Долгие годы считалось, что Кожедуб и Покрышкин самые результативные советские летчики в годы ВОВ. В итоге им досталась вся слава, ну а шедший сразу за ними Григорий Речкалов оказался "третьим лишним". О нём практически не говорили и не писали СМИ. До сих пор об этом выдающемся летчике многие люди не знают. К счастью, историки исправили свою ошибку. Они выяснили, что Григорий Андреевич сбил гитлеровских "стервятников" даже больше, чем Покрышкин.
Именно он летчик-ас №2 по итогам ВОВ. Кроме того, Речкалов – единственный в своем роде. Он был дальтоником, а их в авиацию не брали и не берут! Но он стал пилотом. В 1941 г. Григория тяжело ранило и его собрались комиссовать. Но тут он снова совершил невозможное и вернулся в свой родной полк, после чего стал дважды Героем СССР.
"Не годен к службе в ВВС"
Будущий летчик-ас (1920 г.р.) до 9 лет жил в селе Зайково Ирбитского уезда. В 1929 г. семья перебрались в село Бобровское. Вскоре в соседнем Арамиле открыли аэроклуб. Мальчик впервые увидел самолет и заболел небом, после чего последовательно шел к цели. Юноша окончил ФЗУ, затем работал электриком на заводе, одновременно учился в аэроклубе. В январе 1938 г. Жора прибыл в Пермь, чтобы поступить в авиашколу.
В школе выяснилось, что герой повествования дальтоник и все могло закончиться, не начавшись. Выручил товарищ, который прошел окулиста за Речкалова. После окончания учебы Григорий получил назначение в 55-й ИАП, что базировался в Молдавии. Там через год случилась новая напасть. Мл. лейтенанта Речкалова направили на медкомиссию в Одессу. Вердикт врачей был однозначен – "не годен к службе в ВВС". Только:
"Не было бы счастья, да несчастье помогло". В полк Григорий вернулся 22 июня 1941 г. В небе уже шли бои. Начштаба его спросил: "Наш самолет от фашистского отличишь? Вот задание!".
После утвердительного ответа вопрос был снят.
Сбежал на фронт, как мальчишка
Летал Речкалов на допотопном биплане И-153 ("Чайка"), но уже 26 июня завалил своего первого "мессера". Через 16 дней на его счету было 3 немецких самолета. И тут при посадке у И-153 оторвался шатун. Он внезапно скапонировал, а Григорий чудом выжил. К сожалению, качество крылатых машин в РККА было низким. Из 88 тыс. потерь самолетов в годы ВОВ 45 тыс. были утрачены в результате аварий и катастроф и лишь 43 тыс. в сражениях.
В итоге Речкалов пересел на И-16. 26 июля он бомбил мост через реку Днестр и тут зенитный снаряд разорвался в кабине пилота. Григорий получил тяжелое ранение правой ноги. Благодаря силе воли, он дотянул до родного аэродрома, хоть его преследовали два Ме-109. К счастью, ас сумел пролететь по дну глубокого оврага и уйти от врага. В госпитале ногу хотели ампутировать, но летчик этого докторам не позволил. Далее его привезли в Свердловск, где доктор Лепешинский сотворил настоящее чудо. Он провел три операции и спас ногу пилота, но ему пришлось ампутировать два пальца на ней.
Григорий едва мог ходить и его решили комиссовать. Но он вымолил, чтобы его оставили в армии. В феврале 1942 г. Речкалова направили в запасной полк в глубоком тылу, чтобы обучать полетам на У-2 курсантов. Однако через месяц инструктор сбежал от своих учеников и отправился на фронт. Хромой и без документов. Если бы его поймали, то сочли дезертиром, а дальше трибунал! Но обошлось. Герой повествования нашел свой полк, ставший 16-м гвардейским, под Ростовом.
Комполка Иванов влепил асу 5 суток ареста за побег из запасного полка, а потом доверил новый самолет МиГ-3. Григорий его освоил быстро. Уже в конце мая он сбил пару "мессеров", а всего в 1942 г. поразил 5 самолетов врага лично и один в группе. Также в ходе штурмовок летчик уничтожил эшелон, 15 орудий, 33 грузовика и две роты фашистов. За свои подвиги он получил орден Красного Знамени, вот только счет Речкалова в 1942 г. обнулили. Дело в том, что документы 55-го полка сгорели и из-за этого летчик-ас после ВОВ оказался на третьем месте.
Дважды Герой СССР
В начале 1943 г. пилоты 16-го ГвИАП освоили Аэрокобры. Полк сразу же преобразился. Несомненно Р-39 "Аэрокобра" лучший истребить РККА в годы ВОВ. Главное его достоинство – огневая мощь. Уже в апреле Григорий сбил в небе над Кубанью 8 самолетов фашистов, еще столько же в мае. Ему, как и Покрышкину, присвоили звание Героя Советского Союза. Беспредельно храбрый и презирающий врага летчик нанес на свой самолет три грозные буквы – РГА (личные инициалы). Немцы его боялись, как огня.
Атаковать Речкалов предпочитал, как сокол, с большой высоты. Хоть он и был дальтоником, но обладал дальнозоркостью, всегда первым замечал немецкие самолеты и первым атаковал. В октябре 1943 г. ас врезался в строй из полсотни пикировщиков Ю-87 и сбил три из них. А всего на счету его группы в том бою 6 "стервятников" при отсутствии потерь. Аналогичный трюк Григорий повторил через месяц и в декабре 1943 г. Речкалова представили ко второй "Золотой Звезде". К той поре он лично сбил 41 самолет и 3 в группе без учета трех "стервятников", уничтоженных им в 1941 году.
Увы, награды не последовало, даже не дали орден. Лишь в июле 1944 г. Григорий Андреевич стал дважды Героем СССР за 48 самолетов фашистов, сбитых лично. Вскоре капитан Речкалов возглавил 16-й ГвИАП. Он был слишком добрым, порой даже безалаберным командиром, ведь отличный летчик не всегда хороший командир. Однажды аэродром атаковали гитлеровцы, а дежурные истребители в небе отсутствовали. Во время налета погиб летчик-ас Цветков и командира сняли с должности.
Имелись у Речкалова и другие недостатки. В бою он мог переключиться с истребителей на бомбардировщики, т. к. их было легче сбивать. Григорий слишком стремился увеличить свой личный счет. Только это не отменяет того, что герой статьи был супер-летчиком. В ходе 452 боевых вылетов он провел 120 воздушных боев, сбил 61 самолет врага лично и 4 в группе (последний в феврале 1945 г.). Затем майора Речкалова перевели на работу в 9-ю авиадивизию и он в боях уже не участвовал.
После войны Григорий Андреевич окончил Академию и командовал дивизиями. В отставку вышел в 1959 г. в звании генерал-майора, был награжден 9-ю орденами. Прожил ветеран ровно 70 лет, но память о легендарном человеке будет жить сотни лет. В тех же Зайково, Ирбите, поселке Бобровском его просто боготворят. В честь фронтовика названы улицы и школы в России.
Друзья, я прошу Вас помочь выжить каналу, нажав тут или на кнопку чуть ниже. Давайте будем вместе продвигать отечественный патриотизм!