Окончание. С предыдущей частью публикации можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
«Торпедоносцы»
Экранизация неоконченной повести Юрия Павловича Германа «Здравствуйте, Мария Николаевна». Сын писателя – Алексей Герман (старший) и его супруга Светлана Кармалита завершили повесть, создав на её основе киносценарий фильма «Торпедоносцы». Данная картина, по праву, считается одной из лучших советских военных художественных драм.
Многие зрители и кинокритики и по сей день считают, что «Торпедоносцы» – один из лучших отечественных фильмов, посвященных лётчикам Великой Войны, а также лучшим фильмом, повествующим о малоизвестных страницах героической обороны Заполярья и боевой деятельности Краснознамённого Северного флота.
Хронометраж кинокартины составляет всего 96 минут. Однако за эти полтора часа режиссер и сценаристы смогли показать все самые важные аспекты гарнизонной службы, военных будней и выполнения боевых заданий советскими лётчиками морской авиации в тяжелейших и суровых условиях Советского Заполярья.
Зрителю предстаёт целая галерея самых разных человеческих судеб – военнослужащих и гражданских лиц. Военные техники, авиамеханики, специалисты наземной службы, боевые лётчики – младшие и старшие офицеры, командир гвардейского минно-торпедного авиационного полка, генерал, лично руководящий с командного пункта важными заданиями…
Трёх-четырёх сцен или даже небольших эпизодов создателям фильма оказалось достаточно, чтобы предельно чётко раскрыть суть характеров главных и второстепенных героев. Ни один из представленных образов не остался не раскрытым, ни одна из сюжетных линий не оказалась лишней или сыгранной недостоверно, фальшиво или в полсилы.
Замечательная игра актёров, безупречный сценарий, безукоризненно прописанные диалоги, наполненные простыми и всем понятными истинами, которые приобретают особый смысл на фоне трагических реалий военной повседневности и постоянной потери близких людей. Суровые североморские пейзажи, максимально правдоподобная историческая реконструкция – обмундирования и гражданской одежды, авиационной техники, вооружения, особенностей гарнизонного быта и несения боевой службы. Это далеко не полный перечень главных достоинств и несомненных огромнейших плюсов данного фильма.
Конечно же, наиболее сильные и по-настоящему незабываемые эмоции вызывают эпизоды, в которых показаны сцены боевого применения торпедоносцев. Вовремя взлететь в неимоверно сложных метеоусловиях условиях Заполярья, не отстать от своего звена или авиагруппы, выйти на цель – это уже, без преувеличения, огромная боевая заслуга всего экипажа.
Каждая атака, сопряженная с постоянно возрастающей опасностью быть сбитым или загореться, в условиях жесточайшего и яростного противодействия вражеской корабельной зенитной артиллерии – это настоящий подвиг, каждого из членов экипажа торпедоносца.
Высшая степень подлинного мужества, отваги, готовности к самопожертвованию – продолжать атаку и выполнение боевого приказа, когда моторы твоего самолёта горят, когда огонь пылает в кабине, обугливая до костей руки, сжимающие штурвал… Эту высшую степень мужества и героизма советские боевые лётчики демонстрировали повсеместно и многократно, приближая долгожданный час Великой Победы.
Все эти и другие не менее важные моменты показаны в фильме «Торпедоносцы» с максимальной достоверностью и без лишнего пафоса. Однозначно, «Торпедоносцы» – военная драма на все времена и для всех поколений нашей страны.
«Шёл четвёртый год войны»
Экранизация повести Александра Беляева «Тайна глухого леса». В основе сюжета фильма лежит выдуманная автором вышеупомянутой повести история о том, как группе советских разведчиков, действующих под видом сотрудников фельдполиции (тайной полевой полиции), необходимо за трое суток установить истинное предназначение немецкой секретной и хорошо охраняемой спецзоны, расположенной в Глухом лесу.
