Найти в Дзене
Лунный Буржуй

Какие инопланетяне фигурировали в советских фильмах?

Оглавление

Приветствую вас! Вы на канале "Лунный Буржуй".

Жанр фантастической литературы имеет давние корни. Классики, такие как Жюль Верн и Герберт Уэллс, заложили его основы. В середине XX века западная фантастика пережила период расцвета, обогатив мир произведениями Роберта Хайнлайна, Айзека Азимова, Рэя Брэдбери и других выдающихся авторов.

В Советском Союзе фантастическая литература развивалась своим уникальным путём, но произведения Ивана Ефремова, Александра Казанцева, братьев Стругацких и Кира Булычёва завоевали признание и любовь читателей. В советском кинематографе ситуация с фантастикой обстояла сложнее. Можно сказать, что как такового фантастического кино в СССР практически не существовало, хотя отдельные фильмы с элементами фантастики всё же снимались. Как правило, акцент в них делался на человеке или человечестве.

Например, в "Туманности Андромеды", снятой по роману Ефремова, инопланетяне отсутствовали, хотя и фигурировал инопланетный корабль. В "Солярисе" Тарковского также не было инопланетян, зато присутствовала живая планета. В "Сталкере" зритель видел лишь следы внеземного присутствия, как и в "Пикнике на обочине" Стругацких.

Тем не менее, инопланетяне появлялись в советских фильмах, но не в образе злобных монстров, а скорее в антропоморфном виде.

Планета бурь (год выхода - 1961)

-2

Картина, созданная советским виртуозом спецэффектов Павлом Клушанцевым, базируется на сценарии, разработанном писателем-фантастом Александром Казанцевым, который также написал повесть. В центре сюжета — межпланетные экспедиции, направляющиеся с Земли к Венере. Прибыв на вторую планету от Солнца, исследователи сталкиваются с уникальными формами жизни, напоминающими динозавров. Помимо этого, обнаруживаются и гуманоидные существа — экспедиция находит изображение венерианской "Алиты", а в заключительной сцене отбывающих космонавтов приветствует загадочная женщина в белом одеянии.

Лента оказала огромное влияние на американскую аудиторию. Впоследствии она была дважды переделана, и во второй версии появились полуобнажённые амазонки, а фильм вышел под заголовком "Путешествие на планету доисторических женщин". Однако оригинальное советское происхождение картины было упущено из виду.

Эта весёлая планета (год выхода - 1973)

-3

Вряд ли стоит ожидать чего-то революционного от этой новогодней музыкальной киноленты. В фильме, созданном Юрием Сааковым и Юрием Цветковым, пришельцы действительно есть, но они предстают перед нами в образе актёров Виктора Сергачёва, Леонида Куравлёва и Екатерины Васильевой, одетых в сверкающие наряды.

Они прибыли на нашу планету, а точнее, в Советский Союз, и оказались на праздновании Нового года в клубе одного из советских научно-исследовательских институтов. Забавно, что из всех действующих лиц картины наибольшее сходство с инопланетянином проявлял Савелий Крамаров, работник именно этого НИИ.

Отроки во Вселенной (год выхода - 1975)

-4

Двухчастная работа Ричарда Викторова, начинающаяся с фильма "Москва-Кассиопея", не является вершиной советской научной фантастики и, прямо скажем, уступает даже "Большому космическому путешествию" (который также вышел в 1975 году), несмотря на отсутствие в нём космических просторов. В "Отроках во Вселенной" (и в "Кассиопее") такое путешествие присутствует, и при создании фильма применялись специальные технические решения для демонстрации, например, невесомости.

Зрители также увидят инопланетян: школьники, прилетевшие на звездолёте "ЗАРЯ" к Альфе Кассиопеи, встречают местного жителя Агапита и его отца (которых также сыграли сын и отец — актёры Вадим и Игорь Ледогоровы); их единственным отличием от людей является более позднее появление волос, о чём отец Агапита упоминает в финале фильма.

Через тернии к звёздам (год выхода - 1980)

-5

После дилогии "Москва — Кассиопея" и "Отроки во Вселенной" режиссёр Ричард Викторов создал ещё одну научно-фантастическую ленту, на этот раз опираясь на сценарий Кира Булычёва, что, возможно, стало ключом к успеху фильма. История довольно типична: жители Земли узнают о существовании планеты Десса в далёком космосе, где магнат Туранчокс довёл всё до плачевного состояния, и берутся спасать народ, угнетённый жестокой властью.

Внешний вид дессианцев почти не отличается от людей – Викторов не пошёл по стопам Джорджа Лукаса, который за несколько лет до "Через тернии к звёздам" наполнил далёкую галактику множеством гуманоидных существ, – но в их облике есть свои особенности. Эти особенности, к слову, сделали клона с Дессы по имени Нийя одним из самых запоминающихся женских персонажей в советской кинофантастике; в этом, безусловно, большая заслуга непрофессиональной актрисы Елены Метёлкиной. Но в фильме присутствуют и "обычные" инопланетяне – например, профессор Пруль, говорящий осьминог с планеты Океан; в этой роли, как кажется, снялся настоящий осьминог.

Гостья из будущего (год выхода - 1985)

-6

В основу телефильма Павла Арсенова легли произведения Кира Булычёва об Алисе Селезнёвой, девочке из будущего. В этой истории она переносится в 1980-е годы, чтобы защитить от злобных космических пиратов ценный прибор для чтения мыслей — миелофон. Спецэффекты в "Гостье из будущего" довольно скромные, однако создатели всё-таки пару раз демонстрируют пиратов в их истинном обличье, хотя и без излишних деталей. Главным образом, Крыс и Весельчак У предстают перед зрителем в облике актёров Михаила Кононова и Вячеслава Невинного, за исключением моментов, когда они маскируются под других персонажей этого фильма.

Примечательно, что ещё один яркий женский образ в советской кинофантастике воплотила Елена Метёлкина, исполнившая роль сотрудницы Института времени Полины в "Гостье".

Кин-дза-дза! (год выхода - 1986)

-7

В советской научной фантастике фильм Георгия Данелии выделяется тем, что основная масса персонажей в нём – инопланетные существа. Фактически, лишь двое центральных героев родом с Земли: это прораб Владимир Николаевич, которого все зовут "дядя Вова" (в исполнении Станислава Любшина), и Гедеван, "скрипач" (сыгранный Леваном Габриадзе). Они случайно оказываются в галактике Кин-дза-дза, на планете Плюк, и стремятся вернуться домой, не зная даже её порядкового номера в звёздной системе.

Остальные действующие лица – жители других планет, подразделяющиеся на чатлан и пацаков, которые внешне неотличимы от людей, даже при использовании специальных устройств. Единственное различие – в экстравагантных нарядах, созданных костюмерами из найденных на свалках вещей.

Наиболее запоминающиеся образы пришельцев – пацак Би (Юрий Яковлев) и чатланин Уэф (Евгений Леонов). Стоит также упомянуть обитателей планеты Альфа, способных превращать любых встречных в растения; одного из них сыграл сам режиссёр, Данелия.

Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и предлагайте темы для статей в комментариях.