Как ей удалось спастись от разъяренной толпы?
В августе 1968-го Чехословакию охватил тонко управляемый с Запада мятеж, грозивший для страны распадом и большой кровью. Дабы спасти государство на помощь чехам и словакам поспешили советские воины - при поддержке армий братских стран соцлагеря.
- ...Однако по едва отошедшей от недавнего ужаса второй мировой Чехословакии уже вовсю рыскали банды "патриотов", яростно искавшие мести советских гражданам и людям, что сотрудничали с СССР.
Такие же банды орудовали и в Кошице - милом уютном городке, на границе с Венгрии. Известном прежде туристическом местечке со 140 тысячами жителей. Кошице тогда оказался во власти бандитов - по всему городу преступники развесили плакаты с требованием найти zradcov - т.е "предателей", людей что сотрудничали с законной властью страны.
- В списки "предателей" угодила на свою голову и большая семья Йозефа Беласа, чехословацкого офицера, начальника полдепартамента Высшей авиационной школы в Кошице. Бандиты оказались особо недовольно его женой - советской гражданкой Валентиной Белас. Писаной красавицей, что приехала в Чехословакию еще в конце 1950-х, полюбив красавца военного из местной армии. И обосновалась у него в родном Кошице. Одном из старейших красивейших словацких городков.
Муж нашей 48-летней героини в августе 1968-го срочно по команде улетел в Прагу - там собирали высших военных для помощи в подавлении мятежа. А вот Валентина, работавшая учительницей русского языка, осталась дома в Кошице. И, выйдя для обычной утренней прогулки на улицу, увидела свое лицо на том самом плакате, требовавшем наказать zradcov.
- Преступники, фашисты, - закричала наша героиня на хорошо освоенном словацком языке, сдирая со стены дома злополучный плакат, - Вы что, забыли, как советский народ вас спас в 1945-м от Гитлера?
К Валентине подошел местный старик-сосед, грустно качая головой:
- Оставьте, пани, теперь опасно много лишнего говорить, — шёпотом предупредил он. — Злых людей немало сейчас в городе... Мало ли что сделать могут?
И в этот момент женщину заметили шедшие по улице разъярённые молодчики. Линчеватели, услышав отчетливый русский акцент, оттолкнув старика-соседа, огромной толпой кинулись на Валентину. Дружно повалили ее на асфальт, сорвали всю одежду, оставив лишь туфельки. Облили красной краской лицо. И в таком виде, улюлюкая да веселясь, погнали по главной улице Кошице - Ленина (ныне просто Hlavna).
- Она была русской. В том заключалась ее главная и единственная вина, - спустя годы вспоминал вожак личевателей Войтех Пастор. - Мы гнали ее по улице, смеясь и хохоча... Кричали: русская шпионка! Предательница! Пусть знает, что бывает с нашими врагами! Позор!
Преступники фотографировали пленницу и даже пытались кинуть Валентину под трамвай. Однако мир не без добрых людей. Русскую женщину, известную на все Кошице учительницу, вовремя отбила у бандитов местная же словацкая женщина:
- Прочь от нее руки, бесстыжие! Одумайтесь на секунду хотя бы, люди вы или нет?
Разогнав хулиганов, спасительница завела беднягу в магазин, нашла ей одежду... А затем вызвала полицию и врачей.
- 6 самых рьяных хулиганов, бивших русскую женщину, быстро нашла полиция. Оказалось, это молодые местные жители, уже имевшие приводы за хулиганку: нигде не работавшие и не учившиеся Войтех Пастор, Ян Вейс, Юрай Федор, Йозеф Копчик и их подружка Екатерина Доменцова. Случай прогремел на всю Чехословакию. И хулиганы были наказаны разными сроками.
А главный зачинщик суда Линча Войтех Пастор получил 7 лет тюрьмы. Вышел он в 1981-м. И, скажу я вам, пережил даже ковид в начале 2020-х - бодрым дедушкой под восемьдесят лет давал интервью журналистов, вспоминая "подвиг" юности и пытаясь оправдаться в совершенном преступлении:
- Время такое было тяжелое. Нельзя было тогда по-другому с оккупантами... По крайней мере, мы тогда так все считали, молодежь. Наверняка она что-то против нашей свободы замышляла тогда.
Сама же Валентина Белас долго потом лежала в больнице в советском Львове, куда ее спешно вывез прибывший в Кошице супруг. Смогла прийти в себя. И после событий 1968-го сменила адрес, но осталась жить в любимом Кошице. Всю оставшуюся жизнь провела именно в Чехословакии, упокоена тут рядом с мужем, дослужившимся до генерал-майора. Такие вот дела, пан Дубчек...
Ну а Кошице сегодня - один из крупнейших городов так называемой независимой Словакии... Такая вот августовская история.