Пересказывать содержание фильма нет смысла. Те, кто видел его, наверняка, запомнили неожиданные повороты сюжета и драматичный финал картины. Те, кто ещё ни разу не смотрел эту киноленту, обязательно посмотрите. Фильм, несмотря на отдельные недостатки и сценарные недоработки, получился интересным, динамичным и не оставляющим равнодушным к событиям, происходящим на экране.
Главными плюсами и положительными моментами фильма является участие в нём целой плеяды известных, популярных и замечательных советских актёров, хорошо исполнивших и главные, и второстепенные роли. Несмотря на отдельные нелогичные и абсолютно неправильные с точки зрения суровых реалий военного времени поступки разведчиков, а также на некоторые слабые моменты сценария, фильм не воспринимается, как приключения, оторванные от действительности. Немцы и их пособники показаны не наивными простачками и карикатурными истеричными субъектами, а достойными и опасными противниками.
Ряд рецензентов посчитали, что сюжет фильма «Шёл четвёртый год войны» во многом перекликается с основой повести Эммануила Казакевича «Звезда», которая была дважды экранизирована – в 1949 и 2002 годах. Некоторым критикам не понравилась игра Людмилы Савельевой и созданный ею образ капитана Надежды Мороз. Кто-то из зрителей посчитал, что слишком мало экранного времени режиссеры «выделили» Николаю Ерёменко-младшему и Николаю Олялину.
Даже с учётом этих и других критических замечаний, а также принимая во внимание, что сюжет повести и основанного на ней сценария являются результатом авторского вымысла, фильм всё равно заслуживает высоких итоговых оценок и пристального внимания зрителей.
«Дважды рождённый»
Ещё одна замечательная и незаслуженно забытая военная драма с оригинальным сюжетом, живописными и одновременно леденящими душу натурными съёмками сурового русского европейского севера, замечательной актёрской игрой и драматическим динамично развивающимся противостоянием характеров двух врагов, случайно сошедшихся на ледяных просторах Белого моря – красноармейца-новобранца Андрея Булыгина и истребителя-аса люфтваффе гауптмана Хорста фон Бетгера.
Продолжительность фильма составляет менее полутора часов, но за это время зритель успевает увидеть достаточно много самых разных аспектов войны в Заполярье. Основу сюжета составляют две темы: борьба за выживание человека в самых экстремальных условиях – в безжалостной, продуваемой всеми ветрами, безлюдной и бескрайней ледяной пустыне, а также противоборство советского солдата и опытнейшего лётчика-нациста.
Это даже не схватка, не дуэль и не противостояние – абсолютно неравное и практически обреченное на скорую гибель юного красноармейца. Это безжалостная, циничная, беспринципная и целенаправленная охота типичного представителя «высшей арийской расы» на 18-летнего призывника-новобранца, которого фашистская расистская идеология отнесла к категории «унтерменша» («недочеловека»).
Идя на поводу у своего завышенного тщеславия и болезненного самолюбия, задетой профессиональной гордости, а также просто из ненависти к врагу и «чисто спортивного интереса» гауптман фон Бетгер в течение нескольких дней на своём истребителе охотится на Андрея Булыгина.
Этот боец, недавно призванный в Красную армию, и ещё ни разу не бывавший в бою, оказался единственным выжившим членом экипажа госпитального судна, которое фон Бетгер со своими учениками – новичками из его эскадрильи потопили при помощи бомб, не обращая внимания на специальные опознавательные знаки – международную медицинскую символику и санитарную маркировку судна.
Казалось бы, что может быть проще, чем на истребителе настигнуть и изрешетить очередями пулемётов пешком идущего по льду, покрытому снегом и таящему в себе полыньи, уставшего и изможденного солдата – голодного, насквозь промёрзшего, одетого в приметную на белом фоне шинель!?..
Однако, как известно, настоящий русский (советский, российский) солдат не сдаётся даже в самых безвыходных и безнадёжных ситуациях, а законы кармы и бумеранга – непременно воздаяния за всё содеянное зло, касаются и самых опытных асов, ведущих охоту на почти безоружную и, на первый взгляд, беззащитную и легко доступную жертву.
«Отряд»
Один из лучших советских фильмов, повествующих о первых часах, днях и неделях Великой Отечественной войны. Отряд, состоящий из шести красноармейцев и сержанта, отправленный на заготовку дров в первый же день войны – 22 июня 1941 года оказался вдали от своей части, без оружия, средств связи, продовольствия и прочего снаряжения.
Ситуация усугубляется тем, что бойцы Красной армии, хоть и находятся на территории «братской советской Литвы», но подавляющее большинство местных жителей настроена к ним враждебно. Теперь окольными путями через Литву, Белоруссию и Псковскую область отряду придётся тайком пробираться и с боями прорываться к постоянно откатывающейся на восток линии советско-германского фронта.
Всего два абзаца потребовалось для краткого пересказа сюжета фильма, но самом деле картина затрагивает очень много важных, спорных и откровенно болезненных до сих пор тем, аспектов и дискуссий, связанных с трагическим и ошеломляющим для советской стороны началом Великой Отечественной войны.
Конечно, главный вопрос, на который через разговоры и рассуждения главных героев пытаются ответить создатели фильма, почему РККА оказалась откровенно неготовой к большой войне с давно известным и основным потенциальным противником. Почему самую сильную, самую большую и самую лучшую в мире армию постигла целая серия оглушительных неудач, тяжёлых поражений и катастрофических окружений.
В фильме также затрагиваются темы о сложных внутриполитических и межнациональных взаимоотношениях между советским правительством, обществом и военнослужащими Красной армии с населением недавно присоединенных прибалтийских территориях, а также о восприятии войны мирными жителями разных областей и республик, о долге солдата перед Родиной, своими боевыми товарищами и собственной совестью.
«Иди и смотри»
Один из самых правдивых и откровенных фильмов о Великой Отечественной войне, о суровых реалиях и труднейших условиях, в которых находились советские партизаны, о многоликих ужасах и нечеловеческих страданиях, мучениях и лишениях, выпавших на долю гражданского населения, оказавшегося под оккупацией фашистской Германии.
Но прежде всего эта картина наглядный пример истинного обличия, подлинной сути, изуверской и антигуманистической квинтэссенции гитлеровского национал-социализма и фашистского режима. «Иди и смотри» – это лучшее мировое художественное кинематографическое отображение гитлеровской концепции «борьбы высшей арийской расы за жизненное пространство на Востоке», а также наглядный и показательный пример реализации отдельных положений и идей печально знаменитого плана «Ост».
Фильм смотреть неимоверно тяжело и в плане моральном, и душевном. Отдельные сцены и эпизоды вызывают закономерное состояние оторопи, оглушения, эмоционального ступора, а также желание закрыть глаза и взять паузу, чтобы прийти в себя.
Но эту картину должен от начала до конца хотя бы один раз увидеть каждый совершеннолетний гражданин нашей страны. Вдумчиво просмотреть, чтобы прочувствовать и осознать, что такое национал-социализм и почему с ним необходимо было беспощадно бороться нашим дедам и прадедам.
Просмотр фильма «Иди и смотри» многим представителям молодого и совсем юного поколения поможет понять и осознать, что любые проявления нацизма нужно на корню истреблять и сегодня, когда обновленные и реанимированные проявления фашизма преподносится под красивой, блестящей и заманчиво шуршащей обёрткой «западных демократических свобод и новых прогрессивных либеральных ценностей».
Прочесть полностью публикацию «Хорошие советские художественные фильмы о Великой Отечественной войне, которые редко показывают» можно, перейдя по этим ссылкам:
Часть 1-я
Часть 2-я
Часть 3-я
Все присутствующие в статье упоминания и изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)