Найти в Дзене
Хронопортация

Как немецкий ас Рудорффер сбил в одном бою 13 наших самолетов? Почему лётчики врага зачастую были успешнее советских

Среди советских летчиков, сбивших наибольшее количество самолетов фашистов в одном бою, рекордсменом является Александр Горовец. Он отличился на второй день Курской битвы в небе над Ольховаткой, уничтожив 9 пикировщиков Ю-87 ("штука"). Один из них был сбит тараном. Честь ему и хвала! Аналогичный результат у американца Дэвида Маккэмпбелла. Он совершил свой подвиг 24 октября 1944 г. в заливе Лейта. Ну а рекордсменом является немецкий летчик-ас Эрих Рудорффер, сбивший в одном бою 13 советских самолетов. Всего же на его счету 222 победы. Это 7-й результат в истории ВМВ. А теперь мы поговорим подробней о том, как ему это удалось и почему многие германские пилоты были очень успешны. Эрих (1917 г.р.) с детских лет мечтал стать летчиком. Но не военной, а гражданской авиации, чтобы зарабатывать большие деньги. С 1936 г. он работал пилотом в компании "Люфтганза". Однако после начала ВМВ его перевели в люфтваффе и направили на переподготовку. Первый самолет противника Рудорффер сбил 14 мая 1940 г
Оглавление

Среди советских летчиков, сбивших наибольшее количество самолетов фашистов в одном бою, рекордсменом является Александр Горовец. Он отличился на второй день Курской битвы в небе над Ольховаткой, уничтожив 9 пикировщиков Ю-87 ("штука"). Один из них был сбит тараном. Честь ему и хвала! Аналогичный результат у американца Дэвида Маккэмпбелла. Он совершил свой подвиг 24 октября 1944 г. в заливе Лейта.

Ну а рекордсменом является немецкий летчик-ас Эрих Рудорффер, сбивший в одном бою 13 советских самолетов. Всего же на его счету 222 победы. Это 7-й результат в истории ВМВ. А теперь мы поговорим подробней о том, как ему это удалось и почему многие германские пилоты были очень успешны.

Первые 74 победы

Ас и его Messerschmitt Bf 109E4 во Франции, 1940 г.
Ас и его Messerschmitt Bf 109E4 во Франции, 1940 г.

Эрих (1917 г.р.) с детских лет мечтал стать летчиком. Но не военной, а гражданской авиации, чтобы зарабатывать большие деньги. С 1936 г. он работал пилотом в компании "Люфтганза". Однако после начала ВМВ его перевели в люфтваффе и направили на переподготовку. Первый самолет противника Рудорффер сбил 14 мая 1940 г. и это был французский P-36 "Хаук". Ну а ко дню капитуляции Франции пилот одержал 8 побед.

В дальнейшем он принял участие в битве за Британию, где ему пришлось драться с "Харрикейнами". Сталин позже их назвал "очень плохими самолетами". Естественно Эрих, летавший тогда на Ме-109, щелкал их как семечки. К 1 мая 1941 г. он одержал уже 19 побед и получил высшую награду Третьего Рейха – Рыцарский крест "Железного Креста".

Вот только Рудорфферу было не чуждо и благородство. Однажды возвращаясь домой, он заметил над Ла-Маншем "Харрикейн", что был подбит и летел из последних сил, оставляя за собой след дыма. Эрих сопроводил его до побережья Британии и на прощание помахал крыльями. И надо же было такому случиться, что через месяц немец сам оказался в подобной ситуации – англичанин не стал его добивать и сопроводил до Кале.

"Фокке-Вульф" Fw 190A.
"Фокке-Вульф" Fw 190A.

В ноябре 1942 г. обер-лейтенант Рудорферр возглавил эскадрилью 6./JG 2, оснащенную истребителями ФВ-190А. Вскоре её отправили в Африку воевать с теми же англичанами. В бою 9 февраля 1943 г. Эрих сбил сразу 8 самолетов P-40 "Уорхаук", используя тактику Ханса Марселя. А 15 мая он довел счет своих побед до 74, "приземлив" пару "Спитфайров". Вот только к тому времени 150-тысячная группировка гитлеровцев в Африке сдалась союзникам. Как итог, немецкий летчик-ас отбыл в Европу.

13 побед в одном бою

В начале августа 1943 г. Эрих возглавил II группу JG 54. Она воевала на Восточном фронте под Курском. Уже 7 августа он открыл счет, а через две недели за один день сбил сразу 8 советских самолетов. Дальше – больше. Ас установил рекорд в бою 6 ноября под Киевом. Вот что позже он вспоминал... Восемь ФВ-190 (см фото) сопровождали группу Ю-87. Когда пикировщики начали заходить на цель, вдали показались 20 "Яков". Рудорффер отправил 4 "фоккера" прикрывать "штуки", а остальные 4 машины спрятались в облаках. Затем они внезапно сзади атаковали "Яки".

"Рудорффер заткнул за пояс Хартмана, Новотны и Марселя, превзойдя их количеством самолетов, сбитых в одном бою. Его лучшим днем стал день 6 ноября 1943 года, когда он в течение 17-минутного боя ликвидировал 13 советских самолетов".
С. Иванов, Книга "Асы люфтваффе – пилоты Fw 190 на Восточном фронте".
Гауптман Рудорффер и его подопечные, август 1943 г.
Гауптман Рудорффер и его подопечные, август 1943 г.

В том числе Рудорффер сбил машину командира 91-го полка, Героя СССР Романенко, имевшего на своем счету 26 (21+5) самолетов противника. Маршал Ворожейкин в мемуарах пишет, что тот погиб от зенитного огня. Только официальные документы свидетельствуют об ином. И еще, Ворожейкин утверждает, что бой "фоккеров" был с его эскадрильей 728-го ИАП 256-й ИАД, а она потерь не имела. Однако и это ошибка. Схватка шла с Як-9 91-го ИАП и с Як-7 728-го ИАП из иной эскадрильи.

К сожалению, архивные фонды 256-й ИАД и её полков практически не сохранились. Поэтому подробности сейчас не узнать, даже полные потери. Эрих же отчитался о том, что сбил в том бою шесть Як-9 и семь Як-7. Его результативность документально подтвердил ведомый и два других пилота "фоккеров". Также доказательством были переговоры по радио и фотоконтроль. Отчет поступил к командиру эскадры. Все было очень строго, хоть на просторах интернета гуляет миф, что немецким пилотам верили на слово. На самом деле за приписки их могли сурово наказать.

Другое дело, что летчик мог ошибаться. Он видел, что попал в истребитель, это подтверждал фотоконтроль. После чего переключился на другой объект, а самолет противника дотянул до родного аэродрома. Таких ошибок и у наших летчиков хватало.

В 1945 г. немецким лётчикам будет не до смеха.
В 1945 г. немецким лётчикам будет не до смеха.

И ещё. Почему немецкие летчики воевали так успешно? Дело в том, что они обучались от 18 до 30 месяцев. Их налет составлял 200-250 часов, а у наших обучение длилось полгода и налет составлял мизерные 15-30 часов (экономили топливо). Многие новички ВВС РККА умели только взлетать и садиться. Немцы таких замечали сразу и пачками жгли их самолеты. Отсюда и высокая результативность у немецких асов. За глупость и жадность верхов платили своими жизнями наши пилоты.

Лично сбил 222 самолёта

Майор Рудорффер продолжил успешно воевать на Восточном фронте. 28 октября 1944 г. он уже заходил на посадку, когда увидел, что к его аэродрому приближается армада из 60 Ил-2. Ас убрал шасси и со своим ведомым рванул на перехват. Большую часть штурмовиков им удалось отогнать, при этом Эрих сбил 9 неповоротливых Илов, еще 2 на счету его ведомого. Вообще победы над штурмовиками майору давались легко. Всего их было 58.

Герой повествования в кругу друзей. На заднем плане – его ведомый, унтер-офицер Курт Тангерманн, июнь 1944 г.
Герой повествования в кругу друзей. На заднем плане – его ведомый, унтер-офицер Курт Тангерманн, июнь 1944 г.

За свои подвиги в Прибалтике Рудорффер получил прозвище "Охотник Либавы". Считалось, что он входит в число 4-х самых метких снайперов люфтваффе. В 1945 г. майор воевал на Ме-262 и одержал на нем 12 побед. А всего у него более 1000 вылетов, 302 воздушных боя, 222 сбитых машин, из них 136 на Восточном фронте, 26 в Африке и 60 на Западном фронте. Его сбивали 16 раз, 9 раз он покидал самолет с парашютом. За свои подвиги Эрих получил много наград, в том числе три "Железных Креста".

И последнее. Интересно, кто бы победил в дуэли: Рудорффер или Кожедуб? Ведь Иван Никитович отлично умел спускать с небес на землю даже самых лучших представителей люфтваффе.

Друзья, я прошу Вас помочь выжить каналу, нажав тут или на кнопку чуть ниже. Заранее спасибо!