Найти в Дзене
Лунный Буржуй

Увлекательные научно-фантастические произведения советских писателей, которые вы могли упустить из виду

Приветствую вас! Вы на канале "Лунный Буржуй". Знаменательное событие произошло 12 апреля 1961 года: впервые в истории человеку довелось покинуть пределы Земли и отправиться в космос. Первым космонавтом стал представитель Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. Выходец из социалистического государства рабочих и крестьян, он в мгновение ока стал олицетворением выдающихся достижений. Однако стоит отметить, что задолго до того, как Гагарин покорил космос, советские писатели-фантасты уже представляли межзвёздные путешествия. Пионером советской научно-фантастической литературы о космосе по праву считают Константина Эдуардовича Циолковского, которого называют "отцом" теоретической космонавтики. Отрывки из его произведения "Вне Земли", содержащие описание реактивной ракеты, увидели свет в журнале "Природа и люди" в 1918 году. Общепризнанным главным "космическим" произведением ранней советской научной фантастики считается роман Алексея Толстого "Аэлита", который был впервые опубликован в жур
Оглавление

Приветствую вас! Вы на канале "Лунный Буржуй".

Знаменательное событие произошло 12 апреля 1961 года: впервые в истории человеку довелось покинуть пределы Земли и отправиться в космос. Первым космонавтом стал представитель Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин.

Выходец из социалистического государства рабочих и крестьян, он в мгновение ока стал олицетворением выдающихся достижений. Однако стоит отметить, что задолго до того, как Гагарин покорил космос, советские писатели-фантасты уже представляли межзвёздные путешествия.

"А не махнуть ли нам на Марс?"

-2

Пионером советской научно-фантастической литературы о космосе по праву считают Константина Эдуардовича Циолковского, которого называют "отцом" теоретической космонавтики. Отрывки из его произведения "Вне Земли", содержащие описание реактивной ракеты, увидели свет в журнале "Природа и люди" в 1918 году.

Общепризнанным главным "космическим" произведением ранней советской научной фантастики считается роман Алексея Толстого "Аэлита", который был впервые опубликован в журнале "Красная новь" под названием "Закат Марса" (1922—1923).

Интересно, что Толстой начал работу над "Аэлитой" в период эмиграции. "Красный граф", будучи человеком образованным, явно находился под влиянием "марсианской" серии Эдгара Райса Берроуза. По сюжету Толстого, талантливый инженер-изобретатель Лось создаёт ракету и вместе с красноармейцем Гусевым отправляется на Марс. Там герои сталкиваются с угасающей цивилизацией атлантов и активно участвуют в приключениях: Лось влюбляется в прекрасную принцессу Аэлиту, а Гусев, следуя своим коммунистическим убеждениям, поднимает революцию. Однако, в отличие от отважного капитана Джона Картера, который решительно показал марсианам свою силу, герои космической оперы Толстого не достигли значительных успехов и с трудом вернулись на Землю.

"Сталин не оценил образ мудрого инопланетянина"

-3

В 1920-е годы в Советской России не только Толстой обращался к космической тематике. В те годы появилось немало произведений, где герои отправлялись в межзвёздные путешествия. Например, Виктор Гончаров в своей дилогии "Межпланетный путешественник" и "Психомашина" (1924) рассказывает о комсомольце Андрее и учёном Никодиме, помогающих лунным аборигенам совершить революцию. Герои романа Александра Ярославского "Аргонавты Вселенной" (1926) стремятся к Марсу. Ближний космос становится ареной для персонажей рассказа Андрея Платонова "Лунная бомба" (1926) и повести Валерия Язвицкого "Путешествие на Луну и Марс" (1928). Встречи с внеземным разумом описаны в сборнике рассказов Грааля Арельского "Повести о Марсе" (1925) и повести С. Горбатова "Последний рейс "Лунного Колумба" (1929). А в романе Николая Муханова "Пылающие бездны" (1924) впервые в советской научной фантастике появляется тема межпланетной войны между землянами и марсианами, использующими лучевое оружие.

Почему же, несмотря на это разнообразие, именно "Аэлита" Толстого стала визитной карточкой ранней советской фантастики? Вероятно, дело в литературном таланте Алексея Николаевича. Хотя в его творчестве были и менее удачные произведения, "Аэлита" к ним не относится. На её фоне многие другие книги того времени выглядят блекло. Их авторы остались в истории советской космофантастики, но не завоевали сердца читателей.

В начале 1930-х годов появились и другие произведения на космическую тему: "Планета КИМ" Абрама Палея (1930), "Страна счастливых" Яна Ларри (1931) и "Прыжок в ничто" Александра Беляева (1933). Особого внимания заслуживают последние две книги.

Повесть Яна Ларри, классика детской советской фантастики, представляет собой утопическую картину коммунистического общества будущего. Ларри также затрагивает тему освоения космоса. Из-за политических намёков повесть долгое время игнорировалась. Позже Ларри решил написать фантастический роман для Сталина, в котором инопланетянин видит недостатки советского строя. За это он был арестован НКВД в 1941 году и приговорён к десяти годам лагерей.

Роман "Прыжок в ничто" Александра Беляева получил высокую оценку от самого Циолковского. Это приключенческая история о буржуа, спасающихся от революции на Земле на космическом корабле "Ковчег". Судьба забрасывает их на Венеру, где происходит классовая борьба между хозяевами и прислугой. В итоге победившие трудящиеся и некоторые "перековавшиеся" буржуи возвращаются на Землю, где уже наступила коммунистическая утопия. Хотя этот роман не является лучшим произведением Беляева, он остаётся важной частью ранней советской космофантастики.

"Мы грезим полётами"

-4

Первый Всесоюзный съезд советских писателей, состоявшийся в 1934 году, оказал скорее негативное влияние на развитие отечественной научной фантастики. Во-первых, за фантастикой закрепили статус литературы для юного поколения. Во-вторых, ей предписали заниматься научно-технической пропагандой среди советской молодёжи в рамках социалистического реализма. Так началась эпоха "фантастики ближнего прицела".

1930-е годы, ознаменованные политическими репрессиями и поиском врагов, нашли отражение в типичной советской НФ того времени. Сюжет обычно разворачивался на заводе или в научном институте, где прогрессивный инженер (или учёный) с комсомольцами и под руководством парторга внедрял передовой метод в народное хозяйство. Этому всячески мешал коварный "шпион", поддерживаемый кулаками и белогвардейцами. Но "бронепоезд революции" двигался вперёд, а врагов разоблачали доблестные органы. Примером такой фантастики служит "Тайна двух океанов" Григория Адамова (1939). Большинство же подобных произведений было забыто.

Однако некоторым авторам было тесно в этих рамках, и изредка появлялись произведения, где герои мечтали о полётах, а не о приземлённых задачах. Роман Александра Беляева "Звезда КЭЦ" (1936) посвящён орбитальной станции, а "Небесный гость" (1937) — путешествию к звёздам. В "Аргонавтах Вселенной" Владимира Владко (1938) описан полёт на Венеру, в "Моряках Вселенной" Бориса Анибала (1940) – на Марс, а в рассказе Анатолия Тарасова "Над лунными кратерами" (1941) – на Луну. Но эти произведения не изменили общей картины. А затем началась война…

"Великое Кольцо"

-5

После Великой Победы истории о космосе нечасто встречались в советской научной фантастике. В 1945 году появился авантюрный роман о войне Сергея Беляева "Десятая планета". Повесть Ивана Ефремова "Звёздные корабли" (1947), тогда ещё начинающего автора, поднимала вопрос о существовании множества разумных цивилизаций во Вселенной. Можно также вспомнить познавательный рассказ Владимира Обручева "Полёт по планетам" и очерк Бориса Ляпунова "Из глубины Вселенной" с гипотезой об инопланетном корабле, вызвавшем Тунгусский взрыв (оба произведения были опубликованы в 1950 году). Однако преобладала упрощённая научная фантастика, активно навязываемая властями. Ниже приведены цитаты из типичной статьи, опубликованной в ведущем литературном журнале того времени:

Советская научно-фантастическая литература должна изображать будущее нашей страны… временной отрезок в одно-два десятилетия, а может быть, даже несколько лет. Некоторые писатели ориентируются на изображение далёкого будущего… Это не просто ошибка. Это стремление поклонников западной фантастики направить нашу литературу в том же направлении. (С. Иванов, журнал "Октябрь", №1, 1950 год)

В 1954 году Александр Довженко написал сценарий фильма "В глубинах космоса", который так и не был снят. Год спустя в журнале "Знание — сила" был опубликован рассказ Владимира Савченко "Навстречу звёздам" о первом космическом старте, произошедшем в 1977 году. Советские люди были оптимистами. Георгий Мартынов внёс огромный вклад в развитие отечественной космической фантастики. Его повести "220 дней на звездолёте" (1955) и "Планетный гость" (1957) дали начало популярным циклам "Звездоплаватели" и "Каллисто". Первый цикл повествует об освоении Солнечной системы в будущем, а второй рассказывает о визите инопланетян на Землю, которые давно построили коммунизм.

В 1957 году был опубликован роман Ивана Ефремова "Туманность Андромеды", который ознаменовал возрождение советской научной фантастики. Возможно, дело не только в достоинствах книги. 1957 год был особенным для страны. С одной стороны, был огромный всплеск народного энтузиазма, вызванный "оттепелью". С другой стороны, произошёл колоссальный научно-технический прорыв, особенно запуск первого искусственного спутника Земли.

Казалось, что наступило счастье! Советский человек сделает шаг в светлое коммунистическое будущее!

Книга Ефремова отражала всеобщий оптимизм. Действие происходило в далёком коммунистическом будущем на объединённой Земле, населённой новыми людьми. Тяжёлый труд превратился в радостное созидание, люди открыли секрет долголетия и отправились к звёздам, образовав с другими цивилизациями "Великое Кольцо". В 1959 году Ефремов вернулся к своей истории будущего в повести "Сердце Змеи", посвящённой контакту землян с инопланетной расой.

"Освоение космоса: примеры тематических произведений"

-6

Знаковым произведением советской научной фантастики тех лет стал дебютный роман братьев Стругацких, Аркадия и Бориса, – "Страна багровых туч" (1959), повествующий о первом полёте к Венере. Важнейшей заслугой книги можно назвать попытку молодых авторов сместить акцент с традиционной приключенческой и научно-технической фантастики на развитие характеров персонажей. Стругацкие успешно продолжили космическую тематику в цикле работ, отображающих события в период становления Мира Полудня. В повестях "Путь на Амальтею" (1960) и "Стажёры" (1962) знакомые герои из первого романа, вместе с новыми лицами, продолжают непростую работу по покорению Солнечной системы. Однако ключевым вопросом для Стругацких остаётся моральный выбор. Особенно ярко эта идея выражена в одном из лучших романов раннего творчества АБС – "Далёкая радуга" (1963).

Стоит упомянуть и роман Игоря Забелина "Пояс жизни" (1960), возможно, не самый выдающийся с художественной точки зрения, но примечательный тем, что он, по сути, является первым в советской НФ произведением о терраформировании чужой планеты. Вопросам освоения космоса, начиная с научных и заканчивая морально-этическими дилеммами, посвящено множество интересных работ: сборник Генриха Альтова "Легенды о звёздных капитанах" (1961), повесть Валентины Журавлёвой "Летящие по вселенной" (1963), повести Георгия Гуревича, позже собранные в роман-утопию "Мы — из Солнечной системы" (1965), рассказы и повести Игоря Росоховатского, Анатолия Днепрова и Владимира Михайлова.

