В минувшие выходные мы снова прокатились на "Валдае" по Волге. На этот раз по экскурсионному маршруту "Русские крылья", который ведет в Чкаловск, небольшой районный город в Нижегородской области, родину Валерия Чкалова.
Кому интересно - круговой маршрут по Волге "Нижний Новгород - Чкаловск и обратно", 2750 рублей, длительность 1 день. До конца лета рейсы еще проводятся.
В этой экскурсии туристам предлагается посетить 2 музея: музей скоростей с экранопланами Ростислава Алексеева и музей Валерия Чкалова, прославленного советского летчика, перелетевшего из России в Америку через Северный полис.
В этой статье расскажу про музей Чкалова.
Чкаловск до летчика Чкалова
Валерий Павлович родился в Нижегородской губернии в 1904 году в небольшом селе Василёво.
Его отец, Павел Григорьевич Чкалов, был приглашен в село на работу, а потом так и остался здесь с семьей на всю жизнь.
Валерий был девятым и последним ребенком в семье. Мать летчика умерла рано, когда Валере было всего 6 лет, и воспитывался он отцом, а позже мачехой. Отец, правда, тоже скоро скончался - когда Валерию было 10 лет, но мачеха, полюбившая всех детей мужа, воспитывала их как родных.
В 7 лет Валера пошел в школу: учился не слишком хорошо, учиться ему было не очень интересно. После школы в 1916 году он поступил в училище, но в 1917 году оно уже закрылось. Тогда 15-летний парень пошел работать - трудился кочегаром на речном судне.
И именно тогда же он впервые увидел пролетающий самолет. И пропал —понял, что это то, чем он хотел бы заниматься всю жизнь:
Воздушный лихач Чкалов
Валеру бросает работу и вступает добровольцем в Красную армию, чтобы стать учеником сборщика самолетов в авиапарке. Потом обучается в нескольких школах авиации, оканчивает школу летчиков и завершает обучение в Высшей военной авиационной школе:
После обучения для прохождения дальнейшей службы Чкалов прибывает в Ленинград, где служит летчиком военный эскадрильи.
Но Чкалов как летчик непоседливый, он периодически нарушает дисциплину: то выполнит в воздухе особый пируэт, то реализует сложный маневр. За такое воздушное лихачество в 1928 году Чкалова даже увольняют со службы.
Следующие пару лет Чкалов работает в Ленинграде инструктором, обучает других летчиков.
Но сидеть на скучной работе ему неинтересно, в 1930 году он все-таки сумел восстановиться на службе, где становится инструктором-испытателем – испытывает новые самолеты и летательную технику.
За следующие 2 года Чкалов совершает более 800 испытательных полетов, проверяя технику пилотирования разных типов самолетов, в том числе авианосцев и бомбардировщиков.
В 1935 году Валерий Чкалов вместе с авиаконструктором Николаем Поликарповым награждаются высший правительственной наградой орденом Ленина за создание и испытание лучших самолетов истребителей.
Перелет на Дальний Восток
В те же годы Чкалов знакомится с другим летчиком-испытателем Георгием Байдуковым и штурманом Александром Беляковым. Втроем они задумывают совершить рекордный перелет из СССР в США через Северный полюс.
Еще в 1934 году Чкалов испытывает новый самолет конструктора Туполева АНТ-25 и приходит в восторг – «Это просто чудо, а не самолет!» говорит Чкалов. АНТ-25 рассчитан на длительный беспосадочный полет в суровых условиях.
И вот троим авиаторам не терпится испытать самолет в реальном полете. Но задуманный перелет можно выполнить только с согласования глава страны.
Чкалов сам пишет письмо на имя Сталина с просьбой разрешить перелет через Северный полюс. Сталин отвечает летчикам отказом, но предлагает альтернативу – если вам, пишет, так надо, чтобы было далеко, летите на Дальний Восток. Россия большая, дома большие территории тоже найдутся.
Правда, перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский, хоть и был дальним, не был сложным – суровые условия на прямом перелете бы не встретились.
Тогда Чкалов корректирует маршрут — вместо прямого перелета добавляет дополнительные залеты без посадки на землю Франца Иосифа, Северную землю, и затем уже в Петропавловск-Камчатский. Маршрут снова направляется Сталину, и на этот раз Сталин его одобряет.
Этот перелет стартует 20 июля 1936 года. Он продолжается 56 часов 20 минут и заканчивается на острове Удд. Дальность полета составила рекордные 9374 километра.
Пролетев над Петропавловском-Камчатским, Чкалов решил не садиться здесь, а долететь до Сахалина, ведь горючего еще оставалось в избытке. Но немного не долетев до намеченного места посадки, из-за погодных условий самолет садится на небольшом острове Удд.
На острове они отдыхают, строят взлетную полосу (на острове самолеты до них не летали) и 28 июля экипаж вылетает с острова обратно. На этот раз они останавливаются во многих городах и везде их уже встречает как героев.
В Москве встречать летчиков приехал сам Сталин. Всем членам экипажа он присвоил звания героев Советского Союза и наградил всех орденом Ленина (для Чкалова это уже второй).
Также всем троим героям были подарены личные самолеты. Самолет, который получил в подарок Чкалов, тоже хранится в его музее:
Перелет в США через Северный полюс
С этого момента Чкалов приобретает всенародную известность в СССР. Но не оставляет идеи все-таки перелететь Северный полюс.
Через год после перелета на остров Удд Чкалов с командой снова пишут письмо Сталину, и на этот раз получают его разрешение.
На все том же самолете АНТ-25 18 июня 1937 года экипаж в таком же составе (главный пилот Чкалов, второй пилот Байдуков, штурман Беляков) вылетает с Щелковского аэродрома Москвы и держит курс на США через Северный полюс.
Такой перелет - это то настоящее испытание для самолета и экипажа, к которому так стремился Чкалов. Отсутствие видимости, обледенение самолета, жуткий холод - вот что пришлось испытать команде, перелетая самую северную точку Земного шара.
Во время полета над северными льдами у самолета мерзли стекла. Тогда самолет поднимали выше облаков под прямые солнечные лучи, но там пилотам не хватало кислорода и из носа шла крoвь. Приходилось балансировать - то подниматься над облаками, чтобы обогреть самолет, то спускались ниже их, чтобы экипаж смог восстановить физическое состояние.
Хотя экземпляр АНТ-25 Чкалова специально готовили к этому полету. Для арктического полета модификацию машины модернизировали для низких температур: уменьшили радиатор системы охлаждения, на двигателе сменили винт, чтобы брать больше топлива в запас, крылья самолета сделали в 2,5 раза длиннее фюзеляжа, двигатель установили увеличенной мощности.
Увидеть легендарный самолет, поднять к нему и даже заглянуть в кабину, можно в музее в Чкаловске:
Полет из Москвы в США через Северный полюс длился 63 часа 16 минут и по дальности составил 9130 километров.
20 июня самолет приземлился в Ванкувере, в штате Вашингтон. Теперь все члены экипажа стали знаменитостями уже в Америке. На американской земле пилотов приветствовали посол СССР в США Трояновский и начальник гарнизона генерал Джордж Маршалл, ставший позже министром обороны, госсекретарем США и лауреатом Нобелевской премии мира.
Президент США Рузвельт принимал участников перелета в Белом доме целых 2 часа вместо положенных 15 минут.
Есть мнение, что именно этот полет способствовал налаживанию дальнейших дружеских отношений СССР и США.
Дома все члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени:
И получили по автомобилю. Сам Чкалов получил от Сталина синий американский лимузин "Паккард", который можно сейчас тоже увидеть в музее:
Жизнь после подвига
В конце 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Верховного совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР.
В музее в Чкаловске можно увидеть московский кабинет В.П.Чкалова - он был реконструирован в отдельной комнате по подобию московской квартиры летчика:
Последний полет
1 декабря 1938 года Чкалов был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя конструктора Поликарпова И-180. Полет готовили в спешке, чтобы успеть до конца года испытать и внедрить модель в производство.
И хотя сам Н. Поликарпов протестовал против ненужной спешки и считал машину недоработанной, 15 декабря Чкалову было предписано провести испытательный полет.
Несмотря на холодную погоду (доходило до -25 градусов), вылет прошел неплохо, машина набрала высоту и ушла в полет.
По свидетельству другого пилота, который также летал в это время над аэродромом, Чкалов подлетел к нему, показал большой палец, мол, все отлично, после чего пошел на посадку.
Но потом случилось неожиданное - при заходе на посадку двигатель самолета остановился.
Валерий Чкалов мог бы катапультироваться - комплект с парашютом всегда был у любого летчика-испытателя, но это означало бы потерять самолет, а самолеты он старался беречь до последнего.
Чкалов собрался посадить самолет где получится, но под ним были жилые дома, места для посадки было недостаточно. Рухнуть на жилые дома с людьми он тоже позволить не мог.
Перелетев на последний оборотах через дома, самолет зацепился за электрические провода, ударился о столб и врезался в кучу деревянных отходов. Чкалова выбросило из кабины вместе с сиденьем. Рабочие ближайшей автобазы, прибежав на аварию, отправили летчика в Боткинскую больницу, но уже к вечеру легендарный Чкалов скoнчался.
После ги.бели Чкалова ряд руководителей авиационного завода, причастные к организации этого полета, были арeстованы и приговорены к длительным срокам лишения свободы.
Валерий Чкалов был крeмирован в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлевской стене.
Память
Еще при жизни Чкалова в 1937 году поселок Василёво, где он родился, был переименован в Чкаловск.
Здесь, в Чкаловске, в его мемориальном доме-музее можно увидеть не только самолеты и фотографии прославленного летчика, но и интерьеры, где он жил, будучи ребенком, а потом - и когда приезжал сюда взрослым:
В Чкаловске в 1981 году установили большой памятник летчику, в Нижнем Новгороде (тогда еще городе Горьком) знаменитый памятник Чкалову стоит с 1940 года:
Имя Чкалова было присвоено лесомеханическому техникуму, в котором он учился, Борисоглебскому авиационному училище летчиков, в котором он также учился, многим улицам и станциям метро.
Его имя 20 лет носил Оренбург, имя Чкалов присвоили астероиду и многим другим географическим и историческим объектам.
Из недавних изменений - имя Валерий Чкалов присвоено нижегородскому аэропорту Стригино. Здесь стоит бюст легендарного летчика, карта его перелета в США, а в зале получения багажа расположена информация о нем и его полетах:
Какая большая получилась статья! А ведь в Чкаловске мы пробыли всего лишь несколько часов! Как удивительно - небольшой музей, небольшой город - но какая большая история и великая значимость!
А вам нравится бывать в мемориальных музеях, посвященных легендарным людям?
***
Ставьте лайк 👍🏻, если вам был интересен этот материал!
И подписывайтесь ✅ на канал, чтобы не пропустить новые статьи!
***
Читать еще: