Найти в Дзене
Generalissimus

Хорошие советские художественные фильмы о Великой Отечественной войне, которые редко показывают. Часть 2-я

Продолжение. С предыдущей частью публикации можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке В основе сюжета этого фильма лежит история абсолютно нетипичная для советского кино, снятого в самом начале «периода застоя». Добровольно перешедший на сторону германский оккупационных властей бывший младший сержант Красной армии Александр Лазарев, раскаивается в содеянном и сдаётся партизанам, прося предоставить ему возможность искупить кровью своё малодушие и измену. Далеко не все партизаны верят в искренность Лазарева и его раскаяние, а потому командир отряда утраивает ему жестокий экзамен – те самые «проверки на дорогах». И хотя сдавшийся коллаборационист проявляет себя во время проверок безупречно, рискуя жизнью и истребляя немцев, ему всё равно нет настоящей веры и даже простого человеческого доверия. Как гласит старинная мудрость, предавшему даже всего один раз никогда не будут верить до конца, ибо предавший однажды, способен предать и во второй раз. Сценарий был создан на основе повести «Опе
Оглавление

Продолжение. С предыдущей частью публикации можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке

«Проверка на дорогах»

В основе сюжета этого фильма лежит история абсолютно нетипичная для советского кино, снятого в самом начале «периода застоя». Добровольно перешедший на сторону германский оккупационных властей бывший младший сержант Красной армии Александр Лазарев, раскаивается в содеянном и сдаётся партизанам, прося предоставить ему возможность искупить кровью своё малодушие и измену.

Далеко не все партизаны верят в искренность Лазарева и его раскаяние, а потому командир отряда утраивает ему жестокий экзамен – те самые «проверки на дорогах». И хотя сдавшийся коллаборационист проявляет себя во время проверок безупречно, рискуя жизнью и истребляя немцев, ему всё равно нет настоящей веры и даже простого человеческого доверия. Как гласит старинная мудрость, предавшему даже всего один раз никогда не будут верить до конца, ибо предавший однажды, способен предать и во второй раз.

Сценарий был создан на основе повести «Операция „С Новым годом!“», которую написал Юрий Павлович Герман – отец главного режиссёра картины. В самом начале съёмочного процесса фильм носил оригинальное название – «Операция „С Новым годом!“», которое потом заменили на более подходящее по смыслу и содержанию.

Для своего времени картина получалась настолько смелой, откровенной, почти шокирующей, переполненной прежде невиданной зрителем неприглядной «партизанской» и «солдатской» правдой, лишенной излишнего пафоса и неуместного киноэкранного героизма, что чиновники из Госкино СССР сразу же подвергли фильм жесточайшей и разгромной критике.

После долгих разбирательств на самых разных уровнях и инстанциях Главная сценарная редакционная коллегия в сентябре 1971 года вынесла свой окончательный вердикт: «В представленном фильме искажён образ героического времени, образ советского народа, поднявшегося на оккупированных территориях на смертельную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками… В образе командира партизанского отряда Локоткова нет тех черт, которые рассказали бы о нём как об опытном командире и партизанском руководителе».

В конечном итоге на прокат фильма «Проверка на дорогах» был наложен запрет. А. В. Романов – председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии разглядел в сюжете картины явные нападки на лучшие образцы советского кинематографического искусства, посвящённого теме Великой Отечественной войны.

Алексея Германа-старшего также обвиняли в попытке очернить светлый и героический образ сопротивления советского народа фашистским захватчикам, а также в создании заведомо ложного и насквозь фальшивого конфликта главных героев, лёгших в основу фильма. Наиболее непримиримые чинуши из Госкино СССР клеймили создателей фильма в откровенной «идеологической дезориентации».

В итоге начинающему режиссеру («Проверка на дорогах» была его дебютной полнометражной художественной кинокартиной) запретили работать над созданием новых кинолент. Только благодаря заступничеству Михаила Ильича Ромма и нескольким другим прогрессивным кинематографистам, Алексея Германа не лишили возможности снимать новые фильмы.

В широкий прокат фильм вышел лишь 1986 году с началом Перестройки. За последующие четыре года картина «Проверка на дорогах» получила три престижные премии на международных кинофестивалях, а также удостоилась отечественной высшей награды – Государственной премии СССР (1988 год).

Кадры из фильма «Проверка на дорогах» (1971 год [в титрах указан 1985-й]; производство – СССР. Режиссёр – Алексей Юрьевич Герман-старший. Автор сценария – Эдуард Яковлевич Володарский)
Кадры из фильма «Проверка на дорогах» (1971 год [в титрах указан 1985-й]; производство – СССР. Режиссёр – Алексей Юрьевич Герман-старший. Автор сценария – Эдуард Яковлевич Володарский)
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12

«Единственная дорога»

Один из лучших совместных советско-югославских художественных кинематографических проектов, посвященных теме Великой Отечественной войны. В основу сюжета легли подлинные факты использования командованием вермахта на последнем этапе Второй мировой войны шофёров, авторемонтников и слесарей из числа военнопленных для нужд боевых действующих немецких частей, находившихся в тылу и прифронтовой полосе. Также при создании сценария использованы рассказы и письменные свидетельства о подлинных случаях нападений югославских партизан на немецкие военные автотранспортные колонны.

Для своего времени фильм снят добротно и вполне смотрибельно. Основными плюсами представленной киноленты являются красивые натурные съёмки, хорошая актёрская игра, вполне сносные по качеству и степени реалистичности сцены боевых столкновений, динамично развивающийся сюжет.

В настоящее время известно, что Владимир Высоцкий, сыгравший небольшую, но очень запоминающуюся роль пленного водителя-красноармейца Солодова, специально написал для этого фильма несколько песен с полноценным музыкальным оформлением. Однако, к величайшему сожалению, в итоговой советской версии зритель услышал текст лишь одной из этих песен в исполнении самого автора.

Также весьма огорчителен тот факт, что характерная и яркая роль Владимира Семёновича на стадии окончательного монтажа подверглась значительным сокращениям, де-факто превратившись в пару эпизодов. Но даже и при таком безжалостном «урезании» киноэкранный образ пленного советского шофёра Солодова остаётся одной из лучших и наиболее запоминающихся ролей Владимира Высоцкого в кино.

Ещё один замечательный и самобытный актёр – Владислав Вацлавович Дворжецкий, исполнивший роль главного отрицательного героя картины – гауптшутрмфюрера СС Вальтера Хольца, во время одного из своих интервью рассказал ряд очень интересных и неизвестных фактов. Оказывается, что после предварительного просмотра «Единственной дороги» чиновники из Госкино СССР заставили режиссёра картины вырезать несколько эпизодов, которые якобы «неправильно» изображали Великую Отечественную войну с тогдашней официальной идеологической точки зрения и кинематографической позиции.

После соответствующей «цензурной чистки» из советского итогового прокатного варианта фильма вырезали несколько очень важных и лучших сцен, в том числе сыгранных Владимиром Высоцким и Владиславом Дворжецким. В сербской периодической печати однажды упоминалось о том, что в белградском киноархиве хранится полная режиссерская версия «Единственной дороги». Если это правда, то было бы очень интересно увидеть её. Кстати, в югославском прокате фильм вышел под названием «Скованные шофёры» («Okovani soferi»).

Кадры из фильма «Единственная дорога» (1974 год; производство – СССР и СФРЮ. Режиссёр – Владо Павлович. Автор сценария – Владимир Васильевич Трунин)
Кадры из фильма «Единственная дорога» (1974 год; производство – СССР и СФРЮ. Режиссёр – Владо Павлович. Автор сценария – Владимир Васильевич Трунин)
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22

«Долгие вёрсты войны»

Данный трёхсерийный художественный фильм является одной из лучших экранизаций произведений известного советского и белорусского писателя-фронтовика Василя Владимировича Быкова: двух повестей «Журавлиный крик» и «Атака сходу», а также киносценария «На восходе солнца».

Каждая из серий представляет собой отдельное повествование о фронтовых эпизодах, которые в сводках Информбюро обычно назывались термином «бои местного значения». События повести «Журавлиный крик» разворачиваются в конце лета 1941 года. Стрелковому взводу поставлена задача: прикрывая отступление своего батальона и полка, на протяжении суток удерживать безымянный железнодорожный переезд.

Весь трагизм ситуации заключается в том, что во взводе вместо двух десятков бойцов всего шесть человек, и далеко не каждый из них горит желанием выполнить приказ командования и пасть смертью храбрых. В конечном итоге, оказав упорное и героическое сопротивление превосходящим силам врага, отразив две атаки гитлеровцев, четверо бойцов гибнут смертью храбрых. Один из красноармейцев, решивший добровольно сдаться в плен немцам, был ими же и застрелен, как не представляющий никакой ценности предатель.

В живых остаётся только один – самый молодой советский солдат – рядовой Климчук. Фашисты идут в третью атаку, а он, продолжая удерживать рубеж обороны согласно приказу, готовится к своему последнему бою, слушая, как над его головой кричат журавли…

В повести «Атака сходу» едва ли не впервые в советской литературе откровенно и правдиво рассказывается о довольно типичной для войны ситуации. По воле случая самая обыкновенная высотка, ранее неприметная, никому не нужная, почти неизвестная и даже не на всех картах обозначенная, становится стратегически важным объектом атаки для одной стороны и ключевым пунктом обороны – для другой.

Март 1943 года. Пользуясь фактором внезапности, рота старшего лейтенанта Константина Ананьева прямо с марша атакует высоту, на которой немецкая пехота не успела закрепиться. В ходе короткого и успешного ночного боя советские бойцы занимают возвышенность. На рассвете противник, подтянув резервы и артиллерию, переходит в контратаку. Роте Ананьева, несмотря на оказанное упорное сопротивление, приходится отступить. Однако выясняется, что

командиром батальона уже отправлено донесение вышестоящему командованию о взятии высоты. Старшему лейтенанту поставлена задача вернуть утраченные позиции, и он вновь ведёт своё сильно поредевшее подразделение в атаку.

В третьей и заключительной серии фильма случайно встречаются герои первых двух предыдущих эпизодов – Константин Ананьев, дослужившийся до звания майора и должности заместителя командира полка, и Василий Климчук, ставший сержантом, кавалером ордена Славы и нескольких медалей.

Заканчивается первая неделя мая 1945 года. Берлинский гарнизон капитулировал. Повсеместно в плен частям Красной армии сдаются остатки немецких войск. Все ожидают скорой официальной капитуляции фашистской Германии. Машина, на которой главные герои едут в часть неожиданно сломалась, и группе советских военнослужащих пришлось заночевать в одном из местных немецких особняков.

Офицеры и солдаты испытывают радость по случаю скорого победоносного завершения войны, но неожиданно на рассвете дом, в котором они находятся, подвергается атаке крупного немецкого отряда. Далеко не все подразделения вермахта сложили оружие. Многие нацисты не признали своё поражение, а некоторые стремились любой ценой прорваться в зону ответственности англо-американских войск, чтобы сдаться в плен не Красной армии, а союзникам.

Теперь, фактически находясь на пороге долгожданной Великой Победы, майору Ананьеву и его спутникам предстоит вступить в свой последний бой (в прямом и переносном смысле) с непримиримым врагом, имеющим численное превосходство, а также явное преимущество в тяжёлом и стрелковом вооружении.

Кадры из фильма «Долгие вёрсты войны» (1975 год; производство – СССР. Режиссёр – Александр Яковлевич Карпов. Автор сценария – Василь Владимирович Быков)
Кадры из фильма «Долгие вёрсты войны» (1975 год; производство – СССР. Режиссёр – Александр Яковлевич Карпов. Автор сценария – Василь Владимирович Быков)
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32

«Восхождение»

Ещё один крайне неудобный и «неформатный» для советской идеологии «периода застоя» фильм, снятый по повести Василя Владимировича Быкова «Сотников». Картина благодаря высочайшей степени режиссёрской и операторской работы, а также превосходной игре актёров повествует о том, как в одинаковых безвыходных условиях, находясь в цепких объятиях мучительной смерти, простые и ничем не примечательные люди принимают важнейшие в своей жизни решения. Так, одни становятся предателями и палачами, а другие безвестными героями, предпочитающими пытки и виселицу измене Родине.

Картина «Восхождение» (как и «Проверка на дорогах») оставляет очень сильные эмоциональные впечатления и по ходу просмотра, и после его завершения. Неудивительно, что фильм, главными и второстепенными героями которого являются не просто коллаборационисты, а советские граждане добровольно или по принуждению ставшие предателями Родины, чиновники-консерваторы из Госкино СССР достаточно долго и упорно старались «отправить на самую дальнюю и пыльную полку подвального кинохранилища».

«Восхождение» не сразу вышел в прокат, пробивая себе путь через жернова цензуры. Кроме того, на стадии итогового монтажа цензоры неоднократно настойчиво советовали создателям картины вырезать из неё самые «неудобные» эпизоды, бросающие тень на общепринятую концепцию подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.

К счастью, фильм не оказался под запретом и вышел в широкий кинопрокат в режиссерской версии. На сегодняшний день военная драма «Восхождение» удостоилась пяти высоких наград, полученных на престижных международных кинофестивалях. Но важнее всего тот факт, что справедливость всё-таки восторжествовала, и в 1979 году главный режиссёр фильма – Лариса Шепитько и главный оператор – Владимир Чухнов были награждены Государственной премией СССР.

Кадры из фильма «Восхождение» (1976 год; производство – СССР. Режиссёр – Лариса Ефимовна Шепитько. Авторы сценария – Юрий Николаевич Клепиков и Лариса Ефимовна Шепитько)
Кадры из фильма «Восхождение» (1976 год; производство – СССР. Режиссёр – Лариса Ефимовна Шепитько. Авторы сценария – Юрий Николаевич Клепиков и Лариса Ефимовна Шепитько)
-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41

«Сашка»

Один из первых советских художественных фильмов, в котором, пусть и почти эпизодически, но всё-таки были показаны события Ржевской битвы. Нет, в этой кинокартине нет масштабных боевых сцен, а также эпических панорам одного из самых кровопролитных и затяжных сражений Великой Отечественной войны.

Ценность представленного фильма заключается в том, что его создателям и актёрам удалось правдоподобно, предельно просто и честно рассказать зрителю об уникальных особенностях русского солдата. Образ Сашки – молодого красноармейца, блестяще воплощенный на экране актёром Андреем Ташковым, это квинтэссенция набора многогранных душевных качеств советского бойца, который, даже оказавшись в жесточайших жерновах «Ржевской мясорубки», всё равно остаётся человеком, не растерявшим понятия гуманизма, чести, доброты и справедливости.

Несколько эпизодов, связанных с историей главного героя, который сначала отличился в бою, взяв в плен немецкого солдата, а затем отправившегося в госпиталь по ранению, ярко, полноценно и досконально раскрывают суть бойца Александра. В нём самым тесным образом переплетаются мужество, чувство справедливости, правильные понятия чести, долга и исполнения приказа, а также душевная доброта, отзывчивость, иногда почти детское умение радоваться мелочам жизни.

Современным киноделам, привыкшим бездумно копировать штампы и клише – заезженные и набившие у зрителя кислейшую оскомину, данный фильм просто обязателен к просмотру. В частности, в киноленте показан правдивый и достоверный образ немецкого солдата.

Пленный пехотинец Курт, талантливо сыгранный Леонидом Ярмольником, не плохой и не «хороший/почти добрый». Это живой человек, у которого достоинств гораздо больше, чем отрицательных качеств. Однако он всё равно остаётся врагом, пришедшим (пусть и по чужому приказу) на советскую землю с оружием, из которого стрелял и неоднократно по военнослужащим Красной армии.

Курт ещё не преступил черты невозврата, не совершил изуверских злодеяний против человечности, а потому в праве рассчитывать на сочувствие. И хотя Сашка заступается за пленного, когда комбат приказывает расстрелять немца без лишних разбирательств и выяснений обстоятельств, в фильме нет даже намёка на братание или всеобщее прощение солдат противоборствующих сторон.

Также в одном из эпизодов показан вполне нормальный (в плане набора человеческих и профессионально-служебных качеств) офицер особого отдела прифронтового госпиталя. Он грамотно и без лишнего шума разобрался в достаточно трудном случае, не идя на поводу у эмоций и чрезмерно строгих уставных инструкций. Что самое важное, «Особист» не подвергает арестам всех подряд, не бегает, как невменяемый, с перекошенным лицом, размахивая пистолетом, не допрашивает с пристрастием подследственных и никому не угрожает расстрелом или штрафбатом.

Кадры из фильма «Сашка» (1981 год; производство – СССР. Режиссёр – Александр Владимирович Сурин. Автор сценария – Вячеслав Леонидович Кондратьев)
Кадры из фильма «Сашка» (1981 год; производство – СССР. Режиссёр – Александр Владимирович Сурин. Автор сценария – Вячеслав Леонидович Кондратьев)
-43
-44
-45
-46
-47
-48
-49

Прочесть полностью публикацию «Хорошие советские художественные фильмы о Великой Отечественной войне, которые редко показывают» можно, перейдя по этим ссылкам:

Часть 1-я

Часть 2-я

Часть 3-я

Все присутствующие в статье упоминания и изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)