Найти в Дзене

Пророк Моисей - жизнь несуществующих людей

Кто ты Моисей? Пророк? Странник? Военный вождь своего народа? Мужчина, взваливший на свои плечи ответственность за жизни соплеменников? Ни один из этих эпитетов не описывает масштаб личности человека, о котором я прочитал книгу. Долгое время я вообще с сомнением относился к существованию пророка Моисея, да и вообще считал события книги Исход фантастическими и сказочными - ведь в них описаны невиданный исход целого народа, неслыханные бедствия, обрушившееся на Египет и практически разрушившими его веру, экономику и жизнь простых людей. И ни одно из этих событий не отражено ни в одном из египетских папирусов. Безусловно, проще всего заявить о том, что Моисей является совершенно вымышленной фигурой, сказочным персонажем, порожденным исключительно народной фантазией. Тогда все вопросы отпадают сами собой. В этом случае попытка воссоздать более-менее достоверную биографию Моисея стоит не больше, чем попытка написать научную биографию Иванушки-дурачка или монографию о жизни и творчестве царе

Кто ты Моисей? Пророк? Странник? Военный вождь своего народа? Мужчина, взваливший на свои плечи ответственность за жизни соплеменников? Ни один из этих эпитетов не описывает масштаб личности человека, о котором я прочитал книгу.

Долгое время я вообще с сомнением относился к существованию пророка Моисея, да и вообще считал события книги Исход фантастическими и сказочными - ведь в них описаны невиданный исход целого народа, неслыханные бедствия, обрушившееся на Египет и практически разрушившими его веру, экономику и жизнь простых людей. И ни одно из этих событий не отражено ни в одном из египетских папирусов.

Безусловно, проще всего заявить о том, что Моисей является совершенно вымышленной фигурой, сказочным персонажем, порожденным исключительно народной фантазией. Тогда все вопросы отпадают сами собой. В этом случае попытка воссоздать более-менее достоверную биографию Моисея стоит не больше, чем попытка написать научную биографию Иванушки-дурачка или монографию о жизни и творчестве царевны Марьи Моревны. Однако, как уже говорилось в предисловии к этой книге, фигура Моисея предстает со страниц Библии настолько живой и противоречивой, настолько реальной, что трудно найти даже одного серьезного историка, который берет на себя смелость однозначно утверждать, что речь идет исключительно о фольклорном персонаже.

Петр Люкимсон "Моисей"

Для начала немного расскажем о самом авторе книги "Моисей", вышедшей в серии ЖЗЛ (жизнь замечательных людей), рецензию на которую я и собираюсь написать.

Пётр Ефимович Люкимсон - израильский русско-язычный журналист, родившийся в 1963 году на территории Украинской ССР, долгое время живший с семьей в Баку и в 1991 году эмигрировавший в Израиль. Большую известность Люкимсон получил благодаря своим историческим очеркам и повестям о библейских историях.

В серии ЖЗЛ есть его книги, посвященные Ироду, Иосифу Флавию, царям Давиду и Соломону, Фрейду, Спинозе, братьям Нобели и, как ни странно, султану Саладину.

Учитывая тот факт, что автор книги скорее всего принадлежит иудейской религии, я рассчитывал на то, что в книге будет отражена только одна точка зрения, но это оказалось не так - Пётр постарался озвучить все точки зрения, не исключая версию попадания Земли в хвост кометы, за исключением, пожалуй, версий про инопланетян.

История рождения пророка и его дальнейшее усыновление дочерью фараона очень схожи по своему описанию с мифом об Исиде и Осирисе, когда Исида прячет младенца Гора в болотах дельты Нилы от вероломства её брата Сета. И поначалу жизнеописание Моисея напоминает переложение древних мифов на библейский лад, как, например, история о всемирном потопе и праведном Ное очень похожа на аналогичную историю из месопотамском эпосе о Гильгамеше.

Прожив 40 лет в Египте и имея высокий статус в обществе Моисей уничтожает египтянина, преследовавшего еврея и вынужден бежать в другую сторону, где еще 40 лет пасет стада в пустыне.

Автор книги задается вопросом - а был ли мальчик? Содержат ли египетские папирусы упоминание о подобном человеке? И он его находит.

Еще одну, довольно стройную и вполне обоснованную теорию происхождения Моисея выдвигает Л. Мёллер. При этом Мёллер утверждает, что ему удалось сделать то, в чем потерпели неудачу все остальные историки, — отыскать следы Моисея. В поисках этих следов Л. Мёллер решил идти «от обратного». Он задался вопросом: а имеет ли место в общеизвестной египетской истории рассказ о дочери фараона, которая усыновила бы чужого ребенка и попыталась бы сделать его наследным принцем? И довольно быстро он обнаруживает подобную историю в египетских хрониках: у дочери Аменхотепа I Нефруры был приемный сын Сененмут. До нас дошли некоторые статуи этой принцессы с приемным сыном на руках, причем на голове мальчика царское украшение, свидетельствующее о том, что он является наследником престола (вспомним мидраш о том, что однажды маленький Моисей надел диадему фараона. — П. Л.). Само имя Сененмут, по Мёллеру, переводится с египетского как «приемный сын». Более того — хроники говорят о том, что он был взят у родителей «низкого происхождения», под которыми, по мнению Мёллера, следует понимать евреев.

Престолонаследие в Египте передавалось по материнской линии - от тещи к зятю, Сененмут вначале был объявлен сыном супруги Бога, а потом стал супругом супруги Бога (он же приемный сын) - и первым претендентом на престол. Но потом он сотворил нечто, после чего его имя навеки стали удалять из всех папирусов - автор книги выдвигает версию, что это скорее всего и было уничтожение египетского чиновника и бегство в соседнюю страну. Но это всего лишь версия.

Моисей бежит в мадиамские земли, где женится и пасет стада в пустыне. В один из таких дней ему является Бог в образе Неопалимой Купины и призывает Моисея вывести евреев из страны египетской.

Что это за Неопалимая Купина?

Косидовский в популярных «Библейских сказаниях» высказывает мнение, что чудеса, случившиеся с Моисеем в пустыне как и многие из тех чудес, которые он потом демонстрировал евреям в пустыне, имели под собой реальную основу, в том числе и чудо явления Неопалимой купины.
«Теперь мы уже знаем, — писал он, — что такой куст существует, он и в наши дни встречается на Синайском полуострове и называется диптам или куст Моисея. Это своеобразное растение выделяет летучее эфирное масло, которое легко воспламеняется на солнце. Экземпляр этого куста привезли даже в Польшу и посадили в горно-степном заповеднике в Скоротицах. В 1960 году газеты сообщили, что, к удивлению местных жителей, куст Моисея в жаркий день загорелся голубовато-красным огнем».

Можно ли утверждать, что это и правда был Бог или это просто случилось с Моисеем из-за усталости организма в связи с депривацией сна, суровыми условиями пустыни и скудностью пищи? Я склоняюсь к версии о том, что это действительно было нечто Божественное. Почему? Далее увидим.

Кем был тот Бог, что явился Моисею? На этот вопрос Бог ответил:

«Я — Сущий, Который Пребывает Вечно». На иврите эти слова звучат как Ahie Asher Ahie и практически не поддаются переводу, хотя наиболее близким будет их перевод как «Я буду, который будет». Так как многие переводчики Библии небезосновательно полагали, что данное выражение означает, что Всевышний пребывает вне времени, то есть что Он не просто вечен, а для Него такие понятия, как прошлое, настоящее и будущее, лишены смысла, так как являются одним и тем же, то они предпочитали переводит их как «Предвечный», «Сущий, Который Пребывает Вечно», «Вечно-сущий» и т. п.

На своем основном канале я уже писал о том, что время - иллюзия человеческого разума и на самом деле времени не существует - прошлое, настоящее и будущее уже случились и случаются постоянно, просто нам это не дано осознать.

В эпоху Моисея человечеству вряд ли были доступны подобные идеи.

Далее Моисей возвращается в Египет, где просят фараона отпустить евреев, в противном случае угрожаю наслать на Египет десять казней.

Фараон этому противится до последнего и Бог насылает на Египет страшные бедствия, о которых, почему-то нет ни слова в египетских папирусах.

Впрочем все же есть.

И здесь автор ссылается на знаменитый «Папирус Ипувера", найденный в 19 веке близ Мемфиса, в котором точно перечислены эти бедствия.

С другой стороны

Вот как излагает версию адептов этой концепции уже упоминавшийся нами 3. Косидовский.
«Уже давно известно, что так называемые казни египетские (за исключением десятой) были довольно обычным явлением в стране фараонов. В период половодья Нил часто окрашивается в коричнево-красный цвет в результате наносов из эфиопских озер. Кроме того, каждые несколько лет во время разливов комары и другие вредные насекомые размножались до такой степени, что египетские крестьяне рассматривали их как истинное бедствие. Что касается града, то, по правде говоря, над Нилом он выпадал чрезвычайно редко, но иногда выпадал, и тогда убытки, причиненные им, бывали весьма ощутимы. Зато гораздо чаще в Египте случалась другая беда — нашествие саранчи. А виновником "тьмы египетской" был стремительный вихрь сирокко; он подхватывал из пустыни огромные тучи песка и нес их на Египет, заслоняя солнце такой плотной завесой, что наступал полный мрак.

Если эти казни действительно случились, то как их можно объяснить? Ведь об этих природных катаклизмах повествует и буддийская книга «Визуддхи-Магга» («Висуддхимагга»), и мексиканские «Анналы Куахтитлан» («Анналы Куаутитлана»)?

И здесь автор приводит т.н. "кометную версию" всех этих катаклизмов

По версии Великовского, комета совершала свой путь от перигелия и газообразным хвостом сначала коснулась Земли. Первым следствием этого стало появление в атмосфере тонкого слоя ржавой пыли, видимо, содержащей соединения железа. Попав в воду, эта пыль окрасила ее в красный цвет, похожий на кровь. Одновременно это сделало воду в водоемах непригодной для питья и привело к гибели рыбы. А разложение в реке рыбы и повышение температуры воздуха могли создать оптимальные условия для размножения мух и прочих насекомых, да и для различных земноводных, в первую очередь, разумеется, жаб.
Не исключено, что эта же пыль, носясь в воздухе, вызывала раздражение на коже, а затем и нарывы, язвы и т. д., что могло привести к массовому падежу домашнего скота.
Когда же Земля еще глубже вошла в хвост кометы, на нее неминуемо должен был обрушиться метеоритный град. Кстати, впервые о том, что огненный град, поразивший Египет, был не чем иным, как метеоритным дождем, указал в своем комментарии Пятикнижия еще Ибн Эзра. Великовский же лишь приводит все новые доводы в пользу этой версии: из библейского текста ясно следует, что падение камней сопровождалось громким шумом и что камни были горячими. Понятно, такой град из метеоритов должен был уничтожить не только посевы на полях, но и сады, а также сильно напугать скот. Кроме того, он мог нанести серьезный ущерб зданиям, а также вызвать сильные пожары.

Далее, пропуская историю про саранчу, автор переходит к "тьме египетской"

в тот момент, когда Земля глубоко вошла в хвост атакующей кометы и приблизилась к ее телу, из- за проникших в атмосферу газов и пыли, а также из-за изменения или обратного действия угловой скорости вращения на поверхности нашей планеты начались ужасные ураганы. Вкупе все эти явления должны были привести к тому, чтобы и в восточном, и в западном полушарии наступил очень продолжительный пасмурный день.
О том, что на территории Египта в течение довольно продолжительного времени царила темнота, свидетельствует каменная стела из Тель-Ариша, надпись на которой гласит: «Вся земля в большом унынии. Зло обрушилось на эту землю... Произошел большой переворот в государстве... Никто не мог покинуть дворца в течение девяти дней, и за эти девять дней переворота была такая буря, что ни люди, ни боги (члены царской семьи) не могли видеть лица стоящих рядом».
Но если, полагал Великовский, речь и в самом деле идет о явлении всепланетного масштаба, то упоминания о нем должны быть и в сказаниях и хрониках других народов. И он их снова находит. В финском эпосе «Калевала», напоминает Великовский, рассказывается о времени, когда град железных камней обрушился с неба и Солнце вместе с Луной исчезли (были украдены с неба) и не появились вновь. Вместо них после периода темноты на небе были размещены новые Солнце и Луна.
Сказания индейцев гласят, что однажды Солнце не появлялось на небе пять дней, и в эти дни океан вышел из берегов и захлестнул землю. В 11-й табличке вавилонского «Эпоса о Гильгамеше» говорится: «Отчаяние простерлось до небес; все, что было ярким, обратилось в темноту... Брат не мог различить брата... Шесть дней... ураган, потом и буря продолжали уничтожать землю, и все люди были обращены в глину...»

Но самое тяжелое и трудное, что ждало Моисея и его народ в этой книге - это само странствие, сам исход из Египта.

С самого детства мы привязываемся к нашему дому, мы пускаем корни, мы привязываемся к нашему окружению и людям, что окружают нас.

Сент-Экзюпери писал:

Человеку нужен воздух, рыбе — вода, а дереву — свет. Корнями оно уходит в землю, а ветвями к звёздам, оно — путь, соединяющий нас с небом.

Путешествуя, мы тешим себя надеждой на возвращение домой, где нас любят и ждут. Мы снова Одиссей на пути к дому и к своей Пенелопе. Теперь представьте что вам предлагают отправиться в путешествие по далекой пустыне, навеки оставить свой дом, чтобы не вы, а ваши потомки смогли увидеть Землю Обетованную.

С психологической точки зрения нужно иметь особое мужество и терпение для такого путешествия. Наверное поэтому на всем протяжении пути евреи только и делают что ропщут и пытаются поднять восстание, но продолжают идти за своим лидером.

К слову на период Исхода Моисею было уже 80 лет, а скончался он будучи около 120 лет от роду, так и не войдя в Землю Обетованную.

Даже в современном мире любой 80-летний человек вряд ли сможет путешествовать пешком по пустыне и тем более делать это на протяжении 40 лет, что уж говорить про те времена, когда продолжительность жизни и медицина оставляли желать лучшего.

Тем не менее, доводы автора позволяют сделать вывод о том, что события, описанные в книге Исход все же происходили.

Например, чудесный проход евреев по раздвинутому морю с последующей гибелью армии фараона в волнах Красного моря.

Тот же Меллер, настаивая на том, что это событие произошло именно на Красном море, в районе Аккабского залива, сообщает, что произведённая в этом месте подводная и космическая съёмка дна позволила обнаружить на нём останки колёс египетских колесниц периода Аменхотепа III, а также некие обросшие кораллами конструкции, в которых без труда угадываются корпусы колесниц

И правда - что делали останки египетских колесниц на дне моря, вдали от берега? Некоторые полагают, что это случилось в результате кораблекрушения судна, перевозившего армию. Но почему тогда там не нашли обломки самого судна?

Вообще даже сама книга Исход и в целом все Пятикнижие Моисея это довольно необычная книга по своему содержанию.

Многие видят в ней компиляцию египетских и месопотамских мифов и даже папаша Фрейд в своей работе "Моисей и монотеизм", доказывал, что монотеизм Библии черпает свои истоки из атонизма фараона Эхнатона.

Однако такие исследователи забывают тот факт, что месопотамские мифы описывают сотворение мира как результат разборки и интриг между богами, что совершенно отсутствует в книге Бытия, а основной идеей египетской религии было попадание человека в царство мертвых и его последующее воздаяние за земную жизнь.

Ничего подобного в Пятикнижии Моисея не содержится - там вообще практически ничего не говорится про загробную жизнь.

К тому же не следует забывать, что основой мировоззрения египтян было учение о загробной жизни и посмертном воздаянии. Оно составляло важную часть и учения Эхнатона. Если бы Моисей и в самом деле был египтянином, он неминуемо внес бы элементы этого учения в создаваемую им религию. Но нет — нигде в Пятикнижии не говорится о существовании души после смерти, не приводится никакого описания загробного мира и вообще, по мнению большинства специалистов, понятие о вечности души у евреев возникает очень поздно и, вероятнее всего, под влиянием греческих философов. И с этой точки зрения иудаизм не имеет никаких корней в египетском паганизме.

В конце книги автор, в силу своей религиозной принадлежности, говорит об истинности Пятикнижия, ссылается на то, что в книге подробно описано будущее евреев - поражение от римлян, рассеяние по миру и, наконец, возрождение государства Израиль на тех самых землях, куда когда-то привел их Моисей.

А вот далее автор пишет и куда более удивительные вещи:

В середине 80-х годов XX века выдающийся израильский (в прошлом — советский) математик Э. Рипс ввел в компьютер текст Пятикнижия, а затем стал пробовать отыскать в нем различные слова, читая текст через интервалы 3,4, 5,6 и более букв. Результат оказался поразительным: выяснилось, что если пытаться читать Тору через такие равные интервалы, то начинают проступать не только отдельные слова, но и... новый текст. Причем в зависимости от интервала, выбранного для чтения, и слова, и текст оказывались разными.
Используя такой метод прочтения Пятикнижия, Рипс обнаружил в нем имена выдающихся писателей, ученых и политических деятелей прошлого, упоминания о различных событиях новейшей истории и т. д. Таким образом выходило, что Пятикнижие — это не просто некий вполне конкретный текст, но и зашифрованное послание, которое для расшифровки следует читать через определенное число букв. И не просто послание, а послание, содержащее сведения... обо всей будущей истории человечества.
Так, рядом со словом «Рузвельт» при таком прочтении обнаруживаются фразы «Он приказал ударить в день великого поражения» и «Хиросима в конце концов поразит весь мир. Атомная катастрофа 5705». Но 5705 год по еврейскому календарю — это 1945-й по григорианскому.

-2

В общем данный метод прочтения заключается в следующем: удаляем все пробелы и знаки препинания между словами, чтобы у нас получились одни слитные слова. Затем выводим на экран только, скажем, каждую пятую букву или каждую сотую. В полученном тексте ищем зашифрованные послания с намеком на будущее.

Все это напоминает столь популярные идеи в 90е о тайных посланиях, закодированных в грампластинках популярных исполнителей, если слушать их в обратной последовательности и т.д.

Но автор настаивает на уникальности подобного явления

На русском языке такой эксперимент был проделан с двумя великими книгами — романами «Преступление и наказание» и «Война и мир». Ни одна из них не дала подобного результата. Бесплодными оказались и попытки отыскать подобный код и в ряде книг на английском языке, а также на иврите.

Поскольку книга издана довольно давно - в 2013 году, возможно автор незнаком с трудами математика Брендона Мак-Кэйя. Он провел собственный эксперимент и с помощью программы Рипса смог расшифровать роман Мелвилла "Моби Дик".

Это кажется фантастикой, но Мак-Кэй смог найти в романе указания на кончину принцессы Дианы, Индиры Ганди и Мартина Лютера Кинга.

В целом, мне очень понравился подход автора к изложению событий, хочется прочитать его труды, посвященные пророку Давиду, царю Соломону и особенно Ироду.

Данная книга была прочитана в рамках марафона "Книга жизни" замечательной Книжной Юлы