"Пропаганда космооперы, говорите?"

-7

Парадоксально, но триумфальный полёт Гагарина и последующие достижения советской космонавтики привели к некоторому снижению интереса к космической тематике в отечественной научной фантастике. Космос перестал восприниматься как несбыточная мечта. Однако общественный интерес к космической фантастике сохранялся, и время от времени появлялись заслуживающие внимания произведения.

Одним из наиболее масштабных творений стала эпическая трилогия Сергея Снегова "Люди как боги", повествующая о событиях в далёком коммунистическом будущем. Галактическая война, изображённая с небывалым для советской НФ размахом, вызвала не только бурный восторг у читателей, но и резкую критику. После публикации первых романов цикла — "Галактическая разведка" (1966) и "Вторжение в Персей" (1968) — Снегова сразу же обвинили в пропаганде "чуждой" советской идеологии космической оперы. В результате заключительный том трилогии, "Кольцо обратного времени", был опубликован только в 1977 году.

Ольга Ларионова создавала необычную для советской НФ романтическую фантастику, связанную с космосом, например, повесть "Вахта "Арамиса" (1967) и ряд рассказов. Братья Стругацкие, как всегда, были на высоте, вновь затронув проблему морального выбора в повести о контакте с принципиально чуждой человечеству цивилизацией "Малыш" (1971). Герои романа Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова "Плеск звёздных морей" (1970) занимались терраформированием Венеры в условиях очередной коммунистической утопии, в которую, однако, уже мало кто верил. В романе Сергея Жемайтиса "Багряная планета" (1973) прибывшие на Марс земляне обнаруживают следы исчезнувшей цивилизации. Психологически достоверны и увлекательны повести Кира Булычёва о космическом медике Павлыше.

"Космическая фантастика пошла на спад"

-8

Вторая половина 70-х и 80-е годы стали периодом застоя для советской космической научной фантастики. Это объяснялось усилением идеологического контроля и превращением космических полётов из тяжёлой работы в формальное мероприятие. Советский Союз проиграл "лунную гонку" Соединённым Штатам, возникли проблемы с созданием космического "челнока", а на орбиту отправлялись представители дружественных стран, что диктовалось политической необходимостью. Издательство "Молодая гвардия" выпускало однообразные книги, в том числе произведения советских космонавтов, такие как "Путь к Марсу" (1979), "На астероиде" (1984), "Здравствуй, Фобос!" (1988) Левона Хачатурьянца и Евгения Хрунова, а также "Чёрное безмолвие" (1987) Юрия Глазкова, которые отличались недостаточной оригинальностью.

Самым значительным произведением космической фантастики тех лет стал роман Сергея Павлова "Лунная радуга" (1978–1983), в котором поднимаются вопросы о рисках, связанных с освоением космоса. Главные герои, опытные косморазведчики, претерпевают изменения, приобретают необычные свойства, что не приносит радости ни им, ни окружающим. Также стоит упомянуть дилогию Владимира Михайлова о капитане Ульдемире: "Сторож брату моему" (1976) и "Тогда придите, и рассудим" (1983). Однако эта специфическая история о странном экипаже межзвёздной экспедиции и их прогрессорской деятельности выходит за рамки космической НФ, так как имеет выраженный социально-философский характер, как и многие поздние произведения Стругацких.

В эпоху перестройки интерес к космической фантастике снизился. На смену ей пришла фантастика с мрачными темами. Затем прекратил своё существование Советский Союз. В настоящее время большинство произведений отечественных авторов относится к жанру космической оперы, но это уже совсем другая история.

Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 50 лайков, я составлю подборку увлекательных научно-фантастических произведений зарубежных авторов.

Другие статьи, которые могут вас заинтересовать:

До новых встреч!