Если вы путешествуете с мужем и сыновьями по Нижнему Новгороду, рекомендую заехать Музей истории ГАЗ. Находится он правда не в центре города, а в Автозаводском районе - там где располагается тот самый завод - самый большой завод Нижнего Новгорода - Горьковский Автомобильный Завод. Но это и логично)) Точный адрес музея - проспект Ленина, 95.
Все фото в материале из личного архива автора
Посещение музея для взрослого стоит 500 рублей, для школьников и студентов по Пушкинской карте 150 рублей.
Музей занимает 3 этажа. На 3 этаже находится производственная экспозиция для детей и подростков. Сами автомобили и история завода располагаются на 1 и 2 этажах.
На 1 этаже рядом с кассами можно посмотреть план экспозиции и небольшую выставку пермского художника с изображением автомобилей ГАЗ на картинках:
Автомобили военного и послевоенного времени
Встречает гостей ГАЗ-АА (также известный как «полуторка») – это первый автомобиль, выпущенный в Нижнем Новгороде. ГАЗ-АА выпускался с 1932 по 1938 год.
Сначала они назывались НАЗ-АА, а имя ГАЗ появилось в 1933 году, когда город Нижний Новгород был переименован в Горький.
К 1941 года в рядах Красной Армии числилось более 150 тысяч таких машин. Таким образом, «полуторка» стала самым массовым автомобилем Армии.
Рядом ГАЗ-ААА (или "трехсотка") - шестиколёсный автомобиль повышенной проходимости. Серийный выпуск ГАЗ-ААА был запущен в 1936 году и был свернут в августе 1943 года из-за больших разрушений ГАЗа авиа бомбардировками:
Дальше стоит ГАЗ-А - первая легковая модель Горьковского автозавода.
ГАЗ-А - это лицензионная копия автомобиля Ford-A, оборудование и документация на производство которого были куплены советским правительством в США в 1929 году у Ford Motor Company. Фактически это первый советский легковой автомобиль массовой конвейерной сборки.
За период с 1932 по 1936 годы выпустили почти 42 тысячи автомобилей:
В 1936 году на смену ГАЗ-А пришел легковой автомобиль следующего поколения — ГАЗ-М1 ("эмка"):
В 1936–1946 годах М1 был основным советским таксомотором.
Выставочные экземпляры автомобилей чередуются с картинами жизни страны тех лет:
И описаниями знаковых событий того периода, где в том числе принимали участие и автомобили. например, на одной из стен располагается карта автопробега:
Прорывом для советского автопрома становится ГАЗ-М20 "Победа".
"Победа" - первый советский легковой автомобиль, который официально экспортировался в страны Запада.
Собирали Победы с 1946 году до 1955. Всего собрали почти 250 тысяч "Побед".
С 1949 года Горьковский автозавод начинает выпускать ЗИМ (ГАЗ-12) - первую представительскую модель.
ГАЗ-12 использовался для службы в таксомоторных парках и в качестве служебных автомобилей для партийной и правительственной номенклатуры среднего уровня.
В 1959 году на смену ГАЗ-12 пришла модель "Чайка" ГАЗ-13.
ГАЗ-13 "Чайка" - это представительский легковой автомобиль для привилегированных персон: машины не допускаются для использования кем-либо, кроме руководителей определённого уровня, советских послов (дипломатов) и иностранных граждан:
ГАЗ-14 "Чайка":
Отдельно представлена малышка ГАЗ-18, разработанная для людей с ограниченными возможностями. Правда, таких автомобилей выпустили всего 2, после чего проект закрыли:
"Волга" - новая веха в истории ГАЗ
Приемником "Победы" принято считать "Волгу". "Волга" - это новая история Горьковского автозавода. Десятки лет разные модели "Волги" будут выходить с конвейера ГАЗа.
ГАЗ-21 «Волга» — советский автомобиль бизнес-класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год:
Отличительным знаком первой серии ГАЗ-21 является звезда на решетке радиатора. Экспонат со звездой подвешен на тросах и как будто парит между этажами. Очень впечатляюще!
На смену знаменитой 21-й "Волге" была разработана "Волга" ГАЗ-24, которую выпускали с 1968 по 1986 годы.
А после - ГАЗ-3102:
Следующая массовая "Волга" - это ГАЗ-31029. Уже более близкая современникам модель. Выпускалась с 1991 по 1997 годы:
В музее также представлены экспериментальные модели, не вышедшие в массовое производство. ГАЗ-3104 "Волга":
ГАЗ-3105 "Волга":
ГАЗ-3115 "Волга":
Вездеходы ГАЗ
Отдельная страница истории ГАЗа - автомобили повышенной проходимости. Одним из легендарных внедорожников стал ГАЗ-67, появившийся в разгар войны в 1943 году.
Легендарный ГАЗ-66 (в народе "шишига") выпускался с 1964 по 1999 годы. Но встретить их в эксплуатации можно до сих пор:
ГАЗ-53 и его последующие модификации - самый массовый грузовик на территории бывшего СССР. Общий выпуск составил свыше 4 млн автомобилей:
ГАЗ-34031 — советский гусеничный снегоболотоход:
ГАЗ-3121 или "ТИГР-2". Разрабатывался для гражданского использования и свободной продажи. Но в серию не пошел. "ТИГР-2" был построен в единственном экземпляре:
ГАЗ-2308 или "АТАМАН" - легковой автомобиль повышенной проходимости, выпускался с 1995 по 2001 год:
ГАЗ-3106 или "АТАМАН-II". Опытный образец нового внедорожника. Был представлен в 2003 году, но в массовое производство не вышел.
ГАЗ-5903 или БТР-80 - бронетранспортер, принятый на вооружение Армии в 1985 году.
ГАЗели - новая история Горьковского автозавода
90-е годы XX века сложными были и для страны, и для автозавода ГАЗ. Многие разработанные модели не вышли в серийное производства из-за недостатка финансирования. Но та модель, которая вышла в производство, прочно закрепилась на дорогах страны и в истории автозавода. Это всем известная "газелька" - грузовички и микроавтобусы.
В 1994 году начинается серийный выпуск ГАЗ-3302 - первой модели серии ГАЗель:
Дальше серия пополняется моделями Валдай, Соболь, Газель NEXT:
ГАЗ-3310. Валдай. Выпускался с 2004 по 2015 годы:
ГАЗ-2217. Соболь. Выпускается с 2013 года до сих пор:
ГАЗ-А31К33. ГАЗель NEXT. Выпускается с 2013 года:
Новая модель ГАЗельNN:
Вы дочитали досюда?! Я вами восхищаюсь!!!
***
Кроме автомобилей, в музее представлена история автозавода, награды, интересные моменты, ключевые особенности завода, его работников, конструкторов и истории.
В музее есть и цифровые экспозиции. Так что скучать точно не придется!))
Поставьте лайк и подпишитесь на канал, если вам был интересен этот материал!
***
Я прошу вас уважительно относится друг к другу в комментариях. Комментарии с оскорблениями будут удаляться.
***
Читать еще: