Найти в Дзене
Индустриальный турист

Иваново: самый непопулярный город Золотого кольца. Стоит ли туда ехать?

Оглавление

Этим летом я посетил город Иваново, входящий в состав знаменитого туристического маршрута "Золотое кольцо России". И уже на этапе подготовки поездки я столкнулся с серьёзной критикой в адрес города: город не похвалил ни один из моих знакомых, а я получил шквал вопросов - зачем я еду в этот город и чего же я от него жду? При этом в интернете я нашёл множество хвалебных публикаций, где Иваново настоятельно рекомендовали для туристов и называли одним из интереснейших городов Золотого кольца. Подобный диссонанс вызвал у меня ряд вопросов, разрешить который я смог только благодаря личному опыту.

Съездив в город, я сформировал собственное мнение о нём. И сегодня я хотел бы поделиться им с Вами. Для начала я расскажу вам об истории города, а также поведаю о его основных достопримечательностях и самых интересных памятниках архитектуры. И уже после этого я подведу окончательный итог и дам ответ на этот сложный вопрос - стоит ли вообще туристу ехать в Иваново?

Дореволюционная история Иванова: от деревни на отшибе до "русского Манчестера"

Первое упоминание села Иваново датируется 1608 годом (оно упомянуто в документах времён Смутного времени), хотя есть основания полагать, что село существовало ещё в 15 веке. Однако долгое время Иваново было простым селом, основным промыслом которого было ткацкое ремесло и торговля.

Полноценное развитие Иванова началось лишь в 18 веке, и связано это было, в том числе, с родом Шереметевых: в 1743 году Пётр Борисович Шереметев (граф, будущий московский предводитель дворянства и владелец усадеб Кусково и Останкино) получил эти земли в качестве приданого, женившись на дочери Алексея Михайловича Черкасского (кабинет-министр при Анне Иоанновне) - прежнего владельца Иванова.

С тех времён в Иванове сохранилась только одна постройка - Щудровская палатка, являющаяся самым старинным зданием города. Она была возведена в конце 17 века в качестве приказной избы для управляющих селом. Автором здания стал архитектор Потехин - он же построил прекрасный храм Троицы Живоначальной в Останкине, Москва.

Примерно в те же годы в Иванове начали появляться первые текстильные мануфактуры. Постепенно село начало развиваться: в 1791 году в нём открылась первая школа, а в 1795 году произошёл важный прецедент - промышленник-крестьянин Грачёв выкупился из крепостничества благодаря заработанным на своём деле средствам. Позднее его примеру последовали и другие богатые крестьяне Иванова.

Ещё одним важным импульсом для развития Иванова стала, как ни странно, Отечественная война 1812 года: после сожжения Москвы, а вместе с тем и всех её ткацких фабрик, Иваново стало центром текстильного производства России. В селе стали стремительно появляться новые мануфактуры, при них же открывались сопутствующие фабрики - в том числе собственный химический завод. Постепенно Иваново превращалось в крупное поселение, и статус села явно ему не подходил.

В 1871 году Иваново было объединено с соседствующим с ним Вознесенским посадом (фактически, промышленная окраина) в единый город с названием Иваново-Вознесенск. С этого начинается история Иванова как полноценного городского поселения!

Пример дореволюционной постройки Иванова
Пример дореволюционной постройки Иванова

Надо признать, что к концу 19 века Иваново можно было назвать городом с передовым производством - не зря за ним закрепилось прозвище "Русский Манчестер": английский город считался мировой столицей текстильного производства, Иваново же в этом ряду занимало почётное второе место! Тем более, что и производство в Иванове было на высоком технологическом уровне: например, в 1886 году на Куваевской мануфактуре (Большая ивановская мануфактура) впервые в мире в производственном процессе была применена электросварка!

Здание заводоуправления Куваевской мануфактуры
Здание заводоуправления Куваевской мануфактуры

Впрочем, с технологическими успехами соседствовал крайне низкий уровень жизни: рабочие Иванова жили в тяжёлых условиях, социальное расслоение в городе было очень сильным. Не удивительно, что в Иваново-Вознесенске большую силу имело революционное движение: частым явлением здесь были стачки рабочих, особенно ярко это проявилось в 1905 году - тогда в Иваново-Вознесенск прибыл Михаил Фрунзе, ставший главным организатором стачки, продлившейся 72 дня. В ходе неё был провозглашён первый в истории России Совет рабочих, который, впрочем, просуществовал недолго - в скором времени власти пошли на договор с рабочими, и всё вернулось на круги своя.

Символично, что в Иванове родился один из известнейших русских революционеров - Сергей Нечаев, ставший прообразом Петра Верховенского в романе Достоевского "Бесы".

Впрочем, Иваново-Вознесенск, несмотря ни на что, был развитым городом: к 1914 году в городе насчитывалось 37 школ, обучение в них было бесплатным. Городу было выгодно взращивать кадры для дальнейшего развития промышленности, а потому в какой-то момент Иваново-Вознесенск стал образовательным центром региона.

Развивался Иваново-Вознесенск и с точки зрения искусства. В 1910-х годах в городе насчитывалось порядка 8 кинотеатров, 3 театра. Важную роль в развитии города сыграл промышленник и меценат Дмитрий Бурылин - он был выходцем из Иванова, и все свои средства он вкладывал в развитие родного края, создавая новые производства и возводя новые социальные объекты - школы, больницы и т.д.

Памятник Бурылину
Памятник Бурылину

Помимо этого, Дмитрий Бурылин был крупным коллекционером. Он собирал всё, что имело ценность: от редких тканей до монет, от произведений искусства до старинных книг. Свою коллекцию Бурылин хранил в особняке, построенном в начале 20 века архитектором Снуриловым в стиле модерн. Это здание можно по праву назвать красивейшей постройкой всего Иванова!

-6

Изящная архитектура, кажется, коснулась каждого элемента особняка: от главного здания до входных ворот и дворовых флигелей - на каждой постройке заметен отпечаток модерна!

-7

Даже каретный сарай во дворе можно назвать памятником архитектуры: плавный изгиб карниза, циркулярный мотив в оформлении входной группы - подобного изящества не ожидаешь увидеть в некогда промышленной столице центральной России!

К концу 1900-х годов места для коллекции в особняке перестало хватать, и Дмитрий Бурылин принял решение основать первый в городе музей, в котором он планировал экспонировать свою коллекцию. Для этого напротив особняка было выстроено строгое здание в стилистике неоклассицизма по проекту архитектора Трубникова. Между музеем и особняком был проложен тоннель, соединяющий оба здания под землей.

-9

Перекрёсток проспекта Ленина и улицы Батурина можно считать самым красивым уголком Иванова - изысканная архитектура и стилевое разнообразие делают своё дело! Тем более, что на всё Иваново приходится всего несколько выдающихся памятников дореволюционной архитектуры, и главные из них находятся буквально друг напротив друга!

-10

Говоря о дореволюционной архитектуре Иванова, обязательно нужно уделить внимание ещё двум памятникам разных стилей и эпох.

Первая постройка - оригинальный памятник стиля модерн, созданный в 1910-1914 году всё тем же архитектором Снуриловым по заказу предпринимателя Дюрингера. Здание выполнено в оригинальной стилистике, а облицовка серыми бетонными плитами вкупе с романтическими мотивами (к примеру, угловая стрельчатая башня) отсылают нас к национально-романтической архитектуре, называемой в России северным модерном.

-11

Другой примечательный памятник - церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенная в 1900-1907 годах по проекту архитектора Бегена - видного мастера кирпичного стиля, построившего также Исторический музей во Владимире.

-12

Черные купола, создающие интересный контраст с красно-кирпичной кладкой стен, делают храм таким узнаваемым - в каком-то смысле, его можно назвать полноценным символом Иванова! Прекрасная архитектура - простая, но при этом экономная (кирпичный стиль использовался обычно для экономии средств при строительстве в провинции).

-13

Дореволюционная эпоха оставила после себя в Иваново-Вознесенске несколько примечательных памятников архитектуры, а также основу для промышленной сферы, активное развитие которой было продолжено в советское время.

Иваново советское: превращение провинциального города в мегаполис

Октябрьскую революцию Иваново-Вознесенск принял положительно: город был взят большевиками без боя. В 1918 году была образована Ивановская губерния - так Иваново-Вознесенск впервые стал столицей региона. Началась "золотая эпоха" Иванова: с 1917 по 1934 год город развивался как никогда прежде! Иваново-Вознесенск позиционировался как передовой промышленный город Советского Союза: в нём активно велось строительство - город пополнялся новыми памятниками архитектуры в стиле конструктивизм.

По количеству памятников архитектуры авангарда Иваново уступает лишь Москве, Ленинграду и Свердловску - концентрация памятников конструктивизма здесь крайне высока! Но самое интересное, что в Иванове конструктивизм выражен не в виде отдельных памятников архитектуры - это полноценный ансамбль, составленный из, казалось бы, утилитарных построек (будь то корпус завода, здание школы и т.д.), каждое из которых наполнено духом авангарда!

-14

Пожалуй, самой выдающейся постройкой ивановского конструктивизма служит городской вокзал. Вокзал в Иванове - это не просто часть инфраструктуры, это настоящее произведение искусства! Им хочется любоваться, его хочется изучать и рассматривать - как снаружи, так и изнутри.

-15

Здание вокзала было построено в 1929-1933 годах, а его автором стал малоизвестный архитектор Владимир Каверинский. Удивительно, что этот выдающийся памятник архитектуры и один из самых красивых и необычных вокзалов России возвёл не ведущий зодчий своего времени, а местный архитектор, более ничем особо не прославившийся. И в Иваново много таких "местных" работ, поражающих тонкостью своего исполнения!

-16

Ещё одна прекрасная постройка - общежитие хлопчато-бумажного техникума (ныне - 2-ой корпус Ивановского промышленно-экономического колледжа). Это здание построено в 1930 году по проекту архитектора Сергея Жука - выпускника петербургской Академии Художеств, окончивший её в очень неудачное время - в 1914 году. Именно поэтому свою архитектурную практику Сергей Карлович начал уже после революции, и в Иванове, где на его работу был спрос.

-17

Здание общежития на улице Марии Рябининой обладает уникальной и неповторимой архитектурой - само по себе оно слабо походит на памятник конструктивизма: формы и масштабы здания, а также облицовка красным кирпичом делает здание одновременно похожим и на некоторые образцы дореволюционного жилищного строительства, и на немецкую послевоенную архитектуру (речь идёт о Первой Мировой), которой, к слову, советские архитекторы частенько вдохновлялись.

-18

От авангардной архитектуры здесь оригинальный рисунок скатной крыши, делающий в некоторых местах многократные изломы и образующие необычный геометрический рисунок, а также скошенный угол здания, украшенный трапециевидным выступом глухой стены, посреди которой размещено характерное круглое окно. Оригинальная композиция выдаёт в авторе этого здания талантливого рисовальщика, обладавшего недюжим воображением!

Также к выдающимся памятникам ивановского конструктивизма принято относить здание гостиницы "Центральная" - оно примечательно оригинальным оформлением угловой части здания, с которой словно сняли верхний слой фасада, обнажив то, что находится "под кожей" дома. Такой эффект достигается благодаря чередованию гладкой поверхности стены и протяжённых балконов, акцентирующих угловую часть гостиницы.

-20

Ну и куда же без "дома-птицы" - ещё одной достопримечательности Иванова, прославившейся за счёт своей необычной формы. "Дом-птица" - это боковой флигель школы, построенной в 1928 году по проекту архитектора Панкова. Здание школы раскрыто в сторону сразу нескольких улиц, однако по особому оформлен только торец школы со стороны проспекта Ленина.

-21

Одной из причин народного прозвища здания служит оригинальная форма его башенки - раньше в ней размещалась обсерватория, предназначавшаяся для изучения звездного неба и астрономии учениками школы. Архитектор придал этому и без того незаурядному элементу здания совсем уж оригинальный вид, который прославил это здание и сделал его одним из неофициальных символов города!

-22

В общем, конструктивизма в Иванове много - любителям советской архитектуры 1920-1930-х годов застройка города точно придётся по душе!

-23

Помимо передовой архитектуры, в Иваново-Вознесенске появлялись и новые уникальные типы построек: так, в 1925 году в Иваново-Вознесенске открылась первая в СССР фабрика-кухня! Это было уникальное для того времени явление: на фабрике-кухне велось массовое производство готовой продукции и полуфабрикатов, и здесь же, в соседних помещениях, была организована крупная столовая, в которой была доступна свежая готовая еда. Подобный подход оптимизировал быт рабочих: им не надо было тратить времени на готовку еды, так что и производительность труда рос, а население при этом оставалось довольным!

-24

Позднее опыт Иваново-Вознесенска переняли и другие города Союза. Правда вот само явление фабрики-кухни утратило свою актуальность уже в 1940-х годах: эксперимент продлился не так долго, пускай в своё время он был очень даже эффективным.

В 1932 году город переименовали обратно в Иваново - причина крылась и в антирелигиозной пропаганде, и в стремлении сделать название города более удобным для произношения. Так Иваново снова стало Ивановым - и такое название город носит по сей день.

К 1936 году Ивановская промышленная область была третьей в СССР по стоимости произведённой продукции. Город был настолько успешным, что в какой-то момент на полном серьёзе обсуждалась идея переноса столицы РСФСР в Иваново - конкурентами на это звание были Ленинград, Горький, Свердловск, Новосибирск и Ростов-на-Дону. Впрочем, по итогу от идеи разделения столицы СССР и РСФСР было решено оказаться, и Иваново так и не стало главным городом России.

Не обошла стороной Иваново и Великая Отечественная война: промышленность города в военные годы работала с особой силой - фронт остро нуждался в текстиле. Кроме того, из 285 тысяч довоенного населения города на фронт ушло 70 тысяч ивановцев, 27 тысяч из них не вернулось с войны.

-25

После войны Иваново развивалось куда менее стремительно, чем в 1920-1930-е годы. Но именно в этот период появился знаменитый на всю Россию стереотип о "ивановских невестах". Впрочем, после войны в городе, в котором и до войны женщин было больше, чем мужчин (из-за специфики производства), действительно наблюдался дефицит мужчин. Однако эту проблему смогли побороть ещё в советское время, и в наши дни эта история, конечно, уже не актуальна.

Интересных памятников архитектуры советского модернизма в городе немного, но всё же они есть. Я бы отметил здание кинотеатра "Современник", обладающее оригинальной и запоминающейся архитектурой, но в наши дни, увы, заброшенное.

-26

Иваново в наши дни: что из себя представляет город, и стоит ли в него ехать туристу?

После развала СССР Иваново стало стремительно убывать в населении: если в 1991 году в Иванове проживало 482 000 человек, то уже к 2007 году оно уменьшилось до 409 000 человек. Но, что самое страшное, население продолжает убывать по сей день: за последние десять лет оно уменьшилось на пятьдесят тысяч человек - до 356 000!

Несмотря на отток населения, новостройки в Иванове всё же встречаются
Несмотря на отток населения, новостройки в Иванове всё же встречаются

В чём же причина такого оттока населения? Вероятно, всё дело в экономическом положении города. А с экономикой в Иваново случился полнейший крах: после развала Союза большая часть производств либо сократила свои масштабы, либо вовсе была закрыта.

По данным на 2023 год, по показателю ВРП (валовый региональный продукт) Ивановская область находится на третьем с конца месте в Центральном федеральном округе - хуже только Орловская и Костромская области. А по ВРП на душу населения Ивановская область и вовсе занимает последнее место, являясь, таким образом, самым бедным с точки зрения экономики регионом ЦФО.

ВРП и ВРП на душу населения в Центральном Федеральном округе за 2023 год. Пятёрка худших регионов. Данные взяты с Росстата
ВРП и ВРП на душу населения в Центральном Федеральном округе за 2023 год. Пятёрка худших регионов. Данные взяты с Росстата

Не удивительно, что люди стремятся уехать из самого экономически неблагополучного региона центральной России - особенно учитывая географическую близость к Москве.

Вполне логично, что в неблагополучном регионе ожидать хорошего и современного благоустройства и развитой инфраструктуры не приходится. Однако в Иваново с этим совсем беда - скажу честно, среди всех городов-региональных центров, Иваново показалось мне наиболее запущенным (среди тех городов, в которых мне довелось побывать).

-29

Город выглядит грустно: и это при том, что гулял я, в основном, по его центру. И даже там, на главных улицах Иванова, ощущается разруха - будто за городом совсем не следят.

Особенно сильное впечатление на меня произвела набережная реки Уводь - я увидел её из окна такси по пути с вокзала в отель, и сразу же понял, что Иваново оставит после себя неизгладимое впечатление... Поросшая зеленью почти стоячая вода с такими же заросшими берегами и потрёпанной временем инфраструктурой - вот чем встречает гостей Иванова главная набережная.

-30

Здесь же находится одна из самых неиронично приятных достопримечательностей города - местное колесо обозрения. Его удачное положение (в самом центре города, да ещё и на берегу реки) вкупе с большими размерами превращает его посещение в идеальный способ изучить Иваново с высоты птичьего полёта.

-31

И отсюда минусы Иванова раскрываются в полной мере: грязная цветущая речка, плохо обустроенная набережная и хаотичная застройка - подобный пейзаж сразу запоминается гостю города. Разумеется, в негативном ключе.

Отмечу, что проходящая через центр города река - это огромный потенциал для благоустройства: если сделать набережную этой реки удобной и привлекательной, то она быстро превратится в центр притяжения -как туристов, так и местных жителей. Порой благоустройство набережной даёт импульс для развития всего города - вспомним пример той же Тулы, визитной карточкой которой стало благоустройство берегов реки Упы, или Казань с её прекрасной набережной на озере Кабан. В Иваново же этот потенциал полностью потерян, и местная набережная вызывает скорее грусть, чем восторг.

-32

Мы жили в отеле с видом на набережную в разных городах России, но только в Иваново вид из окна совершенно не радовал - на такую реку не хочется смотреть, и уж тем более ею невозможно любоваться!

-33

Если же обратить свой взор на другую сторону от колеса обозрения, то перед нами откроется пейзаж заброшенных корпусов Большой ивановской мануфактуры - некогда градообразующего предприятия, в наши дни не функционирующего. И проблема не только в том, что завод в центре города не работает, но и в том, что его обширная территория заброшена - а ведь её можно использовать под современные нужды (как Севкабель или Новую Голландию в Петербурге). Но, увы, в Иваново до этого пока не дошли, и дореволюционный завод постепенно разрушается.

-34

И в этом заключается моя основная претензия к Иванову - город словно застыл в прошлом. Другие города России постепенно развиваются, перенимая друг у друга удачный опыт, привлекая к себе туристов. А Иваново, которому очень повезло - в советское время его включили в состав самого популярного туристического маршрута страны, свой потенциал зарывает в землю. Я был шокирован тем, что в городе буквально нет туристической инфраструктуры! Ладно уж свой уникальный дизайн-код - такого нет у большинства наших городов, но уж сувенирные магазины город, входящий в Золотое Кольцо, должен иметь! А их в Иваново буквально нет - в городе присутствует только один сувенирный, и тот находится на задворках. Это просто поразительно!

При этом Иваново имеет гигантский туристический потенциал - об этом свидетельствует первая половина моего рассказа: в своё время город считался одним из передовых в СССР, его сравнивали с Манчестером, а сейчас его хочется сравнить скорее с Детройтом.

Редкий знак, который я на своей памяти встретил едва ли не впервые. В Иванове он находится на ответвлении от центрального проспекта, что как бы намекает...
Редкий знак, который я на своей памяти встретил едва ли не впервые. В Иванове он находится на ответвлении от центрального проспекта, что как бы намекает...

Меня порадовала местная архитектура - пускай интересных образцов не так много, но они есть. Но чтобы насладиться ею, вам нужно смириться с неудобной инфраструктурой, отсутствием нормальной организации - а сделать это не так уж просто!

-36

Могу ли я советовать Иваново для посещения? Наверное, нет. Из всего города мне понравилось несколько памятников архитектуры и городской вокзал - последний меня особенно впечатлил, и о нём я в скором времени выпущу полноценную статью. В остальном же Иваново в наши дни - грустное зрелище. Остаётся надеяться, что город будет развиваться, и что сферу туризма здесь поднимут со дна и приведут в надлежащий вид. Тогда этот город можно будет посетить - и он будет интересен для туриста. А пока что поездка в Иваново - это тяжёлое дело, и не каждый пойдёт на такое ради местного конструктивизма или, скажем, ради изучения истории города. Таковы мои впечатления от этого некогда прекрасного города.

Если вы бывали в Иваново, если вы живёте в этом городе - пишите в комментариях своё мнение по этому вопросу. Буду рад увидеть ваши комментарии!

Отдельная благодарность людям, которые поддерживают мои старания рублём - большое Вам спасибо! Ссылку на донат прикрепляю - на случай, если вы захотите поблагодарить меня за старания таким образом!

Спасибо за внимание и до новых встреч на страницах моего блога!