Найти в Дзене
Generalissimus

Хорошие советские художественные фильмы о Великой Отечественной войне, которые редко показывают. Часть 1-я

Отличная и в высшей степени удачная экранизация одноименной повести Бориса Николаевича Полевого. Тот самый редкий случай, когда можно смело сказать, что в представленном фильме всё по делу, всё на своих местах, а главное – в кадре нет ничего лишнего, неуместного, ненастоящего и неискреннего. Добротный и полноценный сценарий, полностью осмысленные диалоги и поступки героев, профессиональная и убедительная игра актёров, хорошая операторская работа, высокое качество съёмок (как натурных, так и павильонных), учитывая год создания кинокартины. К главным плюсам экранного повествования следует, несомненно, отнести образно, ярко, полноценно и всесторонне раскрытые характеры героев – главных и второго плана, а также целиком и полностью понятный зрителю и горячо им поддержанный посыл создателей фильма. Просмотр представленной киноленты вызывает тем самые яркие эмоции и чувства, которых почти не пробуждает современное художественное кино о Великой Отечественной войне – повышенный интерес к происх
Оглавление

«Повесть о настоящем человеке»

Отличная и в высшей степени удачная экранизация одноименной повести Бориса Николаевича Полевого. Тот самый редкий случай, когда можно смело сказать, что в представленном фильме всё по делу, всё на своих местах, а главное – в кадре нет ничего лишнего, неуместного, ненастоящего и неискреннего.

Добротный и полноценный сценарий, полностью осмысленные диалоги и поступки героев, профессиональная и убедительная игра актёров, хорошая операторская работа, высокое качество съёмок (как натурных, так и павильонных), учитывая год создания кинокартины.

К главным плюсам экранного повествования следует, несомненно, отнести образно, ярко, полноценно и всесторонне раскрытые характеры героев – главных и второго плана, а также целиком и полностью понятный зрителю и горячо им поддержанный посыл создателей фильма.

Просмотр представленной киноленты вызывает тем самые яркие эмоции и чувства, которых почти не пробуждает современное художественное кино о Великой Отечественной войне – повышенный интерес к происходящему, сочувствие и сопереживание героям, искреннюю гордость за истинных патриотов нашей Родины и настоящих советских людей.

Вполне заслужено, что и фильм «Повесть о настоящем человеке», и его литературная первооснова были удостоены высоких правительственных наград. За создание своей самой известной повести Борис Полевой в 1947 году был награждён Сталинской премией второй степени. Двумя годами позже режиссёр фильма «Повесть о настоящем человеке» – Александр Столпер, оператор-постановщик – Марк Магидсон, а также исполнители главных ролей – Павел Кадочников и Василий Меркурьев также были награждены Сталинской премией второй степени.

Примечательно, что советской системе образования книга «Повесть о настоящем человеке» входила в обязательную школьную программу по литературе. Сегодня «Повесть о настоящем человеке» входит в список ста книг для школьников, рекомендованных Министерством образования и науки России учащимся средних школ для самостоятельного чтения.

Кадры из фильма «Повесть о настоящем человеке» (1948 год; производство – СССР. Режиссёр – Александр Борисович Столпер. Авторы сценария – Борис Николаевич Полевой и Мария Николаевна Смирнова)
Кадры из фильма «Повесть о настоящем человеке» (1948 год; производство – СССР. Режиссёр – Александр Борисович Столпер. Авторы сценария – Борис Николаевич Полевой и Мария Николаевна Смирнова)
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11

«Баллада о солдате»

Этот фильм можно смело назвать одной из лучших советских военных художественных драм, главным героем которой является совсем юный солдат, получивший в качестве награды, за совершенный им подвиг, краткосрочный шестидневный отпуск, чтобы съездить домой и повидать маму.

Шесть дней, уместившиеся в 88 минут киноэкранного времени, стали не просто балладой, а настоящим гимном сотням тысяч советских солдат, не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны. Собирательный образ рядового Алексея Скворцова, талантливо, достоверно, душевно и вместе с тем очень просто и скромно воплощенного замечательным актёром Владимиром Сергеевичем Ивашовым для многих советских поколений телезрителей стал образом мужественности, подлинного героизма, готовности к самопожертвованию, а также человечности, душевности, отзывчивости, справедливости, искренней сердечной доброты, безграничной веры в победу над врагом и светлое мирное будущее.

В сценарии, созданным в соавторстве двумя фронтовиками, нет ничего лишнего, неуместного, пошлого, надуманного, фальшивого или недосказанного. Подвиг рядового солдата-связиста, подбившего два вражеских танка в неравном, почти безнадёжном и обречённом противостоянии, трогательная и удивительно светлая история о зарождении настоящих взаимных чувств Алёши Скворцова и его случайной попутчицы Шуры, не оставляющие равнодушными зрителей истории фронтовиков и тех, кто ждёт их или не дождался – эти и другие эпизоды стали золотой классикой советского военного кино.

Вполне логично, ожидаемо, обосновано и логично, что фильм «Баллада о солдате» в общей сложности за всё время своего существования получил 101 отечественную и международную престижную кинематографическую награду! В числе самых важных и наиболее значимых наград стоит отметить следующие: специальный приз Каннского кинофестиваля «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества», сразу два приза «Золотые ворота» кинофестиваля в Сан-Франциско за лучший фильм и за лучшую режиссуру, премия «Давид ди Донателло» за лучшую режиссуру, премия BAFTA за лучший фильм, премия «Бодил» за лучший европейский фильм, а также номинация на премию Оскар за лучший оригинальный сценарий.

Удивительно, но директор фильма «Баллада о солдате» и ряд высокопоставленных чиновников Госкино СССР несколько раз останавливали съёмочный процесс, открыто обвиняя Григория Чухрая в том, что он снимает кино, которое неуважительно относится к героическому образу бойцов Красной армии, а также в отдельных сценах порочит моральный облик советских людей.

От режиссёра требовали убрать эпизод, связанный с неверной женой солдата Сергея Павлова – сослуживца Алёши Скворцова, а также переснять сцены с участием Евгения Урбанского и рядового Гаврилкина – часового эшелона, в котором нелегально ехали Алексей и Шура. Григорий Наумович проявил твёрдость и не вырезал из итоговой версии фильма ни единого эпизода, за что получил выговор по партийной линии.

Первоначально фильм «Баллада о солдате» чинуши из Госкино сочли проходной картиной, присвоив ей одну из самых низких прокатных категорий. К счастью, киноленту увидел Алексей Аджубей – главный редактор газеты «Известия» и по совместительству зять Никиты Хрущёва. Аджубей посоветовал своему высокопоставленному тестю посмотреть фильм.

Первому секретарю ЦК КПСС «Баллада о солдате» понравилась, и он настоял на том, чтобы фильм представлял советский кинематограф на предстоящем Каннском фестивале. Все запреты и ограничения с картины были сняты. В первый год проката фильм посмотрели 30 млн. советских телезрителей, а в 1961 году Валентин Ежов и Григорий Чухрай заслужено получили Ленскую премию за сценарий к фильму «Баллада о солдате».

Если история с заступничеством Никиты Сергеевича за выдающуюся картину Григория Чухрая правда, то это, безусловно, самый лучший и благородный поступок, который Хрущёв совершил, находясь в должности главы советского государства. Остаётся сожалеть, что пройдя столь трудный и тернистый путь от своего создания до широких киноэкранов, фильм «Баллада о солдате» в наши дни демонстрируется на федеральных и коммерческих каналах крайне редко или в самое неудобное для заинтересованной зрительской аудитории эфирное время.

Кадры из фильма «Баллада о солдате» (1959 год; производство – СССР. Режиссёр – Григорий Наумович Чухрай. Авторы сценария – Валентин Иванович Ежов и Григорий Наумович Чухрай)
Кадры из фильма «Баллада о солдате» (1959 год; производство – СССР. Режиссёр – Григорий Наумович Чухрай. Авторы сценария – Валентин Иванович Ежов и Григорий Наумович Чухрай)
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21

«У твоего порога»

Ещё один замечательный советский военный художественный фильм, тремя главными составляющими итогового успеха которого стали добротный и основательно проработанный сценарий (созданный фронтовиком, защищавшим Москву осенью 1941 года), профессиональная работа режиссёра (фронтовика-офицера, прошедшего войну от стен Москвы до Германии) и предельно правдиво экранизированные подлинные события, ставшие основой сюжета картины.

Фильм рассказывает об одном из драматических эпизодов обороны Москвы в октябре 1941 года. В район города Лобня – на наиболее танкоопасное направление в спешном порядке перебрасывается зенитная батарея противовоздушной обороны. Одному из зенитных расчётов приказано занять позицию на развилке дорог одной из деревень.

Командиру расчёта для наибольшей степени эффективности огня и маскировки приходится установить зенитное орудие на участке дома, в котором проживает женщина с тремя малолетними детьми. И старший сержант Михаил Прохоренко, и хозяйка дома, отлично понимают, что когда появятся немецкие танки, и начнётся бой, то от избы, участка и хозяйственных построек вряд ли что-то уцелеет. Однако для того чтобы задержать хотя бы на несколько часов продвижение фашисткой бронетехники, иного выхода нет…

Несомненными достоинствами представленной киноленты является максимально реалистичное воссоздание атмосферы показываемых событий, достоверно поставленные сцены боёв, добротная и профессиональная игра актёров, яркий и многогранный эмоциональный фон, который своей безупречной работой передают операторы, звукорежиссеры и пиротехники.

Также стоит отметить, что «У твоего порога» стал последним советским художественным фильмом, в съёмках которого принимала участие настоящая трофейная немецкая бронетехника периода Великой Отечественной войны – бронетранспортер Sd.Kfz. 250, лёгкий танк чешского производства Pz.Kpfw. 38(t) и средний танк Pz.Kpfw. IV с длинноствольной пушкой.

Кадры из фильма «У твоего порога» (1962 год; производство – СССР. Режиссёр – Василий Сергеевич Ордынский. Автор сценария – Семён Григорьевич Нагорный)
Кадры из фильма «У твоего порога» (1962 год; производство – СССР. Режиссёр – Василий Сергеевич Ордынский. Автор сценария – Семён Григорьевич Нагорный)
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29

«Отец солдата»

Одна из лучших художественных военных драм, снятых на киностудии «Грузия-фильм». В основу сюжета легла подлинная фронтовая история, непосредственным очевидцем которой был сценарист картины – Сулико Жгенти, ушедший добровольцем на фронт, попав в морскую пехоту.

В 1942 году он воевал под Новороссийском, где его однополчанином был Георгий Махарашвили. В силу своего преклонного возраста он не подлежал мобилизации, но, узнав о ранении сына, добился не только зачисления в строевую часть, но и отправки на передовую. По воспоминаниям Сулико Ильича «старик» обладал богатырским здоровьем, почти феноменальной выносливостью и недюжинной силой.

Для многих молоденьких солдат он стал не только добрым наставником и помощником, но почти настоящим отцом. Во время длительных переходов и маршей Георгий Махарашвили помогал уставшим юным бойцам нести их оружие и вещмешки, а порой мог без устали несколько километров подряд нести пулемёт на плечах. В бою он не только прикрывал огнём молодых и необстрелянных солдат, но и часто накрывал их своим телом во время бомбёжек и артобстрелов.

В честь грядущего празднования 20-летия Великой Победы восхищенный мужеством, добротой, подлинным самопожертвованием, отвагой, человечностью, душевностью и стойкостью своего возрастного сослуживца Сулико Жгенти сделал его главным героем киносценарий, сохранив настоящее имя для его прототипа.

Превосходный сценарий, замечательная игра актёров – душевная, ярко эмоционально окрашенная, без ложного пафоса и неискренней статичности, безупречная операторская работа, добротные для своего времени батальные сцены и натурные съёмки.

И даже появление в кадре средних советских танков Т-44 и тяжёлых ИС-3, о которых много говорилось в различных отзывах и критических разборах фильма, ничуть не снижают итоговой общей оценки – «отлично», а наоборот, придают картине дополнительный позитивный оттенок.

«Отец солдата» – это не только золотая классика советского кинематографа и военная драма на все времена. Это фильм, который никогда не утратит своей актуальности, особенно сейчас, когда в бывших советских союзных республиках, в том числе в Грузии, на фоне всевозрастающей, оголтелой и тотальной русофобии современные вандалы, обличенные властью и поддержкой бесчинствующих толп националистов, не имеющих ни малейшего представления о подлинной истории Великой Отечественной и Второй Мировой войн, уничтожают памятники, обелиски, могилы, мемориалы, посвященные героям и участникам ВОВ, а также старательно предают забвению всё, что связано с историей Великой Войны и народной памятью о ней.

Кадры из фильма «Отец солдата» (1964 год; производство – СССР. Режиссёр – Резо Давидович Чхеидзе. Автор сценария – Сулико Ильич Жгенти)
Кадры из фильма «Отец солдата» (1964 год; производство – СССР. Режиссёр – Резо Давидович Чхеидзе. Автор сценария – Сулико Ильич Жгенти)
-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38

«Жаворонок»

Сюжетом для этого фильма послужила статья, опубликованная в сентябре 1963 года в газете «Правда». В этой заметке со ссылкой на воспоминания военнослужащих 39-й гвардейской мотострелковой дивизии, входившей в состав Группы советских войск в Германии, и на рассказы местных жителей одного из провинциальных городков ГДР коротко излагалась история о том, как советские военнопленные и бойцы французского Сопротивления совершили дерзкий побег из специального концлагеря.

Они не просто организованно сбежали, а угнали советский танк Т-34, который немецкое командование использовало в качестве мишени для испытания новых типов артиллерийского вооружения. В угнанной «тридцатьчетвёрке» снарядов не было, но, тем не менее, своими дерзкими вылазками и внезапными появлениями на дорогах и в близлежащих населённых пунктах сбежавшие узники наделали большой переполох. Чтобы нейтрализовать Т-34 и его отважный экипаж германскому командованию пришлось задействовать регулярные артиллерийские и танковые подразделения.

До сих среди тех, кто интересуется данной темой идут споры о том, насколько реальными были события, изложенные в статье? Документальных свидетельств данной истории в немецких архивах до сих обнаружить не удалось. Впрочем, это и не важно. В любом случае фильм получился замечательным.

Динамичный и захватывающий сюжет, хорошая игра актёров, множество запоминающихся и очень сильных в эмоциональном плане эпизодов, особенно концовка, самостоятельно передвигающийся Т-34 образца 1942 года – эти и многие другие несомненные плюсы, несомненно, делают фильм «Жаворонок» одной из лучших художественных кинокартин, посвященных теме танкистов Великой Отечественной войны.

Очень обидно и досадно, что представленный фильм показывают по телевидению чрезвычайно редко. Ещё более прискорбно, что в канун и в день празднования 80-летия Великой Победы военную драму «Жаворонок» не показали ни на одном из центральных федеральных каналов, зато нашумевший блокбастер «Т-34» транслировали неоднократно.

Кадры из фильма «Жаворонок» (1964 год; производство – СССР. Режиссёры – Никита Фёдорович Курихин и Леонид Исаакович Менакер. Авторы сценария – Михаил Александрович Дудин и Сергей Сергеевич Орлов)
Кадры из фильма «Жаворонок» (1964 год; производство – СССР. Режиссёры – Никита Фёдорович Курихин и Леонид Исаакович Менакер. Авторы сценария – Михаил Александрович Дудин и Сергей Сергеевич Орлов)
-40
-41
-42
-43
-44
-45
-46
-47

Прочесть полностью публикацию «Хорошие советские художественные фильмы о Великой Отечественной войне, которые редко показывают» можно, перейдя по этим ссылкам:

Часть 1-я

Часть 2-я

Часть 3-я

Все присутствующие в статье упоминания и изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)