Приветствую вас! Вы на канале "Лунный Буржуй".
Знаменательное событие произошло 12 апреля 1961 года: впервые в истории человеку довелось покинуть пределы Земли и отправиться в космос. Первым космонавтом стал представитель Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин.
Выходец из социалистического государства рабочих и крестьян, он в мгновение ока стал олицетворением выдающихся достижений. Однако стоит отметить, что задолго до того, как Гагарин покорил космос, советские писатели-фантасты уже представляли межзвёздные путешествия.
"А не махнуть ли нам на Марс?"
Пионером советской научно-фантастической литературы о космосе по праву считают Константина Эдуардовича Циолковского, которого называют "отцом" теоретической космонавтики. Отрывки из его произведения "Вне Земли", содержащие описание реактивной ракеты, увидели свет в журнале "Природа и люди" в 1918 году.
Общепризнанным главным "космическим" произведением ранней советской научной фантастики считается роман Алексея Толстого "Аэлита", который был впервые опубликован в журнале "Красная новь" под названием "Закат Марса" (1922—1923).
Интересно, что Толстой начал работу над "Аэлитой" в период эмиграции. "Красный граф", будучи человеком образованным, явно находился под влиянием "марсианской" серии Эдгара Райса Берроуза. По сюжету Толстого, талантливый инженер-изобретатель Лось создаёт ракету и вместе с красноармейцем Гусевым отправляется на Марс. Там герои сталкиваются с угасающей цивилизацией атлантов и активно участвуют в приключениях: Лось влюбляется в прекрасную принцессу Аэлиту, а Гусев, следуя своим коммунистическим убеждениям, поднимает революцию. Однако, в отличие от отважного капитана Джона Картера, который решительно показал марсианам свою силу, герои космической оперы Толстого не достигли значительных успехов и с трудом вернулись на Землю.
"Сталин не оценил образ мудрого инопланетянина"
В 1920-е годы в Советской России не только Толстой обращался к космической тематике. В те годы появилось немало произведений, где герои отправлялись в межзвёздные путешествия. Например, Виктор Гончаров в своей дилогии "Межпланетный путешественник" и "Психомашина" (1924) рассказывает о комсомольце Андрее и учёном Никодиме, помогающих лунным аборигенам совершить революцию. Герои романа Александра Ярославского "Аргонавты Вселенной" (1926) стремятся к Марсу. Ближний космос становится ареной для персонажей рассказа Андрея Платонова "Лунная бомба" (1926) и повести Валерия Язвицкого "Путешествие на Луну и Марс" (1928). Встречи с внеземным разумом описаны в сборнике рассказов Грааля Арельского "Повести о Марсе" (1925) и повести С. Горбатова "Последний рейс "Лунного Колумба" (1929). А в романе Николая Муханова "Пылающие бездны" (1924) впервые в советской научной фантастике появляется тема межпланетной войны между землянами и марсианами, использующими лучевое оружие.
Почему же, несмотря на это разнообразие, именно "Аэлита" Толстого стала визитной карточкой ранней советской фантастики? Вероятно, дело в литературном таланте Алексея Николаевича. Хотя в его творчестве были и менее удачные произведения, "Аэлита" к ним не относится. На её фоне многие другие книги того времени выглядят блекло. Их авторы остались в истории советской космофантастики, но не завоевали сердца читателей.
В начале 1930-х годов появились и другие произведения на космическую тему: "Планета КИМ" Абрама Палея (1930), "Страна счастливых" Яна Ларри (1931) и "Прыжок в ничто" Александра Беляева (1933). Особого внимания заслуживают последние две книги.
Повесть Яна Ларри, классика детской советской фантастики, представляет собой утопическую картину коммунистического общества будущего. Ларри также затрагивает тему освоения космоса. Из-за политических намёков повесть долгое время игнорировалась. Позже Ларри решил написать фантастический роман для Сталина, в котором инопланетянин видит недостатки советского строя. За это он был арестован НКВД в 1941 году и приговорён к десяти годам лагерей.
Роман "Прыжок в ничто" Александра Беляева получил высокую оценку от самого Циолковского. Это приключенческая история о буржуа, спасающихся от революции на Земле на космическом корабле "Ковчег". Судьба забрасывает их на Венеру, где происходит классовая борьба между хозяевами и прислугой. В итоге победившие трудящиеся и некоторые "перековавшиеся" буржуи возвращаются на Землю, где уже наступила коммунистическая утопия. Хотя этот роман не является лучшим произведением Беляева, он остаётся важной частью ранней советской космофантастики.
"Мы грезим полётами"
Первый Всесоюзный съезд советских писателей, состоявшийся в 1934 году, оказал скорее негативное влияние на развитие отечественной научной фантастики. Во-первых, за фантастикой закрепили статус литературы для юного поколения. Во-вторых, ей предписали заниматься научно-технической пропагандой среди советской молодёжи в рамках социалистического реализма. Так началась эпоха "фантастики ближнего прицела".
1930-е годы, ознаменованные политическими репрессиями и поиском врагов, нашли отражение в типичной советской НФ того времени. Сюжет обычно разворачивался на заводе или в научном институте, где прогрессивный инженер (или учёный) с комсомольцами и под руководством парторга внедрял передовой метод в народное хозяйство. Этому всячески мешал коварный "шпион", поддерживаемый кулаками и белогвардейцами. Но "бронепоезд революции" двигался вперёд, а врагов разоблачали доблестные органы. Примером такой фантастики служит "Тайна двух океанов" Григория Адамова (1939). Большинство же подобных произведений было забыто.
Однако некоторым авторам было тесно в этих рамках, и изредка появлялись произведения, где герои мечтали о полётах, а не о приземлённых задачах. Роман Александра Беляева "Звезда КЭЦ" (1936) посвящён орбитальной станции, а "Небесный гость" (1937) — путешествию к звёздам. В "Аргонавтах Вселенной" Владимира Владко (1938) описан полёт на Венеру, в "Моряках Вселенной" Бориса Анибала (1940) – на Марс, а в рассказе Анатолия Тарасова "Над лунными кратерами" (1941) – на Луну. Но эти произведения не изменили общей картины. А затем началась война…
"Великое Кольцо"
После Великой Победы истории о космосе нечасто встречались в советской научной фантастике. В 1945 году появился авантюрный роман о войне Сергея Беляева "Десятая планета". Повесть Ивана Ефремова "Звёздные корабли" (1947), тогда ещё начинающего автора, поднимала вопрос о существовании множества разумных цивилизаций во Вселенной. Можно также вспомнить познавательный рассказ Владимира Обручева "Полёт по планетам" и очерк Бориса Ляпунова "Из глубины Вселенной" с гипотезой об инопланетном корабле, вызвавшем Тунгусский взрыв (оба произведения были опубликованы в 1950 году). Однако преобладала упрощённая научная фантастика, активно навязываемая властями. Ниже приведены цитаты из типичной статьи, опубликованной в ведущем литературном журнале того времени:
Советская научно-фантастическая литература должна изображать будущее нашей страны… временной отрезок в одно-два десятилетия, а может быть, даже несколько лет. Некоторые писатели ориентируются на изображение далёкого будущего… Это не просто ошибка. Это стремление поклонников западной фантастики направить нашу литературу в том же направлении. (С. Иванов, журнал "Октябрь", №1, 1950 год)
В 1954 году Александр Довженко написал сценарий фильма "В глубинах космоса", который так и не был снят. Год спустя в журнале "Знание — сила" был опубликован рассказ Владимира Савченко "Навстречу звёздам" о первом космическом старте, произошедшем в 1977 году. Советские люди были оптимистами. Георгий Мартынов внёс огромный вклад в развитие отечественной космической фантастики. Его повести "220 дней на звездолёте" (1955) и "Планетный гость" (1957) дали начало популярным циклам "Звездоплаватели" и "Каллисто". Первый цикл повествует об освоении Солнечной системы в будущем, а второй рассказывает о визите инопланетян на Землю, которые давно построили коммунизм.
В 1957 году был опубликован роман Ивана Ефремова "Туманность Андромеды", который ознаменовал возрождение советской научной фантастики. Возможно, дело не только в достоинствах книги. 1957 год был особенным для страны. С одной стороны, был огромный всплеск народного энтузиазма, вызванный "оттепелью". С другой стороны, произошёл колоссальный научно-технический прорыв, особенно запуск первого искусственного спутника Земли.
Казалось, что наступило счастье! Советский человек сделает шаг в светлое коммунистическое будущее!
Книга Ефремова отражала всеобщий оптимизм. Действие происходило в далёком коммунистическом будущем на объединённой Земле, населённой новыми людьми. Тяжёлый труд превратился в радостное созидание, люди открыли секрет долголетия и отправились к звёздам, образовав с другими цивилизациями "Великое Кольцо". В 1959 году Ефремов вернулся к своей истории будущего в повести "Сердце Змеи", посвящённой контакту землян с инопланетной расой.
"Освоение космоса: примеры тематических произведений"
Знаковым произведением советской научной фантастики тех лет стал дебютный роман братьев Стругацких, Аркадия и Бориса, – "Страна багровых туч" (1959), повествующий о первом полёте к Венере. Важнейшей заслугой книги можно назвать попытку молодых авторов сместить акцент с традиционной приключенческой и научно-технической фантастики на развитие характеров персонажей. Стругацкие успешно продолжили космическую тематику в цикле работ, отображающих события в период становления Мира Полудня. В повестях "Путь на Амальтею" (1960) и "Стажёры" (1962) знакомые герои из первого романа, вместе с новыми лицами, продолжают непростую работу по покорению Солнечной системы. Однако ключевым вопросом для Стругацких остаётся моральный выбор. Особенно ярко эта идея выражена в одном из лучших романов раннего творчества АБС – "Далёкая радуга" (1963).
Стоит упомянуть и роман Игоря Забелина "Пояс жизни" (1960), возможно, не самый выдающийся с художественной точки зрения, но примечательный тем, что он, по сути, является первым в советской НФ произведением о терраформировании чужой планеты. Вопросам освоения космоса, начиная с научных и заканчивая морально-этическими дилеммами, посвящено множество интересных работ: сборник Генриха Альтова "Легенды о звёздных капитанах" (1961), повесть Валентины Журавлёвой "Летящие по вселенной" (1963), повести Георгия Гуревича, позже собранные в роман-утопию "Мы — из Солнечной системы" (1965), рассказы и повести Игоря Росоховатского, Анатолия Днепрова и Владимира Михайлова.
"Пропаганда космооперы, говорите?"
Парадоксально, но триумфальный полёт Гагарина и последующие достижения советской космонавтики привели к некоторому снижению интереса к космической тематике в отечественной научной фантастике. Космос перестал восприниматься как несбыточная мечта. Однако общественный интерес к космической фантастике сохранялся, и время от времени появлялись заслуживающие внимания произведения.
Одним из наиболее масштабных творений стала эпическая трилогия Сергея Снегова "Люди как боги", повествующая о событиях в далёком коммунистическом будущем. Галактическая война, изображённая с небывалым для советской НФ размахом, вызвала не только бурный восторг у читателей, но и резкую критику. После публикации первых романов цикла — "Галактическая разведка" (1966) и "Вторжение в Персей" (1968) — Снегова сразу же обвинили в пропаганде "чуждой" советской идеологии космической оперы. В результате заключительный том трилогии, "Кольцо обратного времени", был опубликован только в 1977 году.
Ольга Ларионова создавала необычную для советской НФ романтическую фантастику, связанную с космосом, например, повесть "Вахта "Арамиса" (1967) и ряд рассказов. Братья Стругацкие, как всегда, были на высоте, вновь затронув проблему морального выбора в повести о контакте с принципиально чуждой человечеству цивилизацией "Малыш" (1971). Герои романа Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова "Плеск звёздных морей" (1970) занимались терраформированием Венеры в условиях очередной коммунистической утопии, в которую, однако, уже мало кто верил. В романе Сергея Жемайтиса "Багряная планета" (1973) прибывшие на Марс земляне обнаруживают следы исчезнувшей цивилизации. Психологически достоверны и увлекательны повести Кира Булычёва о космическом медике Павлыше.
"Космическая фантастика пошла на спад"
Вторая половина 70-х и 80-е годы стали периодом застоя для советской космической научной фантастики. Это объяснялось усилением идеологического контроля и превращением космических полётов из тяжёлой работы в формальное мероприятие. Советский Союз проиграл "лунную гонку" Соединённым Штатам, возникли проблемы с созданием космического "челнока", а на орбиту отправлялись представители дружественных стран, что диктовалось политической необходимостью. Издательство "Молодая гвардия" выпускало однообразные книги, в том числе произведения советских космонавтов, такие как "Путь к Марсу" (1979), "На астероиде" (1984), "Здравствуй, Фобос!" (1988) Левона Хачатурьянца и Евгения Хрунова, а также "Чёрное безмолвие" (1987) Юрия Глазкова, которые отличались недостаточной оригинальностью.
Самым значительным произведением космической фантастики тех лет стал роман Сергея Павлова "Лунная радуга" (1978–1983), в котором поднимаются вопросы о рисках, связанных с освоением космоса. Главные герои, опытные косморазведчики, претерпевают изменения, приобретают необычные свойства, что не приносит радости ни им, ни окружающим. Также стоит упомянуть дилогию Владимира Михайлова о капитане Ульдемире: "Сторож брату моему" (1976) и "Тогда придите, и рассудим" (1983). Однако эта специфическая история о странном экипаже межзвёздной экспедиции и их прогрессорской деятельности выходит за рамки космической НФ, так как имеет выраженный социально-философский характер, как и многие поздние произведения Стругацких.
В эпоху перестройки интерес к космической фантастике снизился. На смену ей пришла фантастика с мрачными темами. Затем прекратил своё существование Советский Союз. В настоящее время большинство произведений отечественных авторов относится к жанру космической оперы, но это уже совсем другая история.
Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 50 лайков, я составлю подборку увлекательных научно-фантастических произведений зарубежных авторов.
Другие статьи, которые могут вас заинтересовать: