Найти в Дзене
Дама с чемоданом

Советский гений, опередивший время и скорость - Ростислав Алексеев

Оглавление

Именно сейчас, в декабре, одну из своих статей я бы хотела посвятить не поездкам и путешествиям, а человеку. Гению. Советскому инженеру-изобретателю, идеи которого превзошли возможности своего времени. Ростиславу Евгеньевичу Алексееву.

Вы наверняка слышали о судах на подводных крыльях: "Ракета", "Комета", "Метеор" - самые известные из них. Это изобретение Алексеева.

Стенд с самым известным портретом Р.Е.Алексеева в Нижнем Новгороде на ул.Большая Покровская
Стенд с самым известным портретом Р.Е.Алексеева в Нижнем Новгороде на ул.Большая Покровская

Корабли Алексеева интересовали всегда. По молодости он увлекался яхтенным спортом, конструируя свои яхты полностью самостоятельно. И неоднократно побеждал на них на соревнованиях.

Благо, город Горький (ныне Нижний Новгород), где жил и потом работал всю жизнь Алексеев, стоит на слиянии двух рек. Так что вода здесь всегда под рукой!

В годы войны 1941-1945 молодой, только что получивший диплом, Ростислав Евгеньевич по собственной инициативе в свободное от работы время с ближайшими соратниками начали разрабатывать суда на подводных крыльях. А в рабочее время трудились над созданием танков для фронта. Хорошо, директор завода "Красное Сормово", где работал Алексеев с товарищами, негласно поощрял эту затею.

Завод "Красное Сормово" сейчас
Завод "Красное Сормово" сейчас

Как итог - в 1945 году первое судно на подводных крыльях А-5 получает одобрение наркомата судостроительной промышленности.

Суда на подводных крыльях

В 1957 году появилась знаменитая "Ракета" , от которой сам Хрущев был в восторге. Потом - свое конструкторское бюро - ЦКБ по СПК - Центральное Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях, где Алексеев стал главным инженером. Каждый год конструкторское бюро выпускало по модели, самыми известными из них стали "Ракеты", "Метеоры" и "Кометы".

Но ещё были "Спутник", "Буревестник", "Восход"... Алексеев сам давал им такие космические имена. Быстроходные корабли, которые могли развивать скорость до 100 км в час, ходили по рекам и морям Союза.

Памятник "Метеору" стоит в Нижнем Новгороде недалеко от площади им.Алексеева
Памятник "Метеору" стоит в Нижнем Новгороде недалеко от площади им.Алексеева

В то время Алексеев с другими инженерами получает Сталинскую, Ленинскую премии, а также становится Заслуженным изобретателем РСФСР, он востребован и признан.

Р.Е.Алексеев (в центре самый высокий) с коллегами. Рядом справа Н.А.Зайцев - ближайший друг и помощник
Р.Е.Алексеев (в центре самый высокий) с коллегами. Рядом справа Н.А.Зайцев - ближайший друг и помощник

Но Ростислав Алексеев - человек великих идей, он никогда не останавливался на достигнутом, его гению не было преград. Он всегда думал дальше, больше, быстрее!

Ему говорили - твои идеи это что-то невозможное, нереальное, этого нельзя достичь! А он отвечал - как же нельзя, если я уже попробовал и у меня получилось!
Ростислав Евгеньевич Алексеев за работой
Ростислав Евгеньевич Алексеев за работой

Экранопланы

Есть версия, что ещё в молодости в разговоре с прославленным летчиком Валерием Чкаловым, тот поделился с Алексеев своим наблюдением про эффект воды отталкивать предметы - эффект экранирования. И Алексеева этот эффект очень заинтересовал, просто не давал покоя.

Результатом продумывания использования этого эффекта появилась задумка строить экранопланы - корабли-самолёты, которые могли "летать" над водой.

Гений Алексеевской мысли был настолько масштабный, что он предполагал в будущем использование таких аппаратов в активной жизни города и населения. Но сначала предстояло предложить их военным.

Очень интересная деталь - хочешь что-то выпустить в жизнь, начни с военных. У них и деньги, и влияние. Так было и судами на подводных крыльях: сначала для армии, и лишь потом для перевозки пассажиров. Так случилось и с экранопланами: армия одобрила, можно разрабатывать. А там, глядишь, дело и до гражданских нужд дойдёт.

В 1966 прошли испытания первого экраноплана КМ (Корабль-Макет, другое название Каспийский монстр). Ох, как эта махина напугала западные спецслужбы, когда они увидели её снимки со спутника!

Ещё бы, 92 метра в длину, размах крыльев почти 40 метров, 540 тонн веса, 10 турбовинтовых двигателей. Это был самый огромный летательный аппарат на тот момент!

КМ на испытаниях
КМ на испытаниях

Но особенным его делало то, что он летал! Экраноплан, как корабль, базировался на воде. Но при движении он поднимался над водой и как на воздушной подушке двигался вперёд. Скорость движения также была поразительной - до 500 км/час!

По заказу ВМФ был сконструирован экраноплан поменьше - "Орленок" (1972 год), который тут же записали на баланс десантных войск.

"Орленок" на испытаниях
"Орленок" на испытаниях

А потом КМ потерпел крушение

Нет, никто не пострадал. Но Алексеевна сняли. Давно хотели, мешал он со своими новаторскими идеями взрослым закостенелым дядям, слишком шустрый, слишком умный, слишком быстрый.

В 1975 на очередных испытаниях КМ пилот совершил ошибку и аппарат ударился об воду. При желании аппарат можно было бы восстановить, но зачем, когда такая оказия удачная нарисовалась!

-8

И Хрущева давно нет, и покровителей. И никто не смог воспрепятствовать. И Ростислава Евгеньевича сняли. Как сейчас бы сказали - бездарно слили.

Выделили ему кабинетик, запретили заниматься экранопланами и прежними разработками. Многие материалы просто уничтожили. Но он занимался. Тайком, когда никто не видел. Все также разрабатывал, чертил, продумывал.

В 1980 году при спуске на воду экранолета "Волга-2" Ростислав Алексеев получил травму, от которой больше не оправился. Он скончался 9 февраля 1980 года. Ему было всего 63.

63 года - для спортивного, физически активного и сильного человека это совсем не возраст. Сколько он смог бы еще создать и изобрести, если б ему разрешили работать!

Лунь

Экраноплан "Лунь" создали уже без Алексеева. В 1986 году его спустили на воду, а затем после испытаний приняли на баланс Каспийской флотилии.

К сожалению, этот экраноплан тоже ждала незавидная участь. С распадом Советского Союза экраноплан был списан и больше не использовался. Сейчас он стоит на берегу Каспийского моря в Дагестане и тихонько ветшает. Любой желающий может его увидеть:

Спасатель

Еще один экраноплан совсем не успел выйти "в свет". Это "Спасатель", который задумывался как поисково-спасательное судно, которое могло бы быстро подойти к месту крушения корабля или самолета и спасти пассажиров.

"Спасатель" оборудовали специальными спасательными средствами, что делало его похожим на передвижной госпиталь, способный принять 150 пострадавших, а суммарно до 500 человек пассажиров.

"Спасатель" был собран на заводе "Красное Сормово" и к моменту закрытия работ по нему был завершен на 95%. Но из-за распада Союза и острой нехватки финансирования проект заморозили на неопределенный срок.

Удивительно, но "Спасатель" до сих находится на заводе. К сожалению, точной информации о его дальнейшей судьбе нет: иногда появляются сообщения, что его утилизируют, иногда - что нашлись активисты и экраноплан восстановят для тушения пожаров. Но не уверена, что этой информации можно верить.

"Спасатель" закрыт для посещений, я лично сама его не видела, хотя очень бы хотела. Тем не менее, в интернете есть несколько фотографий этого экраноплана на заводе - видимо, экраноплан как-то все-таки показывали журналистам, либо в виде исключения проводили экскурсию.

Память Ростислава Алексеева

Россия знает много имен своих изобретателей: Калашников, Туполев, Королев... Жаль, что вместе с этими именами обычно не называют Алексеева. Тем не менее, его помнят в Нижнем Новгороде и в мире.
  • В Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне в Зале Славы по соседству с Королевым находится портрет Алексеева. Там вообще мало русских, но заслуги Алексеева признали даже там.
  • ЦКБ по СПК - Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях сейчас носит имя Алексеева.
  • В Нижнем Новгороде площади недалеко от завода "Красное Сормово" было присвоено имя Ростислава Алексеева. Там же стоит памятник ему.

Конструктор в руках держит линейку как символ инженерной мысли:

-11
  • Политехническому университету в Нижнем Новгороде, в котором сначала учился сам Алексеев, а потом уже для студентов читал лекции, присвоено имя Алексеева в 2007 году. Там же стоит ему бюст и памятник экраноплану.
  • Ежегодно в одной из нижегородских школ проводятся "Алексеевские чтения" - фестиваль проектов и школьных изобретений.

На "Алексеевские чтения" неизменно приглашается дочь изобретателя - Татьяна Ростиславовна Алексеева. Эта потрясающая женщина, несмотря на свой почтенный возраст (80+) все еще сама работает в ЦКБ по СПК, а также активно участвует в сохранении памяти о своем отце: дает интервью, посещает мероприятия, участвует в написании книг об отце.

Мы на "Алексеевских чтениях" слева направо: Анна Николаевна (работник библиотеки, где открыт выставычный зал работ Н.А.Зайцева и Р.Е.Алексеева), я (автор этого материал), рядом со смной Татьяна Ростиславовна Алексеева, и "наш мальчик" - мой сын
Мы на "Алексеевских чтениях" слева направо: Анна Николаевна (работник библиотеки, где открыт выставычный зал работ Н.А.Зайцева и Р.Е.Алексеева), я (автор этого материал), рядом со смной Татьяна Ростиславовна Алексеева, и "наш мальчик" - мой сын
  • В 2018 году вышел 4-серийный мини-сериал о Ростиславе Алексееве - "Обгоняя время". В роли Алексеева Артем Быстров, тоже, кстати, нижегородец. И несмотря на то, что в фильме присутствуют определенные стереотипные демонстрации советского времени, общая история конструктора и его работа показана очень хорошо. И лично мне Артем Быстров в этой роли очень понравился тоже.
-13
  • В современном Нижнем Новгороде есть граффити с портретом Алексеева. огромный рисунок на опоре моста - говорят, его с реки хорошо видно. Наверное, это правильно - проплывая по реке Оке на теплоходе или прогулочном катере, видеть портрет великого кораблестроителя:
-14

***

Ну, и закончу я этот материал причиной, почему декабрь.
18 декабря 2009 года родился мой сын.
А 18 декабря 1916 года - Ростислав Алексеев.

Я всегда неизменно вспоминаю великого конструктора в декабре. Обязательно. И "Метеор", и Лунь, и это граффити, что выше. И то, что этот человек сделал невозможное - научил корабли летать!

***

Ставьте лайк 👍🏻, если вам был интересен этот материал!
И подписывайтесь ✅ на канал, чтобы не пропустить новые статьи!

***

Читать еще: