Найти в Дзене
Лунный Буржуй

Состоится ли инопланетное вторжение? И какие тайны скрывают известные произведения искусства?

Приветствую вас! Вы на канале "Лунный Буржуй". Неопознанные воздушные суда и их предполагаемые обитатели, гуманоидные инопланетяне, представляют собой таинственные феномены, которые на протяжении длительного времени неизменно будоражат умы человечества. Несмотря на то что ажиотаж и поток невероятных историй, обрушившихся на мир во второй половине двадцатого столетия, в настоящее время несколько утихли, научное сообщество продолжает проявлять интерес к данной теме, причём некоторые исследователи подходят к изучению вопроса без предвзятого скептицизма. Насколько обоснован миф об инопланетном вторжении? До начала эры освоения космоса истории о неопознанных летающих объектах находили своё отражение преимущественно в религиозных преданиях. Подобные мотивы прослеживаются в древних текстах, а также в культурах Египта, майя, инков и других цивилизаций древности. Даже в Библии можно найти упоминание о "необычном летающем аппарате", который, по преданию, был увиден в небе пророком Иезекиилем. К
Оглавление

Приветствую вас! Вы на канале "Лунный Буржуй".

Неопознанные воздушные суда и их предполагаемые обитатели, гуманоидные инопланетяне, представляют собой таинственные феномены, которые на протяжении длительного времени неизменно будоражат умы человечества.

Несмотря на то что ажиотаж и поток невероятных историй, обрушившихся на мир во второй половине двадцатого столетия, в настоящее время несколько утихли, научное сообщество продолжает проявлять интерес к данной теме, причём некоторые исследователи подходят к изучению вопроса без предвзятого скептицизма. Насколько обоснован миф об инопланетном вторжении?

"Мы не одиноки во Вселенной"

-2

До начала эры освоения космоса истории о неопознанных летающих объектах находили своё отражение преимущественно в религиозных преданиях. Подобные мотивы прослеживаются в древних текстах, а также в культурах Египта, майя, инков и других цивилизаций древности.

Даже в Библии можно найти упоминание о "необычном летающем аппарате", который, по преданию, был увиден в небе пророком Иезекиилем.

К этой категории можно отнести и рассказы о летающих ведьмах и огненных сферах, зафиксированные в записях очевидцев. Например, в 1566 году Самуэль Кокциус сообщал о наблюдении 7 августа над Базелем странных явлений: "В небе появилось множество больших тёмных шаров, двигавшихся с огромной скоростью по направлению к Солнцу. Затем они совершили полукруг и вступили в столкновение друг с другом, словно в битве; многие из них превратились в красные огненные объекты, которые впоследствии сгорели и исчезли".

В своей работе "Способы конструирования инопланетного: антропоморфизм и антропология" философ и религиовед Наталья Верещагина отмечает, что в астральной мифологии небесные тела могли представляться в образе зверей или даже людей.

Например, эвенки верили, что небесный свод — это своего рода тайга Верхнего мира. Согласно мифологии этого народа, космический лось Хэглун каждый вечер крадёт Солнце и уносит его в глубь леса, а охотник Мани преследует его и к утру возвращает светило людям. Так происходит смена дня и ночи.

В древнекитайских мифах говорится, что заяц Юэ Ту, который считается одним из символов долголетия и процветания, находясь на Луне, готовит эликсир бессмертия.

Зачастую само появление небесных тел объясняется присутствием в космосе существ, обладающих человеческими или животными чертами, — богов или героев. Так, в греческой мифологии Большая Медведица — это нимфа Каллисто, которую Гера превратила в медведицу, а затем Зевс — в созвездие.

Все эти мифы отражают извечную веру человека в то, что мы не одиноки во Вселенной и где-то на далёких планетах существуют другие живые существа, способные тем или иным образом взаимодействовать с людьми.

"Изобразительное искусство хранит примеры аномальных феноменов"

-3

Задолго до начала космической эры, до того как человек впервые покинул Землю, рассказы о необъяснимых летающих объектах и гипотетической внеземной жизни можно встретить не только в фольклоре, религиозных текстах и старинных манускриптах. Изобразительное искусство также хранит примеры аномальных феноменов, не находящих однозначной интерпретации. В частности, христианские фрески и картины порой содержат изображения, которые принято интерпретировать как "неопознанные летающие объекты". Рассмотрим некоторые из них.

-4

Фреска "Распятие" 1350 года из монастыря Высокие Дечаны в Косове впервые привлекла внимание студента-искусствоведа из Югославии. В 1964 году, занимаясь фотосъёмкой христианских фресок в рамках своей учёбы, он был поражён увиденным на проявленной плёнке. Его открытие вызвало интерес и у редактора журнала "Свет", которому он показал свои фотографии.

На фреске изображена сцена распятия Иисуса Христа — один из самых распространённых сюжетов в христианском искусстве. Однако, присмотревшись к деталям, можно заметить существенные отличия от традиционной иконографии.

В верхних углах фрески изображены странные сферические объекты, напоминающие "космические аппараты". Они изображены с высокой степенью детализации, равно как и фигуры, управляющие этими аппаратами. Примечательно, что у этих "пилотов" отсутствуют нимбы, что указывает на их мирское происхождение, в то время как ангелы, находящиеся в центре на фоне неба, закрывают уши, словно защищаясь от сильного шума.

В эпоху космического бума в середине XX века эта необычная фреска вызвала сенсацию. Некоторые утверждали, что это неопровержимое доказательство существования НЛО. Однако ни искусствоведы, ни монахи монастыря не разделяли эту точку зрения, и у каждой стороны были свои аргументы.

Монахи Дечанского монастыря утверждали, что эти "космические корабли" символизируют смену солнца и луны. Филолог Вячеслав Зайцев в своей статье "Мифы, легенды и космос" предположил, что фреска носит апокрифический характер, возможно, основанный на утраченном апокрифическом тексте, который иначе трактовал "воскресение" и "вознесение" Христа.

-5

Предположительно, полотно "Мадонна со святым Джованнино" принадлежит кисти Доменико Гирландайо и датируется XV веком. На этой картине мы видим Деву Марию с младенцем Иисусом, а также святого Джованнино, известного как Иоанн Креститель.

Картина создана в духе эпохи: насыщенные краски, ясные контуры и тщательная проработка деталей.

Однако внимательный взгляд обнаруживает необычную деталь: над плечом Богородицы можно разглядеть объект, напоминающий НЛО. Интересно, что на заднем плане также изображены мужчина и собака, с удивлением наблюдающие за этим парящим диском.

Как и в ситуации с фреской из косовского монастыря, сторонники теории внеземного происхождения считают, что этот образ на картине – неоспоримое подтверждение существования НЛО, но искусствоведы придерживаются иной точки зрения.

По их мнению, подобная деталь вполне может символизировать сияющую звезду или другую христианскую символику, тем более что "необычный объект" в небе не единственный: слева можно заметить похожее изображение, которое, скорее всего, является Вифлеемской звездой.

-6

В храме Сан-Лоренцо-ин-Сан-Пьетро, расположенном в Италии, можно увидеть полотно Бонавентуры Салимбени под названием "Прославление Евхаристии", датируемое 1600 годом. Однако в XX веке картина обрела неожиданную популярность под альтернативным названием – "Спутник из Монтальчино". Внимательное рассмотрение действительно вызывает ассоциации с одним из ранних искусственных космических аппаратов.

Искусствоведы, тем не менее, предлагают иную интерпретацию. Они трактуют этот необычный объект как небесную сферу, или глобус сотворения – архаичное художественное представление Вселенной. В центре располагается Земля, а вокруг неё концентрическими слоями размещены планеты, звёзды, Луна и Солнце.

Схожие изображения сфер встречаются во многих произведениях искусства различных эпох, зачастую выполненные в серых или тёмных тонах. Отличительной чертой данной картины является отчётливое изображение Солнца и Луны внутри сферы "Во славу Евхаристии".

По мнению историка искусства Анастасии Мартыновой, искусствоведение как наука допускает изображение на картинах и фресках различных апокалиптических существ, символов зла и искушения, химер, небесных знамений и чудес из жизни святых. Для адекватной интерпретации требуется глубокое знание символики (иконографии) эпохи, учёт обстоятельств создания, времени и места, а также контекста произведения. Идентификация объекта требует комплексного анализа этих факторов.

До конца XIX века упоминания об НЛО в искусстве носили скорее случайный характер, но в XX веке эта тема стала занимать всё большее место в творчестве. Это связано с первыми попытками освоения космоса и установления контакта с внеземным разумом, инициированными научным сообществом.

Встречи с инопланетными цивилизациями стали популярным сюжетом в литературе и кино. Примерами служат романы Герберта Уэллса "Война миров" (1897) и "Первые люди на Луне" (1901), а также антропоморфные лунные жители в фильме Жоржа Мельеса "Путешествие на Луну" (1902), одном из первых научно-фантастических фильмов. Именно искусство начала XX века во многом сформировало современный визуальный образ НЛО и пришельцев.

"Уфология — псевдонаука?"

-7

С наступлением эры освоения космоса интерес к НЛО перестал быть исключительно темой религиозных верований и мифов, стремясь к обретению хотя бы квазинаучного статуса.

Первый значительный подъём внимания исследователей к данной проблеме пришёлся на 1947 год и был связан со знаменитым розуэлльским случаем. Однажды фермер по имени Уильям Брейзел услышал громкий звук и, выйдя из дома, обнаружил пропажу овец из загона. Предположив, что животные испугались шума, сломали ограждение и убежали, он отправился на поиски стада и случайно нашёл странные обломки неизвестного устройства.

Майор Джесси Марсел и фрагменты неопознанного аппарата. 8 июля 1947 года.
Майор Джесси Марсел и фрагменты неопознанного аппарата. 8 июля 1947 года.

Найденный им материал напоминал фольгу, но обладал невероятной прочностью, что делало его невозможным для разрыва. При деформации этот материал восстанавливал свою первоначальную форму. Кроме этой необычной фольги, фермер обнаружил стеклянные сферы с чем-то, похожим на маленькие фигурки людей внутри.

Брейзел сообщил о находке шерифу, который, в свою очередь, связался с военными. Прибывший на место полковник ВВС Уильям Бланшар, осмотрев обломки, сделал официальное заявление от лица Вооружённых сил: "Многочисленные слухи о летающих дисках подтвердились вчера, когда разведывательный отдел 509-го авиаполка бомбардировщиков 8-й воздушной армии при поддержке местного фермера и окружного шерифа смог получить в своё распоряжение один из таких дисков".

Американские издания опубликовали сенсационные статьи об обнаружении инопланетного корабля. Однако вскоре генерал Роджер Мейсон Рейми опроверг эту информацию, утверждая, что недалеко от города Розуэлл потерпел крушение всего лишь метеорологический зонд (одноразовый аппарат для изучения атмосферы).

Тем не менее сторонники теории, утверждающей, что военные скрывали правду за этим опровержением, продолжают существовать до сих пор. По словам фермера, найденные им необычные материалы совершенно не походили на детали метеозонда. К тому же остаётся непонятным, как полковник ВВС Уильям Бланшар, осматривая обломки, не смог идентифицировать радиозонд.

Любопытно, что до розуэлльского инцидента термин "неопознанный летающий объект" (НЛО) не был напрямую связан с инопланетной тематикой. Так называли любые неидентифицированные объекты в небе. И только после резонансного случая с обломками, предположительно корабля пришельцев, НЛО стал ассоциироваться в первую очередь с внеземными цивилизациями.

После "розуэлльского инцидента" количество сообщений от свидетелей о самых разных, иногда невероятных "инопланетных происшествиях", стало расти год от года. Одним из известных случаев стала история Бетти и Барни Хилл. В 1961 году супруги первыми публично заявили о том, что были похищены инопланетянами. Во время возвращения из отпуска они увидели НЛО, но, прибыв домой, не могли вспомнить события предыдущей ночи.

Бетти и Барни Хилл, отметка на участке, где произошёл предполагаемый случай.
Бетти и Барни Хилл, отметка на участке, где произошёл предполагаемый случай.

В те времена тема внеземных цивилизаций впервые проникла в научные дискуссии, породив новую псевдонаучную область – уфологию, название которой берёт начало от английской аббревиатуры UFO (Unidentified Flying Object), что означает "неопознанный летающий объект". Уфологи занимались сбором и систематизацией свидетельских показаний и фактических данных о "феноменах пришельцев".

Несмотря на то, что академическое сообщество не признало уфологию наукой, изучение НЛО (неопознанных летающих объектов) продолжается и по сей день государственными и частными исследовательскими группами. Примеры включают Управление по изучению аномалий, связанных с аэронавтикой (AARO), подразделение Министерства обороны США, созданное для изучения случаев наблюдения НЛО в 2020 году, и Программу "Изучение неопознанных воздушных явлений" (UAPTF) – ещё одну программу Министерства обороны США, возникшую после публикации доклада о случаях наблюдения НЛО военными лётчиками. Существуют также некоммерческие организации, такие как Национальный центр сообщений об НЛО (NUFORC) и Международное общество исследования НЛО (MUFON), занимающиеся сбором и анализом информации об НЛО, а также Британская ассоциация по исследованию воздушных феноменов (BASAP).

Примечательно, что среди исследователей НЛО были и учёные с выдающимися научными степенями, такие как Аллен Хайнек, профессор астрономии из университета Огайо, и Дональд Мензел, профессор астрономии из Гарвардского университета. В Советском Союзе проблемой НЛО занимался математик и астроном Феликс Зигель, доцент МАИ, которого считают основоположником российской уфологии.

Несмотря на то, что уфологи продолжают анализировать свидетельства очевидцев, проводить исследования и выдвигать гипотезы о природе НЛО, научное сообщество по-прежнему скептически относится к уфологии, считая её псевдонаукой. Оппоненты утверждают, что большинство случаев наблюдений НЛО имеют рациональные объяснения, такие как оптические иллюзии, атмосферные явления или технические объекты, и что нет научных доказательств существования внеземной жизни, по крайней мере, пока. Однако время не стоит на месте.

Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и предлагайте темы для статей в комментариях.