Пятница, 23:00. Где-то в районе АЭС «Руппур»
"Сажид, если мы не уедем сейчас — я взорвусь как паровой котёл!" — мой друг только усмехнулся, закидывая рюкзаки в автобус, следовавший до Дакки. Работа на атомном проекте в Руппуре — честь, но после напряженной недели, душа требовала настоящего Бангладеш. Не туристических открыток, а места, где время сминается, как шелк джамдани. Где камни помнят шепот купцов и слезы исхода. Panam City.
Ночная дорога стала прологом к путешествию во времени. Мимо проплывали огни кирпичных заводов — словно потомки тех, кто готовил кирпичи для строительства Панам-Нагар.
Суббота, полдень. Улица длиной в 600 лет
Когда мы ступили на ту самую улицу, утренний туман уже развеялся над каналами Панхирадж. 52 особняка встали по бокам, как застывшие стражи.
Ни стекол, ни дверей — только кирпичные скелеты в кружевах терракоты. Но "первозданность" оказалась обманчивой. Это была не консервация — а боль.
- В одном из домов обвалился потолок, открыв балки, почерневшие от пожара 1964 года;
- У другого дома валялись осколки чинитикри — мозаики из битого фарфора;
- Где-то скрипела дверь... хотя ветра не было.
После раздела Индии в 47-м, индуисты бежали. — А в 64-м погромы добили город. На некоторых домах видны гипсовые окна-обманки. Хозяева боялись воров... но не спаслись от людей.
Мистика в солнечных лучах
Я сел на заднем дворе одного из особняков и погрузился в транс. Прохлада обняла плечи, хотя на улице уже пекло. "Включи воображение", — сказал себе.
И оно сработало:
- У колодца во дворе — тень девушки в сари. "Здесь стирали муслин, — пояснил Сажид. — Ткань тоньше паутины. Чуешь запах влажного льна?" Я почувствовал.
- В зале с обрушенной лестницей — эхо детского смеха.
- В одном из домов тень в тюрбане мелькнула в окне. Говорят купец зарыл клад под домом...
Внезапно сторож зашипел: "Не снимай со вспышкой! Духи вспышек не любят. Особенно те, что сгорели..." Я выключил вспышку. Панам правил бал.
Архитектура как машина времени
Здесь дома — разной сохранности и вот почему:
- Крыши уцелели не чудом — их восстанавливают с 2020 года по чертежам эпохи Исы-хана. Без цемента — только известь и песок, как в XV веке!
- "Только стены?" — Да, но в стене одного дома я нашел выцарапанную дату: "1887". Год, когда здесь торговали муслином, дороже золота.
- Задний двор с прудом — не просто "бытовые сцены". "Видишь каменные площадки? — Сажид провел рукой по желобу. — Здесь давили индигоферу для краски. Цвет бенгальских сумерек".
Я прикоснулся к резной розе на фасаде. Мне показалось, камень теплый... как живой.
Говорят в Панам есть подземный ход. Я искал его — тщетно. Но мистика витала в воздухе.
Прощание: Когда камни плачут
Перед отъездом я обернулся.
Тени от колонн легли на землю, как силуэты учеников с грифельными досками. В 2006 году Панам включили в список 100 исчезающих памятников мира, — прошептал я Сажиду. — Он умирает?"
"Нет, — он тронул кирпич. — Он... спит. И снится ему время, когда по этой улице гуляли не призраки, а люди, мечтавшие о будущем. Как ты сейчас".
В автобусе я листал фото. На экране — дом без двора. Мои кадры — капля в океане памяти...
Эпилог. Green City, комендантский час
"Почему не восстановят полностью?" — спросил я у Сажида на прощание.
"Мертвые города должны хранить тайны. Иначе они станут... как ваш Грин-Сити: идеальным, но без души", — он растворился в темноте.
Я смотрел на луну. Где-то там, в 30 км от Дакки, Panam Nagar остался один на один с тенями. Только ветер гуляет по его улице, перешептываясь с призраками купцов. И теперь я — часть этой истории. Потому что настоящий Бангладеш — не в столицах, а в камнях, помнящих шепот веков.
P.S. В одном из домов в 2010-м под плитой нашли 200 золотых мохур. Говорят, это лишь десятая часть клада Раджи Роя... Может, в моем видео о Panam City есть ключ?
А о моем путешествии в музей Сонаргаон читайте здесь: