Найти в Дзене
По миру пошёл

Бангладеш. Сонаргаон: Тени золотой столицы и призраки заминдаров

Дорога из Дакки в Сонаргаон – это как путешествие через временной портал. Всего час с небольшим тряски и вот я стою у врат древней столицы Бенгалии. Почти три столетия Сонаргаон царил здесь, пока Моголы не предпочли шумную Дакку. Теперь это тихое напоминание о былой славе, где каждый камень шепчет истории. И главный хранитель этих шепотов – Фонд народного творчества и ремёсел Бангладеш, или, как его чаще зовут, Музей Сонаргаона. Но первым делом мои ноги сами понесли меня не к парадному входу фонда, а в сторону Панам-Нагара. Этот "город одной улицы" – настоящий город-призрак эпохи британского Раджа. Прогуливаясь по пустынной главной улице под палящим солнцем, я ловил себя на мысли: вот-вот из-за резных ставень выглянет чья-то тень или донесется скрип давно умолкшего ткацкого станка. Жутковато и безумно атмосферно. Настоящая декорация для фильма ужасов про заброшенное величие. Покинув Панам с его меланхолией, я направился к сердцу комплекса – Боро Сардар Бари (Boro Sardar Bari). Вот уж г
Boro Sardar Bari
Boro Sardar Bari

Дорога из Дакки в Сонаргаон – это как путешествие через временной портал. Всего час с небольшим тряски и вот я стою у врат древней столицы Бенгалии. Почти три столетия Сонаргаон царил здесь, пока Моголы не предпочли шумную Дакку. Теперь это тихое напоминание о былой славе, где каждый камень шепчет истории. И главный хранитель этих шепотов – Фонд народного творчества и ремёсел Бангладеш, или, как его чаще зовут, Музей Сонаргаона.

Скульптура на территории фонда народного творчества и ремёсел Бангладеш и здание музея, на заднем плане
Скульптура на территории фонда народного творчества и ремёсел Бангладеш и здание музея, на заднем плане

Но первым делом мои ноги сами понесли меня не к парадному входу фонда, а в сторону Панам-Нагара. Этот "город одной улицы" – настоящий город-призрак эпохи британского Раджа.

Прогуливаясь по пустынной главной улице под палящим солнцем, я ловил себя на мысли: вот-вот из-за резных ставень выглянет чья-то тень или донесется скрип давно умолкшего ткацкого станка.

Жутковато и безумно атмосферно. Настоящая декорация для фильма ужасов про заброшенное величие.

Панам-Нагар
Панам-Нагар

Покинув Панам с его меланхолией, я направился к сердцу комплекса – Боро Сардар Бари (Boro Sardar Bari). Вот уж где контраст! Этот дворец заминдара Ишан Чандра Сахи, возведенный в 1901 году, после реставрации сияет как новенький.

На фоне дворца
На фоне дворца

Фасад в колониально-бенгальском стиле, арки, колонны – все идеально отштукатурено и выкрашено.

Колонны внутреннего двора
Колонны внутреннего двора

Стоя перед дворцом, я любовался восстановленными скульптурами английских всадников и яркой мозаикой.

Один из всадников
Один из всадников
Территория музейного комплекса
Территория музейного комплекса
Вход во дворец украшен мозаикой
Вход во дворец украшен мозаикой

Масштаб впечатляет. Представить только: 85 комнат на двух этажах, его внешний вид и дворы – уже самостоятельный аттракцион.

Внутренний двор дворца
Внутренний двор дворца

Особенно умиляли толпы местных девушек в ослепительно ярких сари, позирующих для инстаграма.

С одной из бенгальских красавиц
С одной из бенгальских красавиц

Саркастичная мысль: главное ремесло XXI века – создание идеального селфи на фоне прошлого.

Пруд на территории музейного комплекса
Пруд на территории музейного комплекса

Но настоящий музейный дух Сонаргаона живет рядом, в специально построенном для него здании Народного музея искусств и ремесел. Вот где магия! Здание стилизовано под традиционную бенгальскую деревню. Войдя внутрь, я окунулся в настоящий калейдоскоп народного гения Бангладеш. Десять галерей – и в каждой сокровища:

1. Ткани, покорившие мир: Легендарные стеганые Накши Кантха с их невероятными сюжетами, и воздушные Джамдани сари – шедевры, охраняемые ЮНЕСКО. Диорамы показывали, как из клочка хлопка рождается чудо.

2. Глина и дерево: Армия терракотовых фигурок, ритуальные маски, гипнотизирующие своей сложностью, и резные деревянные изделия – от игрушек до элементов домов.

3. Бамбуковое царство: Корзины, циновки, мебель – казалось, бамбук здесь подчинялся мастерам с магической легкостью.

4. Металл и музыка: Старинные колокольчики, посуда и загадочные музыкальные инструменты, на которых, кажется, можно сыграть песню духов реки.

5. Жизнь на воде: Потрясающие модели традиционных лодок – целая флотилия под крышей музея.

Прогулка по территории фонда стала завершающим аккордом. Тенистые аллеи, тихие озера (где можно прокатиться на лодке – "Апурба Дхиги"), ремесленные лавочки, фруктовый сад.

Буйство зелени
Буйство зелени

Ощущение спокойствия и погружения в другую реальность. Здесь же скромно стоит мемориал Зайнулу Абедину – тому самому художнику, чьей настойчивости в 1975 году мы обязаны этим уникальным местом.

А также скульптура отца нации, Шейха Муджибура Рахмана
А также скульптура отца нации, Шейха Муджибура Рахмана

Итог впечатлений:

Сонаргаон – это слоеный пирог истории. Грусть Панам-Сити, парадная, почти театральная красота отреставрированного Боро Сардар Бари, и подлинная, живая магия народного искусства в музее Фонда. Это путешествие из прошлого в настоящее через ремесло. Мистика здесь – в тишине заброшенных особняков Панама и в древних узорах, сплетенных руками мастериц.

Boro Sardar Bari
Boro Sardar Bari

Совет: Начните с Панам-Сити (ранним утром меньше людей и жарче атмосфера!), потом Боро Сардар Бари, затем Музей и неспешная прогулка по территории фонда. Выделите минимум 4-5 часов.

Подписывайтесь, если хотите больше таких погружений в прошлое! Лайки – лучшая награда для странствующего хрониста. А впереди – новые тропы, древние камни и отели...

За работой - снимаю видео
За работой - снимаю видео

Про моё путешествие в другую, древнюю столицу читайте здесь: