на ось колесной пары. Жизненный цикл редуктора составляет 40 лет. Этот сложный механизм производят всего несколько предприятий в России, при этом Деми­ховский машиностроительный завод стал первым в стране, где освоен серийный выпуск редукторов для электропоездов «Иволга».

«Трансмашхолдинг» выбрал на эту роль ДМЗ, поскольку предприятие обладает отличными компетенциями в области механической обработки. С 2012 года завод серийно произ­водит редукторы для трех видов колесных пар вагонов метро собственного изготовле­ния, а с 2021 года — для двух видов колесных пар рельсовых автобусов.

Запуск собственного производства редук­торов — один из пяти проектов программы «Развитие пассажирского транспорта ДМЗ и освоение производства редукторов для МВПС», реализуемой при софинансиро­вании Фонда развития промышленно­сти. Общий бюджет программы составил 1,8 млрд рублей, из которых 1,45 млрд рублей в виде льготного займа предоставил ФРП. В рамках бюджета 1,01 млрд рублей составили инвестиции в модернизацию производственных участков, задействован­ных в выпуске редукторов, из них 0,96 млрд рублей — средства, выделенные ФРП.

В программу вошли проекты по созданию электропоездов с применением отечествен­ного комплекта электрооборудования, раз­витию ремонтного направления, освоению ремонта колесных пар для электропоездов серии «Иволга». В результате ДМЗ начал серийно выпускать электропоезда новой модели ЭП2ДМ с отечественным электро­оборудованием, увеличил мощности по капитальному ремонту вагонов электро­поездов, модернизировал производствен­ные участки и создал дополнительные рабочие места.

***

-2

Владимир Чекалин, генеральный директор ДМЗ

«Инвестиции «Трансмашхолдинга» и финансирование Фонда развития промышленности позволили нам реализовать стратегически важный для железнодорожного машиностроения проект — освоить выпуск полностью отечественных редукторов для «Иволги». Это дало серьезный импульс развитию нашего предприятия. Мы не только закупили станки, но и модернизировали цеха, создали комфортные условия труда, внедрили новый стандарт культуры производства. Мы оптимизировали технологический процесс и продумали, как рационально использовать имеющиеся производственные площади без дополнительного капитального строительства. Приобретенное оборудование мы вписали в действующий производственный процесс, что позволило нам с минимальными затратами и в кратчайшие сроки начать выпуск моторно-редукторных блоков. На сегодняшний день все показатели, которые были установлены по проекту, успешно выполняются. Это доказывает, что у нас есть все необходимое, чтобы стать центром компетенций по редукторному производству в холдинге. Мы реализуем и другие проекты по внутрихолдинговой кооперации: производим колесные пары для вагонов метро «Метровагонмаша», освоили полное освидетельствование колесных пар «Иволги», начали сборку первых составов «Иволги 4.0», прорабатываем и другие направления сотрудничества с предприятиями холдинга».

***

Самым важным этапом в развитии внутри­ холдинговой кооперации стало освоение выпуска редукторов и моторно-­редукторных блоков. Надо отметить, что ДМЗ не только поставляет моторно-редукторные блоки в адрес Тверского вагоно­строительного завода, но и использует при их изготовлении электродвигатели «ТМХ — Электротеха».

Поэтапная модернизация

Проектирование и подготовка производ­ства к запуску новой продукции заняли 18 месяцев. При поддержке ФРП и помощи холдинга завод приобрел 11 единиц оборудования, в том числе комплекс термической обработки отечественного производства. Комплекс был необходим для наращивания мощностей термообрабатывающего передела и обеспечения высококачественной обработки деталей редуктора.

На вновь организованном участке терми­ческой обработки, запущенном в эксплуатацию в феврале 2024 года, расположены восемь электрических камерных печей, три электрические печи шахтного типа, три масляные и водяные закалочные ванны. Оборудование отечественное — произве­дено в Московской области.

На новом участке можно выполнить все необходимые по техпроцессу изготовления деталей редуктора операции: отжиг, нор­мализацию, отпуск, цементацию и закалку. Продолжительность термообработки составляет от нескольких часов до несколь­ких суток, в зависимости от типа обработки и свойств изделия. Обслуживают комплекс высококвалифицированные термисты.

С помощью льготного займа ФРП и инвестпрограммы холдинга ДМЗ модер­низировал механообрабатывающий пере­дел, закупив и запустив в эксплуатацию токарные, фрезерные, шлифовальные обрабатывающие центры. К примеру, в цехе изготовления и ремонта колес­ных пар No 1 установлен вертикально­-фрезерный обрабатывающий центр. Станок выполняет фрезерно­расточную обработку компонентов редукторов, таких как стаканы, крышки, кольца и зубчатые колеса.

***

-3

Иван Закамсков, директор по производству ДМЗ

«Для нашего предприятия освоение производства моторно-редукторных блоков — это развитие новых компетенций, инвестиции, дополнительные рабочие места. Налаживание процесса изготовления новой продукции потребовало слаженной работы всех подразделений завода. Одной из важнейших задач стала организация некоторых производственных участков, можно сказать, с нуля. Затем мы сконцентрировали усилия на оптимизации технологического процесса, устранении потерь, улучшении качества продукции. Проведенные мероприятия дали ожидаемый результат — мы вышли на необходимую производственную мощность».

***

На той же площадке размещен горизонтально-­расточной обрабатываю­щий центр, предназначенный для обра­ботки полукорпусов и корпусов редуктора в сборе, а также токарный обрабатываю­щий центр, на котором производят опе­рации точения, растачивания, сверления и фрезерования отверстий и пазов с помо­щью приводного инструмента. Новый зубошлифовальный станок установлен в цехе изготовления колесных пар и теле­жек No 14. Он обрабатывает детали зубча­тых передач редукторов, а именно зубча­тое колесо, вал-­шестерню и шестерню.

Последняя из 11 единиц оборудования, приобретенных ДМЗ при поддержке госу­дарства в рамках освоения производства редукторов, — вертикально­токарный обра­батывающий центр. Он установлен в цехе изготовления и ремонта колесных пар No 1.

В марте 2025 года на станке были проведены пусконаладочные работы, отработана техно­логия и изготовлена первая партия деталей­ представителей — пять полых валов. После прохождения всех необходимых процедур оборудование введено в эксплуатацию.

Обрабатывающий центр предназна­чен для изготовления полого вала моторно-редукторного блока и рассчитан на выпуск до 600 изделий в год. Использование нового оборудова­ния позволяет предприятию выпускать полые валы самостоятельно и не зависеть от поставок этих комплектующих.

Высокими темпами

Процесс выпуска редукторов и моторно­-редукторных блоков для «Иволги» рас­пределен по нескольким производствен­ным участкам, на которых установлено механообрабатывающее оборудование, закупленное при софинансировании ФРП. В цехе No 1 на новых станках производят корпуса и другие элементы редуктора. Детали зубчатых передач — зубчатые колеса, шестерни и валы-­шестерни — про­ходят длительный цикл изготовления. Зубофрезерные операции производятся в цехе No 14, затем изделия проходят цементацию и закалку на новом тер­мическом участке. На зубошлифовку зубчатые колеса, шестерни и валы­ шестерни вновь отправляются в цех No 14, здесь же проводятся приемо­-сдаточные испытания деталей зубчатой передачи. Полный цикл обработки изделий состав­ляет 12 дней.

 Новый тер­мический участок на ДМЗ. Источник: Вектор ТМХ
Новый тер­мический участок на ДМЗ. Источник: Вектор ТМХ

Еще два дня занимает формирование самого моторно­-редукторного блока. Сборка моторно-редукторных блоков происходит на вновь органи­зованном участке в цехе No 1. Площадка полностью модернизирована — начиная с ремонта помещения и установки обору­дования и заканчивая организацией рабо­чих мест.

Практически все комплектующие редуктора — отечественного производ­ства. Детали, подлежащие обязательной сертификации, прошли необходимые процедуры. Первая партия изделий была изготовлена и направлена в адрес заказ­чика — Тверского вагоностроительного завода — в мае 2024 года. В ноябре ДМЗ вышел на заявленную в программе ФРП производственную мощность: 50 редукто­ров в месяц и 600 в год. Всего за прошлый год предприятие изготовило 243 единицы моторно-редукторных блоков.

Чтобы поддерживать такой высокий темп, редукторное производство ДМЗ находится в процессе непрерывного совершенствования. Например, заводские программисты­-технологи оптимизировали цикл обработки деталей редуктора на станках с программным управлением, что позволило сократить время изготовления деталей. На участке сборки моторно-редукторных блоков рабочие места и производственный процесс изна­чально были организованы в соответствии со стандартами Операционной системы ТМХ. Так, была проведена стандартизация работ по сборке, определены и обозначены зоны входящей и исходящей продукции, разработаны стандарты рабочих мест. Проведенные мероприятия способство­вали достижению необходимого уровня качества продукции.

Развиваются и навыки работников. В настоящее время на сборке моторно-редукторных блоков тру­дятся 22 человека — это недавно став­шие частью коллектива завода молодые сотрудники.

В процессе изготовления моторно­-редукторный блок неоднократно проходит проверку специалистами отдела техни­ческого контроля. Проверяются качество готового корпуса, размеры осевых зазоров между элементами и другие показатели. Результаты заносятся в отдельный доку­мент по каждому моторно-редукторному блоку.

После соединения редуктора с электро­двигателем, который поставляет «ТМХ — Электротех», готовый моторно-редукторный блок про­ходит проверку на специальном стенде. В процессе датчики в девяти режимах обкатки фиксируют параметры шума, нагрева и вибрации. Если все данные в норме, продукцию готовят к передаче заказчику. В ином случае выясняют и устраняют причины отклонений, после чего моторно­-редукторный блок вновь отправляется на стенд.

Культура производства

Обязательным критерием реализации проектов Фонда развития промышленно­сти на предприятиях холдинга является формирование новой культуры производ­ства, в рамках которой улучшаются усло­вия труда и социально-­бытовые условия. Софинансирование проекта по освоению выпуска редукторов на ДМЗ подразуме­вало не только оснащение подразделений новым оборудованием, но и создание достойных условий труда сотрудников.

Ремонтно-­восстановительные работы затронули не только производственные, но и бытовые помещения всех задей­ствованных площадок. В цехах, где пла­нировалось установить закупленное оборудование, предварительно обеспы­ливали поверхности, окрашивали стены и потолки, обновляли напольное покрытие. Также обновлены раздевалки, душевые, санузлы, помещения для приема пищи. Ремонт проведен по единым стандартам качества работ и оснащения помещений.

Всего в процессе организации редук­торного производства Демиховский машиностроительный завод модернизи­ровал более 9 тысяч м² производственных участков и мест общего пользования. В ходе инспекции реализации проектов с участием ФРП руководители «Транс­машхолдинга» высоко оценили создан­ные в модернизированных подразделе­ниях завода комфортные рабочие места и отметили хорошее качество бытовых условий.

В центре компетенций

Освоение на ДМЗ выпуска моторно­-редукторных блоков снизило риски, свя­занные с поставками этих ключевых ком­понентов из заграницы, и способствовало укреплению технологического суверенитета страны. Ключевую роль в реализации проекта сыграла поддержка государства и профильных ведомств — Фонда развития промышленности и Министерства про­мышленности и торговли России.

ДМЗ вышел на заявленные мощности и наладил устойчивый производствен­ный процесс. Организация специализи­рованного производства станет платфор­мой для освоения выпуска других видов редукторов — например, локомотивных. Это позволит «Трансмашхолдингу» под­держивать технологическую незави­симость при производстве серийной железнодорожной техники и разработке новых типов подвижного состава.

Подготовлено на основе статьи «Редукторы взяли темп» из журнала «Вектор ТМХ» № 2 (61) 2025